РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История родного края Общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Астраханской области «Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
Ахтубинский филиал
(Ахтубинский филиал ГБПОУ АО «Астраханский АДК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История родного края
Общеобразовательного цикла
программы подготовки квалифицированных рабочих и
служащих по профессии
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Ахтубинск
одобрена Утверждаю
Цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № от « » 201 г.
Председатель ЦМК Гавриченко Г.М. Заведующий Ахтубинского филиала ГБПОУ АО «ААДК»
« » 201 г.
А.А. Лаптиев
Организация разработчик:
ГБПОУ АО «Астраханский автомобильно-дорожный колледж» Ахтубинский филиал.
Разработчик:
преподаватель ГБПОУ АО «ААДК»:
Рабочая программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 02.08.2013г. № 802.
Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Астраханской области «Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История родного края
Общеобразовательного цикла
программы подготовки квалифицированных рабочих и
служащих по профессии
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Астрахань
одобрена Утверждаю
Цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № от « » 201 г.
Председатель ЦМК Гавриченко Г.М. Зам. директора по учебной работе ГБПОУ АО «ААДК»
« » 201 г.
М.Ю.Полякова
Организация разработчик:
ГБПОУ АО «Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
Разработчик:
преподаватель ГБПОУ АО «ААДК»: Семенова О. Ф.
Рабочая программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 02.08.2013г. № 802.
СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»..……………… …….6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»………………….…..11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»……….………….…20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ».………………………………………......25
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Область применения программы «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»:
Программа дополнительной учебной дисциплины «История родного края» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
26.01.01 – Судостроитель – судоремонтник металлических судов,
13.01.10 – Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования,
08.01.01 – Мастер общестроительных работ,
19.01.17 – Повар, кондитер.
Программа общеобразовательной дополнительной учебной дисциплины «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История родного края», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
Учебная дисциплина «История родного края» является дополнительным учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История родного края» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «История родного края» – в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дополнительной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дополнительной учебной дисциплины:
Содержание программы «История родного края» направлено на достижение следующих целей:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Освоение содержания учебной дисциплины «История родного края» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотносить свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущее профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 – Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3 – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4 – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 5 – Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6 – Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 7 – Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Общая характеристика дополнительной учебной дисциплины «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание дополнительной учебной дисциплины «История родного края» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».
При отборе содержания дополнительной учебной дисциплины «История родного края» учитывались следующие принципы:
многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой дополнительной учебной дисциплины «История родного края» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:
эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;
процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;
социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
эволюция международных отношений;
развитие культуры разных стран и народов.
Содержание дополнительной учебной дисциплины «История родного края» разработано с ориентацией на профили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают профессии СПО и специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При освоении профессий СПО, специальностей СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей история изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
В процессе изучения истории проводятся экскурсии и посещение:
исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);
исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
мест исторических событий, памятников истории и культуры;
воинских мемориалов, памятников боевой славы;
мест археологических раскопок.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 60
в том числе: практические занятия 20
контрольные работы 10
Самостоятельная работа обучающегося
Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. 30
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся Объем
часов Уровень
усвоения
Введение. Содержание учебного материала: 2 2
Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Периодизация истории родного края. Место истории Нижнего Поволжья в истории нашей страны. Необходимость изучения истории Астраханского края. Краткая характеристика природно-географических условий края. Обзор истории края. Народы и культуры на территории края. Обзор источников по истории края – письменные источники, архивные материалы, вещественные источники – археологические, архитектурные, этнографические. Музеи Астраханского края. История изучения Астраханского края. Исследователи истории Нижнего Поволжья. История родного края – часть всемирной истории. Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 1.
Древнейшая стадия
истории
человечества в Северном Прикаспии и степях Нижнего Поволжья. Содержание учебного материала: 4 2
Северный Прикаспий в каменном веке.
Периодизация истории человечества. Природно-климатические условия Прикаспия в палеолите. Флора и фауна Северного Прикаспия. Понижение уровня Каспия и осушение Прикаспийской низменности. Заселение Прикаспийской низменности древнейшими обитателями. Мезолитические стоянки на территории Астраханской области. Сероглазовская археологическая культура. Микролитическая техника. Быт и занятия первых обитателей нашего края. Неолитические культуры Северного Прикаспия. Появление керамики. Свидетельства существования скотоводства.
