Сценарий внеклассного мероприятия Детство, опаленное войной (6-8 класс)
Детство, опаленное войной.
70-летию Великой победы над фашистской Германией посвящается.
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-8 классов.
Автор: Красноплахтова Н.Б.
Цель: на конкретных примерах показать мужество советских детей во время Великой Отечественной войны; воспитать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны.
Оборудование: записи песен «Священная война», «День победы», кадры военной кинохроники, презентация «Дети войны» (презентацию можно создать в соответствии с материалами сценария).
Вводное слово: Ребята, в мае этого года наша страна будет праздновать 70-летие со дня окончания Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему эту войну называют Великой Отечественной?
Варианты ответов.
Запись песни: Священная война.
Да, это была война за свободу и независимость нашей страны. На защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. И сегодня наш классный час посвящен вашим сверстникам – юным мальчишкам и девчонкам, которые пережили страшные годы войны. Многие из них совершали подвиги наравне с взрослыми, отдавая свои жизни за родину.
22 июня 1941г. немцы напали на Советский Союз. Тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим приграничным железным дорогам, городам и селам. Стремительно пересекали границу сотни самолетов с фашистской свастикой. Война началась в 4 часа утра, когда все спали.
Показываются кадры военной кинохроники.
Вы видите кадры о разбитых городах и селах. Люди оставались без жилья, еды, умирали от холода и болезней. Немцы угоняли их в Германию на тяжелые работы, ставили опыты в концлагерях, убивали просто так. И этот ужас продолжался 4 года, ровно 1418 дней.
Выходят ведущие:
1. Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, одним ударом. но они просчитались. Наши советские люди смогли выстоять и прогнали фашистов. Вся страна от мала до велика поднялась на борьбу.
2. Дети наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста дети не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.
1. Там, где прежде изготовляли оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки.
2. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для них теплые носки и варежки, шили-вышивали кисеты – красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак.
1. Приходили они в госпитали, где лежали раненые бойцы. ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устаивали концерты.
2. Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. как их ждали матери, сестры, жены и дети бойцов. Ребята стали их разбирать и носить по домам.
1. Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевали на фронтах и в партизанских отрядах. Многие уходили на войну, только окончив школу. Некоторые, желая помочь взрослым, убегали на фронт.
Чтец:
- Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где - не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки;
Догоняли мальчиков лютые собаки;
Убивали мальчиков за побег на месте;
Не продали мальчики совести и чести
Поднимались мальчики по свистку в атаку,
В черный дым сражений на броне покатой.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы;
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом;
показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа!
2. На фронте ребята ходили в разведку, сражались с оружием в руках; помогали партизанам, рискуя жизнью, добывали сведения о вражеских силах. Послушайте рассказы о детях – участниках войны.
Рассказчик 1:
Валя Котик. Он родился 11 февраля 1930г. в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 города Шепетовки. Был признанным вожаком пионеров, своих сверстников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны переправили в отряд на возу с сеном. Присмотревшись к мальчику, бойцы доверили Вале быть связным и разведчиком подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось 14 лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. на его счету 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. валя котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени.
Валя котик погиб как герой в одном из боев. Родина посмертно удостоила его звания Героя советского Союза. Перед школой, где учился мальчик, поставлен ему памятник.
Рассказчик 2:
Лара Михеенко. За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить награду своей отважной дочери Родина не успела
война отрезала девочку от своего родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела – деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.
В штабе 6-й Калининской партизанской бригады командир майор Рындин вначале отказался принять «таких маленьких»: ну какие из них партизаны! Но как много могут сделать для родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывала, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по дороге, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях..
Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: «Посмертно».
Рассказчик 3.
Аркадий Каманин.
Он мечтал о небе, когда был совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, знаменитый летчик. А еще всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.
Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пустив его на несколько минут, случалось доверяли ему вести самолет. Однажды вражеской пулей было выбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награжден вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя ему было всего 15 лет.
1. Можно еще долго продолжать рассказ о юных героях Великой Отечественной войны. Кто-то из них был награжден орденами и медалями, кто-то нет. Но все они выполняли свой долг перед Родиной, не задумываясь о наградах. Многие из них погибли
Чтец 2:
Его свели в германский штаб,
И офицер кричал:
«Где старший брат? Твой старший брат?!
Ты знаешь, отвечай!»
Сгорел дотла родимый дом,
В лесах с отрядом брат.
