Внеклассное занятие Добро творящий творит Жизнь


Урок доброты
«Добро творящий творит Жизнь». (4 класс)
Цель:
- формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим; толерантное отношение к людям с инвалидностью
- развивать творческие возможности детей.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор            (или интерактивная доска)
Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.
Конспект занятия
Орг.  момент.
Включаем песню «Дорогою добра»
- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.
- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Тема нашего урока «Добро творящий жизнь творит»
- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
- А как вы думаете?
(Дети отвечают)
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
- Сегодняшний классный час – это урок доброты. Что такое добро? Кого можно назвать добрым человеком? Над этими вопросами задумались и наши предки: бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. О добре будут размышлять и ваши дети и внуки.
Итак, что такое добро?
Добро – это что-то хорошее, приятное.
Добро – это красивое, радостное.
Добро – это солнце, весна, улыбка, мама и папа.
Добро – это помощь, забота.
Добро – это когда люди помогают друг другу.
Послушаем, что писали о доброте известные люди:
Добро – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой – М. Твен
Доброта для души то же, что здоровье для тела – Л. Толстой
Из всех добродетелей и достоинств души - величайшее – доброта – Ф. Бэкон
Доброта – качество, излишек которого не вредит – Голсуорси.
Кто же делает добро? – Человек.
Кого мы можем считать добрым человеком? Завершим фразу: Добрый человек – это тот, кто…
помогает другим людям
помогает не только людям, но и животным
бережет и охраняет природу
воспитан, честен
-  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Вопросы и задания для беседы:- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое  дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.
(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)
Слушаем сказку.Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.НееловаВ спахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.- И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопросы и задания к сказке:• Почему капелька пожалела крестьянина?• Какими качествами должен обладать хороший земледелец?• Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?
(После каждого вопроса ответы детей.)
А давайте обсудим с вами человеческие качества, как вы их понимаете:
Добродушный – добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный.
Добронравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.
Добропорядочный – приличный, достойный одобрения, порядочный.
Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
Добросовестный – честно выполняющий свои обязательства, обязанности.
(После каждого слова ответы детей, в конце учитель подводит итог.)
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и товарищей).
Рассмотрим ситуацию:
Живут два человека. У каждого - десять хороших друзей.
Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом, и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. А когда друзья обращаются к нему за помощью, он всегда отказывает им. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.
Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.
С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?
Вывод :Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься. Спешите делать добрые дела!
Сейчас мы проведем тест “Добрый ли я” . Каждый из вас сможет проверить, какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?
Давайте рассмотрим бланк ответов
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”.
Вы работаете по заполнению анкет, а я озвучу вопросы:
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?5. Часто ли ты используешь злые шутки?6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Объясняю, как правильно подсчитать баллы
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Все время, пока существует человек, это качество- доброта- ценилось всегда. Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем: “А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.
Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим. В конце нашего классного часа должен расцвести цветок доброты.
Слова чудеснейшие этиУслышать каждый очень рад; Добреют взрослые и детиИ улыбнуться всем спешат.
Сейчас я буду читать стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)Зазеленеет старый пень,Когда услышит: ... (“Добрый день!”)Мальчик вежливый и развитый,Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)Растает ледяная глыбаОт слова доброго ... (“Спасибо!”) Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)Всем вам с большой любовьюЖелаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
Народная мудрость гласит: “Жизнь дана на добрые дела”. Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал так много пословиц и поговорок о добре. Давайте вспомним их.
Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы в первом столбике из второго столбика должны подобрать подходящее по смыслу продолжение. Как только сделали, поднимаем руку и читаем.
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
4. Не хвались серебром, а хвались добро
5. Кто добро творит., того Бог отблагодарит
6. В ком добра нет., в том и правды мало.
7. Не ищи красоты - ищи доброты.
8.Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
9. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые
глухие слышать.
10. Доброта лучше красоты.
11. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.
Некоторым парам попались пословицы на английском, башкирском и татарском языках. Какой вывод мы можем сделать?
Народная мудрость не имеет национальности, добро – общая вечная тема у разных народов.
Мы уже достаточно много сказали о том, какие дела человека добрые, какие хорошие поступки совершаете вы по отношению к другим. Теперь обратим внимание вот на что. Вы знаете, что каждый человек является гражданином государства. Подумайте и ответьте, как государство заботится о своих гражданах?
У нас есть Конвенция о правах ребенка
Есть трудовое законодательство
Есть Конституция, которая гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод.
А ещё я хочу добавить к вашим словам вот что. 12 ноября 2009 года тогда ещё президент Дмитрий Анатольевич Медведев поручил Федеральному Собранию разработать Государственную программу для инвалидов «Доступная среда». Программа была разработана. Срок её действия с 2011 по 2015 год. В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни.
Наша школа участвует в реализации этой государственной программы. После ремонта изменился вход в нашу школу. Кроме привычной для нас и доступной большинству лестницы мы имеем теперь пандус, по которому без всяких проблем могут подниматься инвалиды-колясочники.
Руки твои сильные, - ты защити слабого,Мысли твои верные, - ты научи глупого,Глаза твои, твоя душа добрая и чистая,Дари ее тому, кому больно одному.Припев:Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.
Творческое задание «Дерево Добрых дел».
Во время того как дети выполняют задание звучит песня из мультфильма Фунтик «Доброта»
- Вспомните и расскажите о своих добрых делах. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)
А теперь вы самостоятельно по шаблону обводите сердечко, пишите на нем своё имя и то доброе дело, которое вы сделали или собираетесь сделать в ближайшее время, а затем мы приклеим ваши сердечки на дерево и повесим это дерево в классе.
- Дома каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) свое Дерево Добрых Дел и время от времени добавлять к нему новые сердечки – плоды.
Итог занятия
- Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку? (Ответы детей)
Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  
Ибо никто не властен над твоим добром.
Ш.А. АмонашвилиА в завершении классного часа, что бы цветок добра раскрыл свои лепестки, ещё раз скажем, какие уроки доброты вы сегодня получили:
помогать там, где нужна моя помощь; - сочувствовать;
понимать другого; - не ссориться;
заботиться о близких;
выручать друзей в беде;
улыбаться тем, с кем общаешься;
(Звучит песня «Твори добро» в исполнении Шуры.)