Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Клуб аниматоров»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМЕНИ А.П. ГАЙДАРА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Клуб аниматоров» (кратко) или
«Клуб аниматоров – юных ведущих детских праздников» (полностью).
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 162
Разработчик программы: Надежда Эдуардовна Дёмкина
Реализует программу: Надежда Эдуардовна Дёмкина
Возрастной состав обучающихся: 8-12 лет
Уровень программы: ознакомительный
МОСКВА
2017
СОДЕРЖАНИЕ.
Информационная карта программы стр. 3
Пояснительная записка стр. 4 - 6
Учебно-тематический план..стр. 7
Содержание программы...стр. 7 - 10
Методическое обеспечение программы ... стр. 11
Условия реализации программы.
Учебно-материальная база.. стр. 11
Список литературы для реализации программы...стр. 12
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОГРАММЫ
ФУНКЦИЯ ПРОГРАММЫ – образовательная
ТИП ПРОГРАММЫ – авторская
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ – 1 месяц
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН – с 8 до 12 лет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
литература, устное народное творчество, музыка, физическая культура (подвижные игры; игры «на месте»);
краеведение (историческое, литературное, географическое);
интеллектуальные игры;
НАПРАВЛЕННОСТЬ – социально-педагогическая
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – групповая
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ – начальное общее образование
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – доступность, индивидуальность, результативность.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
стационарная, смешанная
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – активные методы обучения
ДИФФИРИНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии и т.д.
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - по итогам обучения дети получат новые знания - овладение несколькими приемами анимационной деятельности, попробуют себя в новых социальной роли – ведущего детского праздника в рамках летних каникул, придумают фрагмент своего имиджа, проверят свой потенциал, подготовят своё творческое портфолио.
Критериями оценки результативности обучения являются: уровень развития речи, уровень развития памяти, уровень эмоционального развития, степень пластичности движения, уровень двигательной импровизации.
Автор: Надежда Эдуардовна Дёмкина,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Развлечения ищет тот, кто стремится отвлечься от ритма механизированного процесса труда с тем, чтобы он сызнова оказался ему по силам». Теодор Адорно
Аниматор – специалист, ведущий праздничные мероприятия или выступающий перед публикой с целью развлечь, создать и поддержать хорошее настроение.
Программа «Клуб аниматоров» создана для тех детей, кто стремится сделать мир чуточку веселее, чуточку ярче; для тех, кто хочет жить позитивно и вокруг себя создаёт позитивную атмосферу.
Аниматор – это юный ведущий, специализирующий свои действия и обязанности в зависимости от принятой на себя роли.
В наши дни многие старые профессии обретают новую жизнь, а вместе с ней и название. Так советский массовик-затейник в современных условиях уже аниматор (не путать с мультипликатором, который создает анимацию). Но, несмотря на смену названия, род деятельности остается прежним. Аниматор является артистом, он развлекает, изображает каких-либо персонажей, старается поддерживать благоприятную обстановку на мероприятии.
В современных условиях аниматоры работают с применением цифровых технологий, новых форм и содержаний. В основном эти специалисты работают в области рекламы и развлечений. Они принимают участие в различных праздниках (детских мероприятиях и т.д.). Аниматоров привлекают для работы в промоакциях (рекламных акциях, презентациях), а также в туристическом бизнесе (домах отдыха). В последнем случае обязанности аниматоров очень разнообразны. Они проводят различные вечера, шоу, дискотеки, а также могут быть задействованы в организации спортивных занятий (футбол, аэробика, плавание и тому подобное).
На начальном этапе своей работы аниматоры занимаются выбором музыки, танцев для будущего представления, ищут или придумывают конкурсы, викторины. Далее происходит подготовка площадки, покупка костюмов, выбор грима, украшений или необходимого снаряжения (шаров, конфетти и т.п.). Аниматор прорабатывает сценарий, обсуждает процесс проведения выступления.