«Живи!» - сказал – «А мы придем,
И все вернем назад!»
В свинцовых пальцах палача
Безжалостны ножи.
Его терзают и кричат:
«Где старший брат? скажи!»
Молчать нет сил. Но говорить
Нельзя. И что сказать?
И гнев бессмертный озарил
Мальчишечьи глаза.
-Да, я скажу, где старший брат.
Он тут, и там и здесь.
Везде, где вас, врагов, громят,
Мой старший брат везде.
Он водит в небе самолет,
На крыльях – по звезде.
Из корабельных пушек бьет
И вражий танк гранатой рвет
Мой брат везде, везде!
мой старший брат меня любил,
Он все возьмет назад
И штык фашист в него вонзил,
И умер младший брат
2. Война никого не щадила. Ни мужчин, ни женщин, ни детей. Одна из самых страшных страниц войны – блокада Ленинграда. Когда кольцо фашистских войск сомкнулось вокруг города, в нем оставались дети, женщины, старики. И дети вместе со взрослыми переносили все тяготы в это жестокое время.
1. Захватить Ленинград сходу фашисты не смогли, попытки штурмовать город каждый раз терпели неудачу. Тогда немецкие генералы решили затянуть вокруг города петлю блокады. Они рассчитывали, что за зиму большинство жителей и бойцов умрут от голода, а весной немцы свободно войдут в город. Оставшихся в живых, возьмут в плен, а город сровняют с землей.
2. Два с половиной миллиона человек, в том числе 400 тысяч детей, обрекались на голодную смерть. Чтобы это случилось быстрее, немцы уничтожили городские запасы продовольствия, разбомбив знаменитые Бадаевские склады. Уже в конце ноября 1941г., на третий месяц блокады, рабочие стали получать в день 250 грамм хлеба, а члены их семей – 125 грамм.
1. Помогала ленинградцам «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. под обстрелом врага машины, груженные продовольствием шли в город. О том, как страдали ленинградцы в эти годы, рассказывают те, кто выжил, а так же множество документов, среди которых дневники совсем юных жителей города.
Рассказчик 4:
Из дневника Миши Тихомирова:
12 декабря.
Улицы занесены снегом. Трамваи не ходят. Папа ушел на дежурство и взял два одеяла – лютый холод. Мы страшно похудели. Слабость валит с ног даже после ходьбы. Стараюсь уроки делать в школе, дома – только спать.
14 декабря
Вечером читаю три главы из книги, пока не выключили электричество. Стараюсь меньше пить воды – от голода опухает лицо. В городе много гробов. Их возят на санках. Можно встретить тело без гроба, в саване.
18 декабря.
В бомбоубежище – мороз, как на улице. Пока писали контрольную, руки заледенели. После уроков пилили дрова для печки- буржуйки.
27 декабря.
В школу пойти не смог. На улице мороз. Мама нажарила лепешек на олифе из неизвестно какой муки и кофейной гущи. Не очень вкусно, но это еда.
4 января.
В городе почти нет хлеба. Город вымирает. Света нет, трамваи не ходят, улицы полны снега. Рядом с нашим домом попала бомба в соседний дом - раскололся снизу доверху. Люди ходят, как тени, еле передвигая ноги.
2. Всего в блокаду умерло от голода более 640 тысяч человек, более 17 тысяч погибло от бомбежек. Блокада длилась долгих 872 дня и ночи.
1. Дети, как и Миша Тихомиров, старались выжить. Своей стойкостью они приближали победу над врагом. Не все выжили, но долгожданная победа пришла!
Звучит музыка День победы»
2. Пришла для того, чтобы мы с вами жили спокойно, чтобы над нами было мирное небо.
1. В войне наша страна, тогда СССР, потеряла 27 миллионов человек. Среди них не только воины, но и ваши сверстники, кто оказался в оккупации, был угнан на работы в Германию, умер от голода и холода; погиб, защищая своих родных и близких во время столкновений с врагом.
2. Язык цифр скуп Но вы все же вслушайтесь и представьте Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, это 50 с лишним лет поминальных мгновений.
1. Неугасима память поколенья
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
Звучит музыка, на ее фоне читаются стихи.
2. Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
1. Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле, достаточно убитых!
2. Пусть птицы щебечут и пчелы гудят.
И дети на мирное небо глядят!
1. Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,
Чтоб небосвод был вечно голубой.
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни шли на смертный бой.
15