ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ в 5 классе с применением системно-деятельностного подхода в организации учебного процесса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ в 5 классе с применением системно-деятельностного подхода в организации учебного процесса.
Ф.И.О. учителя Бычкова Светлана Михайловна
Учебный предмет Искусство (Музыка)
Класс 5а,5б,5в, 5г I четверть, 2 урок
Тема урока: «Искусства различны, тема едина»
Тип урока: Урок изучения нового материала Форма урока: Урок – дискуссия
Проблема: существует ли единая тема между различными видами искусства?
Цели для ученика
Расширить словарный запас.
Самостоятельно применять изученный и новый материал, вносить свой элемент при выполнении заданий.
Научиться управлять собственным вниманием, развивать навыки самоконтроля и оценивания ответов одноклассников.
Цели для учителя
Образовательные:
- познакомить с различными видами искусства;
- научить слушать и слышать музыкальное произведение;
- развивать и совершенствовать умение анализировать зрительный и образный ряд;
- формировать умения навыка развития устной речи.
Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с музыкальным рядом и литературным текстом;
- обогащать через сравнительную характеристику словарный запас у обучающихся.
- развивать наблюдательность и умение сравнивать изображаемый образ через музыкальное произведение
Воспитательные: уметь находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
- уметь взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;
- формировать у обучающихся чувство сопричастности и сопереживания к окружающему миру.
Планируемые результаты обучения через формирование УУД:
Личностные: находить возможность для творческой самореализации на уроке; направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством.Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на протяжении урока; умение адекватно оценивать свои возможности и способности; уметь оформлять краткие записи материала урока.Коммуникативные: учиться ориентироваться в информационном материале учебника.
Познавательные: развивать умение работать с информацией;
Предметные: дать представление о композиторах, художниках, писателях, их творчестве; учиться показывать в исполнении характер музыкальных образов: сравнивать основные понятия искусства: краски, оттенки; учиться выявлять общее между различными видами искусства.
Методы: - моделирования художественно-творческого процесса; - проблемной ситуации; - размышления и обобщения музыки.
Зрительный ряд:
Литературный ряд:
Музыкальный ряд: Картина И.И Левитана «Осенний день. Сокольники»
Портрет композитора П.И. Чайковского.
Таблица эмоциональных впечатлений.
Таблица сравнительного анализа.
Стихотворение А. Толстова «Осень, осыпается весь наш бедный сад»
Пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла пьес «Времена года»
Оборудование для учащихся Автор программы учебного курса: В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Искусство. Музыка 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.:Дрофа, 2012г. текст с19 – 25
Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс., Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 10-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2010г.
Музыка. 5 класс. Фонохристоматия, 2 CD Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.:Дрофа, 2010г.
Деятельность учителя Речь учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1 2 3 4 5 6 7 8
1.Мотивация к учебной деятельности (орг. момент 1мин)
Создание художественно – эстетической среды класса. Проверка готовности обучающихся к уроку Приветствует учащихся, предлагает сесть, проверят отсутствующих в классе, проверяет наличие УУК на парте Учащиеся настраиваются на урок. Определить цель в учебной деятельности с помощью учителя Учащиеся проверяют наличие учебника, тетради, пишущих принадлежностей. 2.Актуализация знаний (2-3 мин)
Учитель подводит к тому, что МИР ИСКУССТВА развивается и изменяется вместе с человечеством. Обращает внимание на ТЕМУ урока и пытается выявить основные три вида ИСКУССТВА – музыку, ИЗО и литературу и что их может объединять.
Важно понять, что будет являться Темой урока Долгие столетия, прошли с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле… (стр 19)
Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, отвечают на вопрос учителя, делаю выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение.
Распознание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализ. Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. Коммуникация, потребность поделиться со сверстниками и с учителем своим мнением. Умение слушать и воспринимать мнение других. Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.
3.Постановка учебной задачи (4-5мин)
1.Учащимся предлагается ознакомиться с картиной И. Левитана. «Осенний день. Сокольники».
2.Выделить задачи деятельности Перед вами картина И. Левитана. «Осенний день. Сокольники»
Определите характер полотна.
Что изображено на переднем плане?
Какие краски использует художник? Учащиеся анализируют картину, выделяют образ, основное содержание полотна И.Левитана. Выделяют основную информацию из названия картины. Выдвигают свои гипотезы и обосновывают их. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
Воздействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
Одиноко идущая женская фигура.
Тусклые, серые, мрачные, унылые Слушать собеседника, высказывать свое мнение, взаимодействовать путем взаимопонимания. Контролировать правильность ответов своих одноклассников. Уметь действовать в соответствии с целевой установкой. Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять и уточнять мнения, высказанные одноклассниками.
4.Открытие нового знания (6-7мин)
Учитель подводит к тому, что на полотне Левитана изображена не только осень с увядающими красками, с тусклой палитрой и мрачностью образа, но и эта картина говорит о чем то большем и глубинном – одиночестве и сожалении Парк, аллея, женская фигура, одиноко идущая нам навстречу.
