Статья по теме Развитие креативных способностей младшего школьников во внеурочной деятельности


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
Статья по теме:
Развитие креативных способностей младшего школьников во внеурочной деятельности
Автор-разработчик
Сюткина Яна Николаевна
Группа 42
Специальность:
Преподавание в начальной школе
Об условиях развитие креативных способностей младшего школьников
В настоящее время педагогическая общественность и родители проявляют интерес к развитию творческих или т.н, креативных способностей у ребенка. Однако смысл этих двух терминов несколько различен. Как сказал один из исследователей, «креативность - это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Креативность, в данном понятие, будет востребована в современном обществе, и это качество должно формироваться и совершенствоваться в каждом школьнике. Оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной  и внеурочной деятельности.
В школу приходят дети с разным развитием, у большинства детей способности не проявляются в отсутствии специально созданных условий, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов. Именно педагоги  закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей. Психолог Богоявленский говорит: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество - норма детского развития».
Можно согласиться со многими психологами и учителями, которые утверждают, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой продуктивной деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки, природные наклонности и способности. Второе условие - раннее начало, необходимо, насколько возможно, окружить школьника такой мотивационной средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Третье условие - упорный труд, способности не получают в «готовом виде», даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд, художественно творческая и продуктивная деятельность. Четвертое - это интерес, т.к принуждение – неуместный и даже вредный подход к организации художественной деятельности, это враг творчества, поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых школьник работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее и эффективнее.
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности школьник достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше. Пятое - активная жизненная позиция, она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них и самопроявляться в различных видах творческой деятельности.
В настоящее время проблема развития творческой и креативной личности актуальна как никогда, это предмет многочисленных исследований, теоретических и практических разработок. Школьники должны быть погружены в процесс интересной творческой деятельности, заставляющей их почувствовать себя людьми интересными, привлекательными для других. Процесс обучения творчеству и креативности должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, научиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества – адекватная самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных и творческих возможностях. Школьник должен знать «вкус успеха», «успех ученика должен быть не концом работы, а его началом». Второе условие развитие креативных и творческих способностей школьника - это создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих и креативных способностей. Но создание благоприятных психолого-педагогических условий недостаточно для воспитания школьника с высокоразвитыми творческими способностями, важным фактором является стремление самого учителя добиться качественных результатов в этой деятельности, а так же его собственная способность к творческой самореализации и самопроявлению.
В условиях коллективной деятельности, участия в общих творческих делах школьники учатся формулировать и высказывать собственную точку зрения, приобретают уверенность в собственных силах и интерес к другому мнению, приобщаются к коммуникативной культуре. Такая деятельность, такие процессы носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, артистические, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки, студии, лаборатории и т.д. Всестороннему развитию школьников содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали конкурсы, концерты, музыкальные спектакли, школьные, городские, региональные  и Всероссийские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие креативных и творческих способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоничное развитие личности школьника, его эмоциональной культуры, его индивидуальных качеств и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.
Список литературы:
Абросимова Е.И. Коллективно творческие дела // Классный руководитель.- 2014г. – №2.
Григорьева Е. Метод совместных акций // Директор школы.-2008г.-№10.
Меренков А. Саморазвитие детей в досуговой деятельности // Народное образование.-2006г.-№9.
Миновская О. Авторская составляющая воспитательной работы классного руководителя // Воспитательная работа в школе.-2008г.