Степи Нижнего Поволжья в эпоху бронзы.
Перемещение племён в эпоху энеолита. Памятники прикаспийской археологической культуры в Северном Прикаспии. Энеолитические погребения. Одомашнивание животных и развитие скотоводства. Социальное расслоение, выделение знати.
Древнеямная археологическая культура. Первые кочевники в Нижнем Поволжье. Изменение климатических условий в крае. Занятия и быт племён древнеямной культуры. Религиозные воззрения и обряд погребения. Памятники древнеямной культуры в Астраханском крае.
Катакомбная культурно-историческая общность. Территория расселения, хозяйство и быт. Захоронения: обряд, инвентарь. Вопрос о прародине индоевропейцев.
Срубная культурно-историческая общность. Территория расселения, занятия, быт. Переселение срубных племён с востока на запад. Погребальный обряд. Особенности материальной культуры. Археологические памятники срубной культуры в Северном Прикаспии. Поселения срубного времени. Идеологические представления племён эпохи бронзы.
Нижнее Поволжье в скифо-сарматское время
Формирование савромато-сарматских племён. Известия античных авторов о скифах и сарматах. Территория расселения скифов и савроматов. Нижнее Поволжье – мост между степями Востока и Запада. Проблема происхождения скифо-сарматских племён. Савроматские захоронения в Нижнем Поволжье. Занятия и быт савроматов. Идеологические воззрения савроматов и сарматов. Культурные связи региона в савроматское время.
Сармато-аланские племена. Общая археологическая периодизация их истории. Сарматские племена в Нижнем Поволжье. Политическая история сарматов. Связи сарматов Нижнего Поволжья с сопредельными регионами. Памятники сарматского времени. Обряд захоронения. Хозяйство и быт сарматов. Искусство. Находки на территории области. Алания и аланы. Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 2.
Нижнее Поволжье в эпоху раннего средневековья.
Содержание учебного материала: 2 2
Великое переселение народов. Свидетельства гуннского присутствия в Нижнем Поволжье. Взаимоотношения сарматских племен и гуннов. Смена этнической доминанты в степях. Появление тюркских племён в Нижнем Поволжье. Авары. Болгары. Хазары. Образование и политическая история Хазарского каганата. Общественный строй Хазарии. Экономика Хазарии. Торговля в жизни хазарского государства. Появление первых городов в степях. Памятники хазарского времени на территории Астраханской области. Природно-климатические условия в Прикаспии в раннем средневековье. Вопрос о местоположении столицы Хазарского каганата. Религиозные верования тюркских племён.
Кочевники домонгольской эпохи на Нижней Волге. Печенеги. Торки-огузы. Половцы. Политическая история, обряд захоронения, материальная культура. Вопрос о "городе и области Саксин". Связи Нижнего Поволжья со Средней Азией, Кавказом, Закавказьем, Приуральем, Русью в домонгольскую эпоху. Памятники домонгольской эпохи на территории Астраханского края.
Практические занятия Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 3.
Золотая Орда в
XIII-XIV вв.
Астраханское ханство.
Содержание учебного материала: 4 2
Нашествие монголов и образование Золотой Орды. Природно-климатические условия в Нижнем Поволжье в XIII-XIV вв. Государственная система, созданная монголами. Улус и юрт. Кочевой феодализм. Хозяйственная деятельность в Золотой Орде. Роль торговли в жизни золотоордынского государства. Возникновение города Хаджи-Тархана – предтечи современной Астрахани. Политическая история Золотой Орды. Население, культура и быт Золотой Орды. Принятие ислама в качестве государственной религии при хане Узбеке. Развитие центробежных устремлений. Распад Золотой Орды. Материальная культура. Памятники золотоордынского времени на территории Астраханского края. Исследование истории Золотой Орды по данным археологии. Работы Поволжской археологической экспедиции. Работы астраханских исследователей.
Историческая роль Золотой Орды в истории России.