Как я уже отметила, есть несколько видов аниматоров, но мы остановимся на одном - детский аниматор – это ведущий детского праздника, занимающийся проведением мероприятий для детей от 3 до 12 лет. У аниматоров должны быть есть свои наработки, конкурсные программы, сценические костюмы. Детский аниматор организует детский праздник один или в составе группы аниматоров.
Программа «Клуб аниматоров».
Цель программы:
Развитие у учащихся социальной компетенции через реализацию
их социальных инициатив и организацию игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с видами игровых программ и праздников;
Сформировать знания, умения и навыки по организации и техническому сопровождению игровых программ;
Сформировать навыки в организации и проведении игротехнического процесса во дворах и на площадках города, в рамках проектов ГБОУДО ДТДиМ имени А.П.Гайдара.
Развивающие:
Развить речь, память, воображение, внимание;
Развить творческое воображение и фантазию учащихся;
Развивать креативность;
Воспитательные:
Воспитать личность обучающихся;
Воспитать умения работы в команде, прививать навыки правильного поведения и доверительного общения с членами своей команды.
Отличительные особенности программы.
Подобных программ очень мало, тем более программ, в которых были бы
задействованы учащиеся 8-12 лет. Программа «Клуб аниматоров» направлена на подготовку детей младшего и среднего школьного возраста.
Данная программа базируется на тех же основных педагогических идеях, что и программы, лежащие в ее основе.
В данной программе есть определенные ключевые слова, на которых она базируется:
Аниматор – от латинского слова “anima” - “жизнь”, это человек, оживляющий публику вокруг себя, создающий настроение на праздниках и мероприятиях, артист, изображающий каких-либо персонажей. Главная функция аниматора – постоянный подогрев интереса к происходящему действию. Выполняет задачи сопровождения гостей и их развлечения. Либо входит в состав анимационной команды (англ. animation team).
Общение - «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений
личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
Праздник - отрезок времени, выделенный в честь чего-либо или кого-либо, имеющий значение и связанный с культурной традицией.
Игровая программа - активная деятельность по организации досуга, необходимого детям.
Отличительная особенность данной образовательной программы от остальных подобных программ заключается в том, что образовательная деятельность организована в сочетании с реализацией, так называемых, «выездных программ» по следующим направлениям:
- организация игровых программ по месту жительства (во дворе Дворца творчества, на детских площадках),
- организация игровых программ для детей, воспитывающихся в школах-интернатах, приютах;
- детей, находящихся на длительном лечении в больницах.
Обучение юных аниматоров проходит поэтапно и строится из принципа «от простого к сложному». Все этапы программы поэтому связаны друг с другом. Обучение по этой программе построено на основе активных методов обучения – тренингов, ролевых игр.
Педагогическая целесообразность
Целесообразность программы заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, обучении сценическому движению, ознакомлении с актерским мастерством, развитию речи, памяти, воображения, внимания, художественного вкуса; а также формирует умение работать в команде и управлять игровым процессом и другими людьми.
Образовательная программа важна тем, что она направлена на развитие инициативности обучающихся; способности влиять на зрителей личностными качествами, в том числе и коммуникативными; уметь возбуждать интерес.
Данная организация занятий позволяет сочетать теорию, упражнения и практику и дает возможность учащимся применять полученные знания и опыт. Это, в свою очередь, увеличивает эффективность образовательного процесса, расширяет поле личностного и профессионального развития учащихся.
3. Учебно-тематический план 2016-2017учебный год.
Клуб аниматоров. ПДО Н.Э. Дёмкина
№
Наименование разделов и тем
Всего
теория
практика
1
Вводное занятие.
0,5
0,5
2
Основы актерского мастерства
0,5
1,5
3
Образы, персонажи юных ведущих и работа с ними.
0,5
0,5
4
Разработка и написание сценария праздничного мероприятия.
0,5
0,5
5
Подвижные игры;
Игры «на месте»;
Интеллектуальные игры.
