Правление Бориса Годунова, конспект урока истории Отечества для учащихся 8 класса


ДАТА:
КЛАСС: 8
ТЕМА:
«ПРАВЛЕНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений учащихся о причинах перехода царского престола к боярину Борису Годунову
ЗАДАЧИ:
Познакомить учащихся с причинами перехода царского престола к боярину Борису Годунову; дать характеристику личности Бориса Годунова и его деятельности;
Коррекция и развитие устной речи на основе составления характеристики Бориса Годунова;
Воспитывать у учащихся уважение к людям, борющимся за независимость своей страны.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Прекращение существования династии Рюриковичей, царь Борис Годунов
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Патриарх
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Добрый день дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на моём уроке. Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке мы говорили о первопечатнике Иване Фёдорове и появлении печатных книг в России.
Учитель:
Как звали русского первопечатника
Учащиеся:
Русского первопечатник звали Иван Фёдоров
Учитель:
Когда началось книгопечатание на Руси
Учащиеся:
Книгопечатание на Руси началось 1 марта 1564 года
Учитель:
В чем состоит преимущество печатной книги? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ)
Удобно хранить
Меньше времени тратится на ее издание
Больше людей имело возможность читать их
Мало ошибок в тексте
Четко и разборчиво написаны тексты
Красивое художественное оформление
Учащиеся:
Преимущество печатной книги в том, что меньше времени тратится на ее издание, больше людей имело возможность читать их, мало ошибок в тексте, четко и разборчиво написаны тексты, красивое художественное оформление.
Учитель:
Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
I , II ГРУППА
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
III ГРУППА
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
МОСКВА, ГРОЗНЫЙ, ИВАН ФЁДОРОВ, «АПОСТОЛ», КРЕМЛЬ
Учитель:
Выберите, что нового применялось для печатания книг?
Станок
Гусиное перо
Береста
Шрифт
Буквы-литеры
Краски
Чернила
Учащиеся:
Для печатания книг использовали станок, шрифт, буквы-литеры, краски
Учитель:
При каком царе появилось книгопечатание?
Учащиеся:
Книгопечатание появилось при Иване Грозном
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
За время своего правления Иван IV Грозный сделал много для возрождения Россия. После смерти Ивана IV у него остались два сына, каждый из которых имел право занять царский престол. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какие события произошли после смерти Ивана Грозного, и как получилось так, что царский престол занял боярин Борис Годунов? Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «ПРАВЛЕНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Сегодня при изучении новой темы
Учитель:
Сегодня изучение нового материала будет проходить по следующему плану: (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ)
Причины перехода царского престола к Борису Годунову
Характеристика Бориса Годунова
Деятельность Бориса Годунова
Учитель:
Сейчас при изучении первого пункта нашего плана, нам нужно будет с вами ответить на вопрос:
Почему царский престол перешёл к Борису Годунову.
Учитель:
В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нрава, как и его отец. И после смерти Ивана IV у него остались два сына, каждый из которых имел право занять царский престол. В 1584 году на престол взошёл сын Ивана Грозного, Фёдор. Но оставался еще один малолетний сынДмитрий. Правление отца произвело тяжелое впечатление на Фёдора, особенно его потрясли массовые казни невинных людей и убийство брата Ивана. По характеру Фёдор был полной противоположностью отца: мягкий, добрый, уравновешенный. Царь Фёдор считал своим главным долгом замаливать грехи отца. Государственными делами он почти не занимался, от них он быстро уставал. Предпочитал он проводить время в церкви, за тихими беседами. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к брату жены Фёдора – Борису Годунову.
6 января 1598 умер царь Фёдор Иванович. У Фёдора и его жены детей не было.
После смерти Фёдора на престол должен был взойти его младший брат Дмитрий.
В результате угличской драмы погибает малолетний Дмитрий, законный наследник царского престола. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке болезни упал на перочинный нож и зарезался. Смерть Дмитрия и Фёдора приближала исполнение замысел властолюбивого Годунова. С этим событием прекратила своё существование многовековая династия Рюриковичей. После смерти Дмитрия и Фёдора престол государя Руси оказался свободным. Загадочная смерть царевича Дмитрия и в Угличе выгодная Годунову и смерть болезненного и бездетного царя Фёдора, поставили перед страной проблему: необходимость выбора царя. Царь Фёдор письменного завещания не оставил. На Земском соборе боярин Борис Годунов был избран новым царём.
Учитель:
Почему царский престол перешёл к Борису Годунову.
Учащиеся:
Борис Годунов взошёл на царский престол потому, что у Фёдора Ивановича не было детей, и малолетний брат Фёдора Дмитрий погиб и наследников на царский престол не было.
Учитель:
Запишите в тетрадь ответ на первый пункт нашего плана.
У Фёдора Ивановича не было детей. Царевич Дмитрий погиб.
ФИЗМИНУТКА
Учитель:
Переходим ко второму пункту нашего плана.
Характеристика Бориса Годунова
Учитель:
Историки отмечают величественные манеры Бориса, красоту его лица и неизменную приветливость в обращении. Обладая несокрушимой волей, Годунов производил впечатление мягкого человека. В минуту душевного волнения на его глаза навёртывались слёзы, Борис Годунов был хитрым, умным и умел прекрасно говорить, был добр и приветлив к людям.
Учитель:
Дайте характеристику Борису Годунову.
Учащиеся:
Борис Годунов был человеком хитрым, умным, умел прекрасно говорить.
Учитель:
Запишите в тетрадь ответ на второй пункт нашего плана.
Борис Годунов был человеком хитрым, умным, умел прекрасно говорить.
Учитель:
Переходим к третьему пункту нашего плана.
Прочитайте 3 пункт плана.
Учащиеся:
2.Деятельность Бориса Годунова
Учитель:
Сейчас вы будете работать с текстом учебника на стр. 72 с 4 абзаца, на стр. 73 и вам нужно найти ответ на вопрос:
______________________________________________________
Учитель:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учащиеся:
Во время своего правления Борис Годунов поддерживал мирные отношения с соседними государствами, укреплял границы России, продолжал строить новые города, расширял торговлю с другими странами, открывал новые школы, послал учиться несколько дворянских детей за границу.
Учитель:
Запишите в тетрадь ответ на третий пункт нашего плана.
3.Поддерживал мирные отношения с соседними государствами, укреплял границы России, продолжал строить новые города, расширял торговлю с другими странами, открывал новые школы, послал учиться несколько дворянских детей за границу.
Учащиеся: (ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ)