Выделение и формирование самостоятельных государств после распада Золотой Орды. Казанское ханство. Сибирское ханство. Узбекские ханства. Ногайская Орда. Большая Орда. Выделение Астраханского ханства. Астраханское ханство и его связи с соседними землями и государствами. Политическая история Астраханского ханства. Хозяйственная жизнь Астраханского ханства. Город Астрахань в XV-XVI вв. Уменьшение роли торговли в жизни государства. Астраханское ханство как кочевое государство.
Практические занятия 2 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 4.
Присоединение Нижнего Поволжья к Русскому государству. Социально-экономическое развитие края в XVI-XVII вв.
Содержание учебного материала: 4 2
Геополитическая ситуация в степях в XVI веке. Взаимоотношения Московского государства с Астраханским ханством. Астраханское ханство в русле крымской и ногайской политики. Начало превращения России в многонациональное и многоукладное государство после взятия Казани. Отношения Москва с ногайскими князьями. Причины, организация и проведение похода на Астрахань в 1554 году. Последние астраханские ханы – Дервиш-Али и Ямгурчей. Причины, организация и проведение похода на Астрахань в 1556 году. Присоединение Астраханского ханства к Русскому государству и значение этого события. Начало строительства русской Астрахани. Строительство астраханского деревянного кремля. Земляной город. Строительство каменного кремля. Белый город. Заселение Нижнего Поволжья. Строительство новых крепостей и поселений. Калмыки и Астраханский край. Развитие экономики и торговли в XVII веке. Практические занятия 2 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 4 Тема 5.
Астраханская губерния в
XVIII веке. Социальные движения в Астраханском крае в XVII – XVIII вв.
Содержание учебного материала: 4 2
Население Астраханского края в XVIII веке: русское население и его категории. Продолжение процесса русской колонизации. Калмыки. Ногайцы, татары и другие мусульманские народы. Появление казахов. Создание Астраханской губернии. Территория Астраханской губернии. Астраханская губерния при Петре I. Строительство флота в Астрахани. Персидский поход Петра I. Экономическое развитие Астраханского края в XVIII веке. Астрахань в системе внутриторговых связей России. Строительство Астрахани в XVIII веке. Просвещение в Астрахани в XVIII веке.
Астраханский край в "Смутное время". Астраханские самозванцы – "царевич Август", Иван Хворостинин, " царевичи" Лаврентий, Фёдор, Мартынка, Семён, Василий, Клементий и пр. Участие астраханских самозванцев в общерусской смуте. Иван Заруцкий и Марина Мнишек в Астрахани. Восстание под руководством Степана Разина и Астраханский край. Причины, движущие силы восстания. Социальный состав движения. Поход Разина на Каспий в 1667 году. Разин в Астрахани в 1669 году. Поход Разина на Волгу. Взятие волжских крепостей. Захват Астрахани. Разин и астраханцы. Астраханские атаманы и старшины – Василий Ус, Фёдор Шелудяк, Иван Терской. Организация самоуправления в Астрахани. Митрополит Иосиф и восставшие. Подавление восстания и взятие Астрахани правительственными войсками. Последствия разинского восстания. Восстание в Астрахани в 1705-1706 годах. События крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Е.И. Пугачёва в Астраханском крае. Практические занятия 2 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 6.
Астраханский край в XIX в.
Содержание учебного материала: 4 2
Территория и население Астраханской губернии. Социальные отношения. Государственное управление в Астраханской губернии. Продолжение заселения Астраханского края. Помещичья колонизация. Переселение государственных крестьян. Отходничество. Участие населения края в Отечественной войне 1812 года. Астраханский гренадерский полк. Астраханский кирасирский полк. Калмыцкие полки. Джамбо Тайши Тундутов. Серебджаб Тюмень. Общественные движения в первой половине XIX века, тайные общества в Астрахани. Изменения в хозяйственном освоении края. Торговля и транспорт.
