Технологическая карта для учащихся по работе над темой СПП с одним придаточным
Технологическая карта
Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Цели: закрепить условия выбора знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным; повторить значения фразеологических оборотов; повторить нормы орфоэпии.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: таблица «Пунктуация в союзном СП», тесты.
Ход урока.
I. Лингвистическая разминка.
1. Каким глаголом можно заменить фразеологизмы-синонимы?
Встать на защиту, взять под защиту, поднять голос в защиту, не дать в обиду, встать горой.
2. Продолжите синонимический ряд наречных фразеологизмов.
Очертя голову, во всю мочь, во всю прыть.
С какими глаголами употребляются эти фразеологизмы в речи?
3. Сколько раз встречается звук [т] в следующих пословицах.
Твоими бы устами да мед пить. Дело не медведь, в лес не уйдёт. Летний день год кормит.
4. На какой гласный (один и тот же) падает ударение и следующих словах:
Гофрированный, избалованный, пломбированный, пересоленный, ненадолго?
II. Работа по теме урока.
1.Изучи § 96 и заполни таблицу «Пунктуация в союзном сложном предложении»).
Правило
Пример
Схема
1. Части сложного союзного предложения чаще всего разделяются запятыми.
2.Если подчинительный союз сложный (потому что, для того чтобы и т. д.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем сочетанием,
или перед что, чтобы, как.
Не разбиваются союзы тогда как, словно как, лишь когда, даже если, причинный так как
3.Между частями сложносочинённого предложения перед союзами и, да (= и), или, либо запятая не ставится, если они соединяются:
1) два вопросительных предложения;
два безличных предложения;
два назывных предложения;
2) две части, имеющие:
общий второстепенный член;
общее вводное слово;
общий сравнительный оборот;
общее придаточное предложение (но запятая есть, если союзы повторяющиеся);
3) две однородных придаточных части.
2.Задание: Запишите примеры, расставьте знаки препинания, объясняя графически их постановку.
1. По полю и люди шли и псы бежали.
2. Чем человек просвещеннее тем он полезнее своему отечеству.
3. Небо почти очистилось от туч последние остатки которых уходили за перевал.
4. Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.
5. Особенно мне нравится ночное пение соловья когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
В помощь! План синтаксического разбора сложного предложения (с. 339).
III Выполнение упражнения 447.
IV. Итог урока.
Просмотри ещё раз составленную тобой таблицу.
Какие правила ты хотел бы уточнить?
Всегда ли порядок частей СПП одинаковый (закреплённый)?
V. Домашнее задание.
1.§96.
2. Выписать из романа М.Шолохова «Тихий дон» 5 СПП с разными типами придаточных, определить их тип.