Конспект урока по математике Вычитание. Название компонентов и результата действий. УМК Гармония (1 класс)
Конспект урока по математике
УМК «Гармония (1 класс)
ТЕМА: «Вычитание. Название компонентов и результата действия»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами информационных технологий.
Задачи.
Обучающая: познакомить с действием вычитания (раскрыть его предметный смысл); учить пользоваться соответствующей терминологией: «уменьшаемое, вычитаемое, разность», «минус».
Развивающая: способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывающая: воспитывать усидчивость, чувство ответственности; повышать интерес к математике; воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, способность к самооценке своих действий; готовность поддерживать состояние своего здоровья.
Регулятивные УУД:
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
1. Психологический настрой учащихся. Мотивация и организация учебной деятельности.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Урок начнём с математической разминки:
- Назовите предыдущее и последующее числа у числа 7, 5, 3
- Какое число идёт перед 4? (3); перед 2? (1); перед 9? (8)
- Какое число стоит между числами 1 и 3? (2); 7 и 9? (8)
- Повторим состав чисел. Каждый из вас работает с веером цифр.
У домика утром два зайца сидели и дружно весёлую песенку пели.Один убежал, а второй вслед глядит. Сколько у домика зайцев сидит? (2 это 1 и 1)
Семь весёлых поросят у корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться. Сколько свинок у корытца? (7 это 2 и 5)
Три яблока из сада ёжик притащил. Самое румяное белке подарил.С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке! (3 это 2 и 1)
Привела гусыня – мать шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки, три сынка, а сколько дочек? (6 это 3 и 3)
Восемь храбрых малышей переходят вброд ручей.
Один отстал: «Домой я хочу!» Сколько их пришло к ручью? (8 это 1 и 7)
-Кто не ошибся?
-Какую работу выполняли? Для чего?
(Повторяли предыдущее и последующее числа; состав чисел; состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении чисел)
Физминутка для глаз (дети стоят)
1) Электронная физминутка для глаз.
2) Специальные упражнения для глаз.
3. Постановка проблемы.
- Сосчитайте количество самолётов. (Самолётов 6)
- Самолёты поднялись в воздух и улетели. Сколько улетели? (Улетели 2 самолёта)
- Какое выражение можно записать? (?)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Формулирование учащимися вместе с учителем цели урока:
- Сегодня мы будем говорить о новом математическом действии. С этим действием мы сталкиваемся в своей жизни каждый день: убираем игрушки, делимся конфетами и т. д.
– Где и как это можно сделать? (Составление плана работы: варианты предлагают дети, учитель корректирует)
5. Реализация построенного проекта.
- Кто знает название этого нового действия?
- Прочитайте на доске правильное название.
- Записать выражение на ВЫЧИТАНИЕ можно следующим образом 6 - 2.
- Что обозначает каждое число? (6 - столько самолётов было; 2 – столько самолётов улетело.)
- Знак «-» минус – знак вычитания.
- Кто из вас сможет составить выражения на действие вычитания? (Составление детьми выражений.)
- Кто понял, что такое вычитание? (Когда предметы убирают)
- Что скажете про количество предметов? (Предметов становится меньше)
- Сколько осталось самолётов? (Самолётов осталось 4)
- Такие выражения называются разностью чисел. Скажем хором! (Разность чисел)
- А как же называются числа при вычитании?
- Число, из которого вычитаем, называется (Уменьшаемое)
- Число, которое вычитаем, называется. (Вычитаемое)
- Результат действия вычитания (Значение разности)
- Прочитаем выражение 6 – 2 = 4 по-разному. (6 минус 2 получится 4; из 6 вычесть 2 равно 4; разность чисел 6 и 2 равна 4; уменьшаемое 6, вычитаемое 2, значение разности 4.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа с учебником с. 3-5 задания 1-3
- Рассмотрите иллюстрацию, расскажите, что делают Маша и Миша? Что обозначают все круги над картинкой? (Маша убирает цветы из вазы; круги обозначают количество цветов, их было 5)
- Почему круги зачеркнули? (Маша убирает 2 цветка, их количество становится меньше)
- Какое это действие? (Вычитание)
-Какое выражение можно записать по данному рисунку? (5 – 2 = 3)
-Что обозначает каждое число? (5 – это столько было цветов; 2 – столько цветов убрали; 3 – это столько осталось цветов)
- Прочитаем по-разному данное выражение. (5 минус 2 получится 3; из 5 вычесть 2 равно 3; разность чисел 5 и 2 равна 3; уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности 3.)
(Аналогично разбирается соседний рисунок, задания 2, 3.)
Физминутка.
Танцевальные движения под музыку.
7. Самостоятельная работа и работа в парах.
Из тетради с печатной основой дети самостоятельно (после объяснения учителя) выполняют № 1, № 2.
Проверка № 1: записать на доске различные выражения (верные и неверные). Учитель показывает на разные выражения, а учащиеся должны встать, кто записал такое же выражение.
Проверка № 2: сначала взаимопроверка в парах, затем фронтальное обсуждение. Объяснить, почему одно выражение осталось лишним.
8. Включение в систему знаний и повторения.
Из учебника задание № 4.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Соотнести цель урока и результат.
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили? Добились ли мы её?
- Узнали мы, как называется новое действие? (Вычитание.)
- В чём его смысл? (Предметы уменьшаются.)
- Что ещё узнали про это действие?
Самооценка детьми своей работы.
- Довольны ли вы собой?
- Нарисуйте на смайлике свое настроение в конце урока.
Оценка работы детей учителем.
Всем спасибо за работу.