Реформы 60-80-хх годов XIX века в Астраханском крае. Отмена крепостного права и её воздействие на хозяйство и общественную жизнь Нижнего Поволжья. Городская реформа. Создание Астраханской Городской думы. Городская управа. Судебная реформа в Астрахани. Задержки в организации и проведении реформы. Проведение Военной реформы в Астраханском крае. Экономика края во 2-й половине XIX века. Земледелие, скотоводство, торговля, садоводство, рыбный промысел. Астраханские купцы-рыбопромышленники. Соледобыча и её роль в экономике края и России. Торговля Астрахани в конце XIX века. Астраханский порт и развитие пароходства. Астрахань в системе транспортировки нефти. Общественно-политическая жизнь края во второй половине XIX столетия. Строительство Астрахани в XIX веке. Просвещение в Астраханском крае в XIX веке. Народы Астраханского края. Их общественные отношения, культура и быт. Астраханское казачество. Практические занятия 2 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 4 Тема 7.
Астраханский край в начале ХХ века. Революционные события в крае. Гражданская война.
Становление социалистической системы. Содержание учебного материала: 10 2
Экономика края в начале ХХ века (1900-1917 гг.). Развитие коммунального хозяйства г. Астрахани в конце XIX-начале ХХ вв. Политические партии и общественные движения в Астраханском крае в конце XIX-начале ХХ вв. Революционные события в крае в 1905-1907 гг. Просвещение и образование в крае в 1900-1917 гг. Политические события в Астраханском крае в 1917 году.
Формирование новых советских органов власти. Установление Советской власти в крае. Городская Дума и Астраханский Совет. Комитет народной власти. Стихийные выступления рабочих в городе. Астраханские казаки в событиях 1917 года. Создание Красной Гвардии в Астрахани. "Казачий мятеж" против Советской власти. Провозглашение власти Советов в Астрахани. Боевые действия в 1918-1919 годах. Мобилизация населения в Красную Армию. Борьба с продовольственной спекуляцией. Мятежи в Астрахани летом 1918 года. XI Красная Армия и Астрахань. С.М. Киров в Астрахани. Астраханская оборона. Рабочие восстания в Астрахани в марте 1919 года. Бои XI Красной Армии с белогвардейскими частями на севере губернии. Взятие Царицына. Завершение обороны Астрахани. Социально-политические последствия войны и революции.
Государственное регулирование экономики в годы НЭПа. Промышленность и рынок. Восстановление разрушенной промышленности. Развитие рыбной промышленности в годы НЭПа. Деятельность Госрыбтреста. Государственная монополия на рыбную ловлю. Частные предприятия в Астраханском крае в годы НЭПа. Политические события в крае в 20-30-е годы. Громкие политические судебные процессы. "Астраханщина". Насильственное создание колхозов. Массовые репрессии в Астраханском крае. Народное образование и подготовка кадров в Астраханском крае в 20-30-е годы. Межнациональные отношения и национальная политика в предвоенные годы Практические занятия 4 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 8.
Астраханский край и астраханцы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
Содержание учебного материала: 12 2
Народное хозяйство в условиях военного времени. Перестройка хозяйства на военные рельсы. Стратегическое транспортное положение Астрахани в военные годы. Волжский флот в годы войны. Железные дороги области в годы войны. Рыбная промышленность. Сельское хозяйство Астраханского края в 1941-1945 гг. Образование новых хозяйств. Мобилизация населения Астраханской области. Продовольственное снабжение тыла и фронта. Медицина в Астрахани. Создание Астраханской области в 1943 году. Астраханцы в Великой Отечественной войне. Астраханцы – герои. Население края на строительстве оборонительных сооружений. Астрахань – прифронтовой город. 28 армия и Астрахань. Школы Астраханской области в годы войны.
Восстановление и развитие промышленности. Реконструкция старых предприятий, строительство новых. Разведка месторождений нефти и газа. Аграрная политика государства и сельское хозяйство области. Возврат к жёстким мерам в отношении крестьян. Ликвидация подсобных хозяйств. Послевоенный быт. Общественно-политическая и культурная жизнь области в 1945-1950 гг. Практические занятия 2 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 9.
Астраханская область в 1950 – 1980-е гг.