Учитель:
За время правления Бориса Годунова в стране установился порядок и спокойствие. Люди мирно трудились, купцы торговали. Но бояре были недовольны тем, что царём избран не царский родственник, и поэтому по их приказу среди людей стали распространяться слухи о том, что Дмитрий не погиб в Угличе, а остался жив. Эти слухи напугали Годунова. Он стал подозрительным и мстительным. Самыми близкими родственниками Рюриковичей были Романовы и Годунов боялся, что Романовы отнимут у него царский престол. Спокойствие в стране было нарушено. В стране начались восстания, недовольство людей возрастало. В стране начались беспорядки, восстания, голод и жестокая борьба за царский престол.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке говорили о правлении Бориса Годунова.
Учитель:
Подумайте и скажите, почему после смерти Фёдора Ивановича встал вопрос о том, кому быть царём.
Учащиеся:
Вопрос о том, кому быть царём после смерти Фёдора Ивановича встал потому, что у Фёдора Ивановича не было детей и его малолетний брат погиб.
Учитель:
Кто занял царский престол после смерти Фёдора Ивановича?
Учащиеся:
Царский престол после смерти Фёдора Ивановича занял брат его жены – Борис Годунов
Учитель:
Что было сделано для укрепления границ России?
Учащиеся:
Для укрепления границ России были построены крепости в Смоленске, в Белгороде, Воронеже, Саратове, Самаре.
Учитель:
Как осуществлялась торговля с другими странами?
Учащиеся:
Торговля с другими странами расширялась, английским и немецким купцам он разрешил свободно, без уплаты пошлин, торговать в Новгороде, Пскове, Архангельске и других русских городах.
Учитель:
Как Борис Годунов относился к образованию?
Учащиеся:
Борис Годунов продолжать открывать новые школы, чтобы можно было, как можно больше детей научились грамоте. Послал учиться за границу нескольких дворянских детей за границу.
Учитель:
Почему Борис Годунов начал бороться против бояр Романовых – родственников Рюриковичей?
Учащиеся:
Борис Годунов начал борьбу против бояр Романовых потому, что он боялся что Романовы отнимут у него царский престол.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 71 - 73 , ЧИТАТЬ, ответить письменно на 2 вопрос, стр.73
II ГРУППА – СТР. 71 - 73 , ЧИТАТЬ, ответить письменно на 2 вопрос, стр.73
III ГРУППА – СТР. 71 - 73 , ЧИТАТЬ,

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
МОСКВА, ГРОЗНЫЙ, ИВАН ФЁДОРОВ, «АПОСТОЛ», КРЕМЛЬ

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
МОСКВА, ГРОЗНЫЙ, ИВАН ФЁДОРОВ, «АПОСТОЛ», КРЕМЛЬ
Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
МОСКВА, ГРОЗНЫЙ, ИВАН ФЁДОРОВ, «АПОСТОЛ», КРЕМЛЬ
Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
МОСКВА, ГРОЗНЫЙ, ИВАН ФЁДОРОВ, «АПОСТОЛ», КРЕМЛЬ
Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
МОСКВА, ГРОЗНЫЙ, ИВАН ФЁДОРОВ, «АПОСТОЛ», КРЕМЛЬ
Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
МОСКВА, ГРОЗНЫЙ, ИВАН ФЁДОРОВ, «АПОСТОЛ», КРЕМЛЬ
Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
МОСКВА, ГРОЗНЫЙ, ИВАН ФЁДОРОВ, «АПОСТОЛ», КРЕМЛЬ

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вставьте пропущенные слова, так чтобы получились верные суждения:
По велению царя Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . была открыта типография в . . . . . . . . . . . . . . . . Она находилась около стен . . . . . . . . . . . . . . . Русским первопечатником стал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первая печатная книга называлась . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .