Статья Возродим традиции казачества
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа № 88»
города Перми
Статья
«Возродим традиции казачества »
Учитель МБОУ «СОШ № 88»
Орджоникидзевского района г. Перми
Михалева Е.А.
Пермь 2016
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания подрастающего поколения определяется как одно из приоритетных в современной политике. Государству, исключительно важно, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение проблем в жизни государства зависит от уровня сформированности у молодежи, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа.
Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, оказали негативное влияние на все основные возрастных групп населения страны. В России стало превалировать распространение негативных факторов таких как цинизм агрессивность, нетерпимость разным нациям не уважение старших и т.д. Патриотизм стал не современен, что является существенной проблемой для основ государственного строя. Политическая ситуация состоит в том, что граждане России стали задумываться о той катастрофической проблеме, которая касается воспитание и привитие плюрализма и основ патриотизма в своей стране.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение военно-спортивной игры «Бачуга», встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи.
В школе № 88 используется такие формы работы, как конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
На уроках ОБЖ, истории ребята узнают сущность и значение государственной символики, а так же понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним е формируется уважительное отношение к ним на внеклассных уроках связанных с проведением гражданских ритуалов, с государственными символами Отечества.
Цель патриотического воспитания - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задаi:
создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
формирование патриотических ценностей, взглядов к историческому прошлому России;
формирование у учащихся активной жизненной позиции
формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, можно выделить:
научность;
гуманизм;
демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, в развитии школьников;
многообразие форм, методов используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, отношения к военной службе:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений, способность руководствоваться ими в качестве фундаментальных принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, в частности с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Интернациональное - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.
Профессионально-деятельное -формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовать планы своего профессионального роста.
Психологическое - формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.
Физкультурно-спортивное - пропаганда здорового образа жизни.
Данные направления адаптированы под возрастные категории школьников: начальные классы работают на первой ступени формирования патриотического воспитания, затем работа продолжается на второй и третьей ступени соответственно.
15