Содержание учебного материала: 4 2
Аграрный сектор экономики области. Неудачная борьба государства с личными подсобными хозяйствами. Создание подсобных хозяйств для промышленных предприятий. Материальная поддержка государством коллективных хозяйств. Укрупнение колхозов и совхозов. Снижение рентабельности хозяйств. Создание МТС и РТС. Промышленно производство: новые и традиционные отрасли. Строительство и реконструкция пищевых предприятий. Начало промышленной добычи газа и нефти. Энергетика области. Транспорт. Социально-культурное развитие региона. Создание сети культурно-просветительских учреждений. Различия в уровне жизнеобеспечения села и города. Миграция населения в астраханской области. Строительство Астрахани в ХХ столетии. Благоустройство и реконструкция улиц и жилья. Практические занятия 2 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 10.
Астраханская область на рубеже веков. Содержание учебного материала: 4 2
Экономика Астраханской области в конце ХХ столетия. Формирование государственных органов власти и системы местного самоуправления. Принципы их взаимосвязи. Партии и общественно-политические движения в Астраханской области в 80-90-х гг. ХХ века. Национально-культурные общества. Народное образование в Астраханской области в 90-е годы ХХ века. Становление здравоохранения в Астраханской губернии. Здравоохранение в Астраханской области в конце ХХ века.
Астраханская область на современном этапе развития Практические занятия 2 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 2 Тема 11.
Культурная и духовная жизнь Астраханского края. Содержание учебного материала: 4 2
Литературная страницы истории Астрахани. Астраханская картинная галерея имени Б.М. Кустодиева. Театры Астрахани. Музыкальная культура Астрахани. Библиотечное дело в Астрахани и в области. Развитие музейного дела в Астрахани. Архивное дело в Астраханском крае. История религиозных конфессий в Астраханском крае. Практические занятия 4 Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося 4 Итого по дисциплине
«История» Максимальная учебная нагрузка 90 Обязательная аудиторная учебная нагрузка 60 В том числе: Практические занятия 20 Контрольные работы 10 Самостоятельная работа обучающегося 30 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации дополнительной
УЧЕБНОЙ дисциплины «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дополнительной учебной дисциплины «История родного края» требует наличия учебного кабинета истории. Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы дополнительной учебной дисциплины «История родного края» входят:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В процессе освоения программы дополнительной учебной дисциплины «История родного края» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Алексеев Б.Н. Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв.– Сталинград, 1936
Барбаро и Контарини о России. – Л., 1971
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. - М., 1962, Вып. 1; М., 1967 Вып. 2
История Татарии в документах и материалах. – М., 1937
Кидирниязов Д.С. Ногайцы в известиях русских, западноевропейских и восточных авторов XV-XVIII вв. – Махачкала, 1999
Ключаревская летопись. – Астрахань, 1887
Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. - Л.,1932
Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1957
Путешествие ибн-Фадлана на Волгу./ под ред. И.Ю. Крачковского. - М.-Л., 1939 или в сб. "На стыке континентов и цивилизаций". М., 1996
Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М., 1952
Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986
Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – вып.1 – СПб, 1884; Вып. 2 - М.-Л., 1941
Хрестоматия по истории Астраханского края. Учебное пособие. - Астрахань, 1992
Челеби Эвлия. Книга путешествия. Выпуск 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. - М., "Наука", 1979.
Дополнительная литература:
Арабески истории. Вып. 5-6. Каспийский транзит. Т.1. - М., 1993
Артамонов М.И. История хазар. - Л., 1962
Астраханская область. Справочник по административно-территориальному делению. – Волгоград, 1984
Астраханские губернаторы. Историко-краеведческие очерки. – Астрахань, 1997
Астрахань в кармане: иллюстрированный альманах-ежегодник. – Астрахань, 1925
Астрахань. Справочная книга. – Сталинград, 1937
Атлас Астраханской области – М., 1997
Баллод Ф.В. Приволжские Помпеи. – М-Пг, 1923
Блокнот агитатора. Специальный выпуск. – Астрахань, 1967
Васильев И.Б. Энеолит Поволжья. Степь и лесостепь. - Куйбышев, 1981
Васькин Н. Заселение Астраханского края. – Волгоград, 1975
Вереин Л.Е. Присоединение Нижнего Поволжья к Русскому государству и начало строительства русской Астрахани. - Астрахань, 1958
Викторин В.М. "Кто мы, астраханцы?" // "Астраханские известия" №№ 10, 11, 14, 21, 27, 38, 39 за 1994 г.
