Образовательная программа Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы


МБОУ «Калининская основная общеобразовательная школа»
Образовательная программа
«Организация проектной деятельности учащихся
на уроках русского языка и литературы»

Составила
учитель русского языка
и литературы
Калинина Вера Васильевна
2013
Пояснительная записка
Актуальность программы
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяет задачи современной школы. Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного образования.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.
Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению.Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Обоснование выбора программы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Метод проекта дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания и опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, и он правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Цель проектной деятельности: понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении русского языка и литературы, повышение мотивации учащихся при выполнении заданий, развитие творческих способностей; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и
учащимися.
Задачи создания программы:
раскрыть роль метода проекта в преподавании русского языка и литературы;
показать роль проекта в современной коммуникативной технологии образования;
раскрыть многообразие форм проекта и их роль в успешном овладении школьными дисциплинами.
Этапы работы над проектом:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя русского языка и литературы часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах даёт ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
План действий учащихся в проекте:
Выбор темы проекта (исследования).
Постановка цели (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу (Сделать своё предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
Выбор метода (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Сбор данных (Собрать необходимую информацию, материал, оформить его, сверить свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получение результатов (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализ результатов (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
Выводы (Планирование дальнейшей деятельности). Оценка действий в группе.
Защита проекта.
Практическая реализация программы
проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с использованием метода проекта;
выступления с докладами:
доклад на ШМО учителей  «Проектная деятельность как форма творческой работы на уроках русского языка»;
доклад на педсовете «Инновационные технологии в современном образовании»;
участие в семинарах и конференциях;
участие в муниципальных конкурсах;
совместное с учащимися создание проектов.
На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском,      творческом      плане      проблемы,      требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Достоинства проектной технологии
повышение мотивации учащихся в учёбе;
получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
предоставление каждому возможностей самореализации;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата.
Список литературы:
Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. - М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель, 2000.
Интернет-ресурсы:
http://uo-bograd.narod.ru
http://project.1september.ru
http://150-4ex-lyubschool.edusite.ru
http://www.ed.gov.ru
http://www.school.edu.ru