Тест по русскому языку: Односоставные предложения
Односоставные предложения
Урок контроля знаний
Тест. Односоставные предложения 2
Вопросы теста по теме «Односоставные предложения» предусматривают проверку знания всех основных теоретических положений темы и ее практической части: принцип деления простых предложений на двусоставные и односоставные (вопрос 1), умение определить вид односоставного предложения по известным признакам главного члена (вопрос 2), умение находить в тексте односоставные предложения разных видов (вопросы 3, 4, 5), определение способа выражения сказуемого в безличных предложениях (вопрос 6), определение роли назывных предложений в тексте (вопрос 7), выделение грамматической основы в односоставных предложениях (вопрос 8), характеристика предложения по наличию в нем тех или иных главных членов (вопрос 9), умение выделять односоставные предложения в сложных предложениях (вопрос 10).
Работа с тестом занимает примерно 20 минут урока. В оставшееся время можно провести частичный комплексный анализ текста, в котором использованы односоставные предложения. Это можно сделать на примере стихотворения Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!».
Ключи:
1 вар-1(1), 2(б.л, о.л,о.л) , 3(1,3), 4(2,3,4,5), 5(2), 6(5-категория состояния), 7(1.2), 9(о.л , о.л, двусост, двусост, обобщ.л) 10(1-о.л, 2-б.л, 3-о.л)2вар-1(2) ,2(1-б.л,2-н.л,3-н.л) 3(1,4) 4(1,2,3,4), 5(1-назывное) ,6(2-трудно отыскать), 7(2,3,4,5) .9(н.л, двусост,н.л. н.л, двусост) 10(1-н.л,2-о л, 3-наз)
Вариант I
1. Укажите верное утверждение.
1) Предложения, в которых два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.
2) Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.
3) Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.
2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
1) Нет подлежащего.
2) Основная форма сказуемого-глагола – 1-е или 2-е лицо.
3) Действие совершается определенным лицом.
3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.
1) От добра добра не ищут. 2) Спешим на тренировку. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) Во дворе наконец построили спортивную площадку .4. Укажите неопределенно-личные предложения.
1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)
5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это предложение?
1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели листья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на пожухлую землю. (По Г.А. Скребицкому)
6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.
1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им лютый мороз. 5 ) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)
7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?
1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом. 4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий)
8. Найдите грамматические основы в предложениях.
1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть.
9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.
10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.
1) Если заводишь друга, смотри в его сердце. (Пословица) 2) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. (И.С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг.(В.Г. Лидин)
Вариант II
1. Укажите неверное утверждение.
1) Если в предложении имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое), то оно является односоставным.
2) Если в предложении имеется одна основа, то оно является односоставным.
3) Односоставные предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными.
2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
1) Нет подлежащего.
2) Сказуемое-глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму прошедшего времени множественного числа.
3) Глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие.
3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.
1) Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Береги нашу природу. 3) На уроке математики первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по осени считают.
4. Укажите неопределенно-личные предложения.
1) Как делают бумагу? 2) Спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков. 3) Затем мелко-мелко рубят. 4) И варят с кислотой, очищая от ненужных примесей. 5) При этом в раствор переходят все составные части древесины. 6) И лишь целлюлоза остается твердой.
5. Найдите предложение, в котором есть только один главный член – подлежащее. Как называется это предложение?
1) Осень. 2) Хлюпает дождик. 3) Как ему не надоест целый день хлюпать? 4) Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. 5) А потом пойдут туманы. (По С.Черному)
6. Найдите безличное предложение и укажите, чем выражено в нем сказуемое.
1) Не все рады снегу. 2) Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу или жука. 3) И голодные птицы летят поближе к жилью, к людям. 4) Иногда им улыбается удача. 5) Они отыщут где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся со всех сторон. (По Н.Калининой)
7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?
1) В природе есть праздники. 2) Ледоход. 3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5) Первые соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. 7) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (По В.Пескову)
8. Найдите грамматические основы в предложениях:
1) Клин клином вышибают. 2) Рыбе дождь не страшен. 3) Соль едят во всем мире. 4) Огонь маслом не заливают. 5) Два медведя в одной берлоге не уживутся.
9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.
10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.
1) У многих народов дуб считался самым красивым деревом, и к нему относились с почтительностью и любовью. (Н.Верзилин) 2) Когда открываешь книгу с рисунками или фотографиями, то словно попадаешь в другой мир. (Е.Каменева) 3) Синее-синее небо, на котором ярко блестит солнце