Герасименко Г.А., Точёный Д.С. Советы Поволжья в 1917 году. Борьба партий, большевизация Советов. Октябрьские дни. – Саратов, 1977
Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трёх царств природы. – СПб, 1777
Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII – нач. XVIII вв. – М., 1988
Города Поволжья в средние века. - М., 1974
Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда (очерк истории Улуса Джучи в период сложения и расцвета в XIII – XIV вв.) - Л., 1937
Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь- М., 1993
Гумилёв Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. - М., 1993
Древнейшие государства на территории СССР.- М., 1967
Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды. - М., 1985
Егоров В.Л. Начальный период истории Ногайской Орды. // Историко-географические аспекты развития Ногайской орды. – Махачкала, 1993
Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху. (конец IV-V вв.) - СПб, 1994
Имя на карте Астраханской области. - Астрахань, 1999
История Астрахани в названиях улиц. Аннотированный стправочник. – Астрахань, 1999
История Астраханского края – Астрахань, АГПУ, 2000
История Казахской ССР. - Алма-Ата, 1967
История СССР с древнейших времён до наших дней. – М., 1966
Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Скалиев А.И. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. - Черкесск, 1988
Когитин В. Русские люди Волжского Понизовья. – Волгоград, 1993
Марков А.С. Были Астраханского края. – Волгоград, 1976
Марков А.С. Забытые страницы – М., 1984
Марков А.С. Петр Первый и Астрахань. – Астрахань, 1994
Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР.-М., 1980 Сб. IX.
Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации. – М., "Просвещение", 1992
Мелентьев А.Н. О возникновении скотоводства в Евразийских степях // Проблемы эпохи энеолита степной и лесостепной полосы Восточной европы. – Оренбург, 1980
Мелентьев А.Н. Памятники сероглазовской культуры (неолит Северного Прикаспия) //КСИА. – М.: Наука, 1975, вып. 141
Мерперт Н.Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. – М., "Наука", 1974
Миннегулов Х.О. О литературе Золотой Орды. //Идел, 1994, №13(96), март
Мошкова М.Г. Происхождение раннесарматской (прохоровской) культуры. – М., "Наука", 1974
На стыке континентов и цивилизаций. - М., "Инсан", 1996
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М.,1990
Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской Империи. - СПб, 1809
Пальмов Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков – Астрахань, 1926
Панин И.И. Астраханская область в годы Великой Отечественной войны. – Астрахань, 1995
Панин И.И. История Астраханского края (1900-1940) – Астрахань, 1997
Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVI вв. (очерки из истории края и его колонизации). - М., 1877
Плетнёва С.А. Кочевники средневековья – М., 1982
Плетнёва С.А. Очерки хазарской археологии – М-Иерусалим, 1999
Плетнёва С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях.//МИА №62, - М., 1958
Плетнёва С.А. Хазары – М., 1976
Польская А.И. Патриотизм трудящихся Астраханской области в годы Великой Отечественной Войны. – Астрахань, 1957
Попова Т.Б. Племена катакомбной культуры // Труды ГИМ – М., 1955, вып. 24
Природа и история Астраханского края – Астрахань, АГПУ, 1996
Проблемы этногенеза народов Волго-Каспийского региона в свете данных фольклористики (Материалы научного семинара) – Астрахань, 1989
Промышленная Астрахань. – Астрахань, 1959
Россия: Полное географическое описание нашего отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. Репринтное издание / Под ред. В.П. Семёнова – Ульяновск, 1998
Рыбушкин М. Записки об Астрахани. – М., 1841
Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии.за 300 лет её существования с 1602 по 1902 гг. – Астрахань, 1905
Сафаргалиев М.Г. Заметки об Астраханском ханстве. // "Сборник статей преподавателей пединститута".- Саранск, 1952
Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. - Саранск, 1960. Или в кн.: "На стыке континентов и цивилизаций". - М., 1996
Скоробогатов В.П. 28-я в боях за Калмыкию. – Элиста, 1968
Скрипкин А.С. Азиатская Сарматия. - Саратов, 1990
Смирнов К.Ф. Савроматы. – М., "Наука", 1964
Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. – М., "Наука", 1984
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. К.3, Т. 5-6 – М., 1960
Срубная культурно-историческая общность. – Саратов: СГУ, 1974
Степи евпропейской части СССР в скифо-сарматское время. - М., 1989
Степи Евразии в эпоху средневековья - М., 1981