0,5
0,5
6
Ритмические занятия
0,5
0,5
7
Участие в интерактивной деятельности обучающихся Дворца Гайдара в рамках массовых мероприятий, таких, как День открытых дверей и праздничные мероприятия.
0,5
0,5
8
Зачетное занятие
0
1,0
9
Итоговое занятие
0
1,0
Итого:
10
3,5
6,5
Содержание программы
Образовательная программа «Клуб аниматоров» социально-педагогической направленности реализуется во Дворце творчества детей и молодёжи имени А.П.Гайдара и направлена на частичное освоение актерского мастерства, формирование зрительской культуры, развитие творческих способностей. Практическое освоение игрового материала данной программы позволит обучающимся овладеть необходимым набором игр, пополнить свою игровую копилку и, став участниками спортивных, командных и интеллектуальных игр, дети смогут овладеть начальными навыками организации и проведения мероприятий. Программа составлена таким образом, что каждый из обучающихся узнал, что можно научиться самому писать мини-сценарии детских праздников, проводить небольшие мероприятия. Это поможет в развитии лидерских качеств, в общении и в жизни.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования организаторской культуры. Значительную роль в формировании организаторской культуры играет дополнительное образование. При соответствующем методическом, кадровом обеспечении, наличии программных средств, эта проблема может быть успешно решена. По окончании обучения по данной образовательной программе обучающиеся приобретают не только теоретические знания, но и практические навыки работы организатора и юного ведущего культурно–досуговых и массовых мероприятий. Новизна заключается в том, что данная программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторские и актёрские способности.
С детских игр начинается формирование культуры поведения, миропонимания, закладывается основа мечтательности, развиваются фантазия и способность к творчеству. В.А. Сухомлинский писал об игре как о «живительном потоке представлений и понятий об окружающем мире». Он отмечал, что она «вырабатывает пытливость и любознательность». Важным организационным моментом для проведения игры является обеспечение благоприятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических возможностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и вариативна, и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом.
Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ, которые предполагают разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. И значительная часть популярных игровых развлечений носит организованный характер и не обходится без прямого вмешательства профессиональных игровых специалистов. Чаще всего эту роль на себя берут взрослые – педагоги, организаторы мероприятий, хотелось бы, чтобы дети, а не взрослые. принимали самое активное участие.
Игра выполняет целый ряд функций, что позволяет говорить о ее разнообразии и полезности; игра-труд, досуг, праздник и т.д. Освоив эти функции, ребёнок с ярко выраженными организаторскими способностями может самостоятельно моделировать игровые ситуации и проецировать их в различных массовых досуговых ситуациях, т. е. реализовывать себя в роли аниматора.
В данном случае для ребенка важна эта сфера реализации себя как человека, как личности, способной увлечь и повести за собой. Именно поэтому цель программы «Клуб аниматоров» заключается в создании условий для развития лидерских качеств воспитанников, их коммуникативных навыков и организаторских способностей через освоение игровых методик.
Обучение детей методике игровой деятельности основывается на основных функциях и предназначениях игры.
Знания, приобретенные на занятиях по программе «Клуб аниматоров», будут иметь большую практическую и социальную значимость для обучающихся.
Необходимые профессиональные навыки и знания обучающихся:
Знакомство с основами психологии общения, хореографии и актерского мастерства;
отсутствие боязни сцены и зрителей;
наличие слуха, поставленный голос;
актерский талант;
умение обращаться с аппаратурой (звуковоспроизведение, спецэффекты);
знание популярных песен, игр, шуток и конкурсов;
Личные качества
артистичность;
громкий голос, четкая дикция;
позитивность, умение найти общий язык с другими людьми;
коммуникабельность;
энергичность, активность, жизнерадостность;
искренность;
хорошее здоровье;
умение танцевать, пластичность;
умение импровизировать.