Какие эпитеты появляются при просмотре картины?
Мы проникаемся в состояние этой неведомой женщины и пытаемся понять: о чем думает, что чувствует.
Помимо женской фигуры, что ещё говорит о одиночестве?
Какая тема прослеживается на картине Левитана? Выявляют основной зрительный ряд, последовательность изображаемых предметов, сравнивают передний и задний план, гамму цвета. Выявлять последовательность изображаемых предметов, сравнивать, анализировать их Отвечают на вопрос учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего между главной Темой урока и вновь появившейся.
Грусть, печаль, уныние, одиночество.
Одиноко высаженные деревья, скамейки, на которых ни кто не сидит и даже тропинка, словно разделяет одну сторону парка от другой, тем самым не дает возможности соединиться…
Тема ОСЕНИ, одиночества. Формируют диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.
Личностно оценивают полотно И. Левитана Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в процессе учебной деятельности.
5.Знакомство с музыкой П.И. Чайковского «Осенняя песнь» 5-7мин
Слушают музыку, выделяют основную тему, музыкальный образ с помощью средств музыкальной выразительности. Музыка П. И. Чайковского. Осенняя песнь из цикла пьес для фортепиано «Времена года». Композитор стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, но и вносит щемящую человеческую ноту.
Скажите, какой характер произведения?
Основные признаки песни?
Что навевает грусть, печаль, одиночество?
Эпиграф, взятый из стихотворения А. Толстого, подчеркивает этот мотив боли и сожаления Учащиеся слушают музыку П.И. Чайковского. Октябрь. Анализируют стилевые, темповые, динамические оттенки каждой части произведения.
Устанавливают аналогии особенности письма Левитана и музыки Чайковского. Общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего в двух произведениях.
Медленная, спокойная, напевная, унылая, чувственная, мрачная, увядающая, одинокая, безысходная...
Напевность, протяжность, плавность, непрерывность…
Минорный лад, медленный темп – отсутствия движения…, один инструмент - фортепиано Формируются вербальные и невербальные средства общения для раскрытия своего отношения к музыке Оценивают выразительные и изобразительные особенности произведений искусства (живописи, музыки, литературы) Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая контроль в сотрудничестве с учителем и со сверстниками
6.Самостоятельная работа (письменный сравнительный анализ) (4-5мин)
Работа по карточкам. Поочереди обращаемся к картине Левитана и к произведению Чайковского. Определить различные или общие черты. Мы заполним таблицу сравнительного анализа, которая поможет выявить общие черты и даже общую Тему нашего урока. Выявляют особенности стиля письма картины и характера музыкального произведения, отвечают на вопросы, поставленные в заданиях о цветовой гамме в картине и в характере музыкального произведения. Формируют умение работать с информацией, через конктретно – чувственное сравнение, обобщение и анализ. Участие в совместной деятельности, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы, заполнения таблицы, т.е.размышления, умения приходит к общему мнению. Распределение начальных действий, планирование общих способов работы, которые помогут быстро и эффективно справится с заданием. Оценивают и соотнося полученные знания и умения во время урока, которые уже ранее были приобретены. Умение различать объектвную трудность и субъективную сложность поставленной проблемы, способность планировать свою деятельность.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-6мин)
Звучит тихо музыка, которая помогает воссоздать атмосферу тишины и покоя. Домашнее задание:
1.Нарисовать свое видение и слушание произведения П.И. Чайковского.
2.Привести примеры из литературы, живописи и музыки, в которых бы была показана общая тема. Выявляют общие черты, сопоставляют особенности различных видов искусства – живописи, музыки и литературы Распознают существенные признаки изучаемой проблемы с помощью наблюдений, сравнений, анализа. Применяют словарь эмоциональных оттенков (признаков) для характеристики звучащей музыки и художественных образов. Коммуникация, обеспечивающая реализацию процесса распределения, обмена и взаимопонимания. Оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки и ИЗОумение планировать работу до её начала, т.е. выбор своего варианта домашнего задания.
Умение оценивать задание и свои возможности.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог 2-3 мин)
С учащимися выявить основные цели и задачи и получилось ли их разрешить? Ребята, какую задачу ставили на уроке?
Удалось ли её решить?
Какие получились выводы? Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока. Сравнивали, анализировали, классифицировали, обобщали. Участвовали в совместной деятельности, общались и взаимодействовали на различных этапах урока Планировали способы и приемы работы путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы. Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока Умение адекватно воспринимать как твои действия оценивают учитель и сверстники.
9.Исполнение песни музыка: Й.Гайдна, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой» (2-3 мин)
Участвовали в совместном исполнении выученной и любимой песни Взаимопонимание. Коммуникация, которая объединяет весь коллектив поющих.