Сысоев П.С. 14 суток вооружённой борьбы за установление Советской власти в Астрахани. – Астрахань, 1957
Сысоев П.С. Из истории соляной промышленности Астраханской губернии. – Астрахань, 1958
Татары Среднего Поволжья и Приуралья – М., 1966
Усманова А. Юртовские татары. // Очерки исследователей Астраханского края. – Астрахань, 1997
Фёдоров – Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973
Фёдоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. - М., 1994
Фёдоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. - М., 1980
Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства.//На стыке континентов и цивилизаций – М,, Инсан, 1996
Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. – М., 1988
Шилов В.П. Очерки по истории древних племён Нижнего Поволжья – Л., 1975
Шнайдштейн Е.В. Археологические памятники Астраханской области. // "Диалог", 1990, № 13
Шнайдштейн Е.В. Археологические памятники Астраханской области. Путеводитель по памятникам археологии Ахтубинского района. - Астрахань, 1990
Шнайдштейн Е.В. Путеводитель по памятникам археологии Астраханской области. Успенский могильник . - Астрахань, 1990
Шнайдштейн Е.В. Путеводитель по памятникам археологии Астраханской области. Степные курганы. - Астрахань, 1991
Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства – М., "Наука", 1980
Штылько А. Астраханская летопись историческая. Известия, события, постановления правительственных и других учреждений и факты из общественной жизни с 1554 по 1896 гг. включительно. – Астрахань, 1987
Штылько А. Иллюстрированная Астрахань – Саратов, 1896
Шубин И.А. Волга и Волжское судоходство. – М., 1927
Эрдниев У.Э. Калмыцкая степь в эпоху катакомбной культуры. // Археологические памятники калмыцкой степи. – Элиста, 1978
Юхт А.И. Индийская колония в Астрахани // Вопросы истории, 1957, №3
Юхт А.И. Торговые связи Астрахани с внутренним рынком (20-50-е годы XVIII в.) // исторические записки, №118 – М., 1990
Для преподавателей:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. - М., 2012.
Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. - М., 2015.
Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. - М., 2013.
История России. 1900 - 1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Данилова.- М., 2010.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. - 2014. - № 13. - С. 10 – 124.
Интернет-ресурсы:
www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).
www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).
www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI - XVIII столетиях).
www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).
www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
www. temples. ru (Проект «Храмы России»).
www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. - коллекция Льва Бородулина).
www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).
www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).
www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).
www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,
документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «ИСТОРИЯ родного края»
Контроль и оценка результатов освоения дополнительной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Обучающийся должен уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Обучающийся должен знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; Презентация индивидуальных и групповых домашних заданий.
Исследовательская работа.
Выполнение упражнений.
Тестирование.
Терминологические диктанты.
Работа над ошибками.
Составление опорно-логичес-ких конспектов;
Составление таблиц и схем.
Презентация индивидуальных проектов.
Реферат.
Исследовательская работа.
Собеседование.
Наблюдение за ходом дискуссии.
Оценка проделанной практической работы.
Тестирование по теме.
Фронтальный опрос.
Индивидуальный опрос.
Сообщение по теме.
Итоговое тестирование.
Дифференцированный зачет.
Результаты освоения общих компетенций Формы и методы контроля и оценки
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущее профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2 – Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
ОК 3 – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы Соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ, экспертная оценка выполнения практической работы
ОК 4 – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Выполнение и защита рефератов
ОК 5 – Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
ОК 6 – Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
ОК 7 – Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Проверка практических навыков