Плюсы профессии:
творческая, интересная профессия аниматора;
возможность общения с другими детьми;
возможность завести новых друзей
Аниматор – очень интересная профессия, которая поможет раскрыть талант общительного, творческого человека, умеющего дарить другим праздник. Если ваш ребенок любит быть в центре внимания, то ему стоит пойти учиться на аниматора. Программа курса включает в себя обучение правилам разработки и подготовки сценария, пластика, ритм, формирование непринужденной праздничной атмосферы, применение технических средств, азы аква-грима, воздушные шары и возможности их использования, особенности эффективного окончания праздника. Настоящий аниматор постоянно совершенствуется, получая новые, увлекательные и интересные знания. В настоящее время в программе предусмотрены тренинги, танцевальные занятия, увеличилось количество игр и специальных упражнений, которые помогут стать самым востребованным аниматором на детских праздниках.
Темы занятий:
Что такое АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО?
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
«КОПИЛКА ИГР»
Народные игры. Обрядовые игры.
Конкурс «Мастер игры», «Игра – дело серьезное».
ТВИСТИНГ – изготовление фигур из длинных шаров для моделировнаия.
«НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ сейчас и по преданию»
Актерское мастерство (наблюдение за животными)
«НАШИ МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ»
«ИГРУШКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»
Практические занятия: изготовление эскизов и рисунков.
КВИЛЛИНГ - изготовление открыток из бумаги для квиллинга.
«ПРАЗДНИЧНАЯ КАРУСЕЛЬ» (праздники лета)
«РАСКРЫТАЯ КНИГА»
Поэты и писатели.
«МЫ – АКТЕРЫ-ФАНТАЗЕРЫ»
Сюжетно-ролевые игры, сценки.
Практические занятия: разыгрывание сценок.
«ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Авторская учебная программа «Развивающие театральные игры», автор З.Я. Корогодский, 2012
- Авторская учебная программа «Актёрское мастерство», авторы А.П.Ершова, В.М. Букатов, 2014;
- Методическое пособие «Малые формы работы», авторы Афанасьев С., Тимонин А., Тимонина Л. 2010
- Методическое пособие «От игры к самовоспитанию», авторы Е.М Гельфан , С.А.Шмаков, 2011
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
СНАРЯЖЕНИЕ:
воздушные шары, электрический насос для надувания больших, маленьких и шаров для моделирования, набор игровых материалов и т.д.
ТСО:
Музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ:
Листы-задания, иллюстративный материал, фломастеры, ручки, карандаши, блокноты, призы «Лучший по занятию».
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
Учебные пособия по методике проведения конкурсов, игр, простейших соревнований, народных праздников и т.п.
Методические разработки игр на местности.
Образовательно-игровые программы, сценарии мероприятий, праздников; картотека игр и разнообразных конкурсов, викторин.
Карточки с заданиями.
Особое внимание уделяется материалу, предназначенному для награждения. Среди различных наград могут быть специальные переходные призы, в том числе и шуточные.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
1.Афанасьев А.Н. Народные праздники. М. 1982.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение,1993.
3. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1996.
4. Ильина Т.В. Программа как модель образовательного процесса. Ж."Внешкольник", Ярославль, ЦДиЮ, 1 /8/ 1999.
5. Кенеман А.В. Детские подвижные игры. М.: Просвещение,1989. 18. Крайнева И.Н. Узлы. С-Петербург, 1997.
6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. 2-е изд. Минск, Народная Асфета, 1984.
7. Овчарова Р.Ф. Практическая психология в начальной школе. М.:
Просвещение, 1992.
8. Покровский Е.А. Детские игры. М., 1995.
9. Страковыская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М."Начальная школа", 1994.
10. Авторская учебная программа «Развивающие театральные игры», автор З.Я. Корогодский, 2012
11. Авторская учебная программа «Актёрское мастерство», авторы А.П.Ершова, В.М. Букатов, 2014;
12. Методическое пособие «Малые формы работы», авторы Афанасьев С., Тимонин А., Тимонина Л. 2010
13. Методическое пособие «От игры к самовоспитанию», авторы Е.М Гельфан , С.А.Шмаков, 2011
13PAGE 1442815
13PAGE 14- 2 -15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715