Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода
Презентацию подготовила:Кутузова Людмила Викторовна учитель высшей категории «Старший учитель» ГБОУ «Ровеньковская общеобразовательная школа № 5»«Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода»
Уважаемые педагоги! Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка способами действий. Именно на это направлены стандарты ВГОС.
Всем хорошо знакома аббревиатура “ВГОС”? - Ваши ассоциации , связанные с этим термином.образовательная программа, УУД, современные технологии, социализация,современный урок.
Временные государственные образовательные стандарты общего образования ЛНР определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования.Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех «Т». Почему? О каких трёх «Т» идет речь?Требования к условиям Требования к структуре образовательных программТребования к результатамЕсли раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике полученных знаний.
Новые социальные запросы, отраженные в ВГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
В начальной школе ребенка должны научить: не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений:
1группа - это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Главным документом в разработке стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам УРОК.
Профессиональная и методическая подготовка учителя Целеполагание и мотивация учения Системно-деятельностный подход Современные средства обучения Выбор оптимальных средств обучения Создание условий для саморазвития Анализ каждого учебного занятия Современный урок по ВГОСВГОС
это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.Современный урок
1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения. 6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Качество современного урока определяется общими к нему требованиями
7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций. Качество современного урока определяется общими к нему требованиями
Типы уроковТип урокаЦелевое назначениеУрок усвоения новых знанийПервичное усвоение новых предметных и метапредметных знанийУрок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)Урок обобщения и систематизации предметных знанийСистематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)Урок повторения предметных знанийЗакрепление предметных знанийУрок контроля знаний и уменийПроверка предметных знаний, умений решать практические задачиУрок коррекции знаний, умений и навыковИндивидуальная работа над допущенными ошибкамиКомбинированный урокРешение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока
Технологическая карта – это современный вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное моделирование образовательного процесса и учебных курсов в начальной школе. Подготовка учителя к уроку с использованием технологической карты позволяет спрогнозировать условия для обеспечения формирования и развития предметных и метапредметных умений (универсальных учебных действий), достижения личностных результатов в соответствии с требованиями ВГОС НОО. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса в начальной школе по темам курса и позволяет педагогу выстраивать поэтапную реализацию достижения планируемых результатов образовательной программы образовательной организации.
программные и технические средства:кино–, аудио– и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материаловСлайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителяИнформационная технология обучения
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования: умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность; осознание полезности получаемых знаний и умений.Вывод
Хотим Вам пожелать во всем удачи,Чтоб были по плечу Вам все задачи, Чтоб дети Вас ничем не огорчали, Чтоб обходили стороною Вас печали!