Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению Как хорошо уметь читать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель_____ /Гущина О.С./
Протокол №___ от ________14г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
________/Леонтьева О.А./
« » 2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________/Вишнякова Г.Д./
Приказ № ___от ______14г.









Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению

Как хорошо уметь читать










Разработана Домненко Е.Н.,
учителем начальных классов




2014-2015 учебный год




Пояснительная записка.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 3 класса «Как хорошо уметь читать» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи: 
создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений;
развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
  Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится литературный праздник, защита читательского формуляра, литературная игра.
В содержание программы обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы «Как хорошо уметь читать»:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия детской художественной литературы в школьной, поселковой и домашней библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Тематический план
1 четверть
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.




Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы


1

Н
Е
Д
Е
Л
Я

1.
Введение.
Знакомство с планом работы.


2
Беседа-экскурсия в школьную библиотеку. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя.
Игра «Правильно - неправильно»


2.
Литературные сказки
В.Берестов « Мастер птица»

2

Биография писателя.
Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
Пересказ сюжета по вопросам учителя.


3.
Литературные сказки
В.Берестов « Мастер птица»
2
Инсценирование одного эпизода по выбору:
Птицы посылают аиста и соловья учиться пению.
Аист у мудреца.
Соловей у мудреца.


4.
Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.

2
Знакомимся с писателем.
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.
Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением.


5.
С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.
1
Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок


2

Н
Е
Д
Е
Л
Я

6.
«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.

2
Учимся разгадывать загадки различной тематики.
Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.


7.
«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.
2
Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей


8.
Русские народные потешки и прибаутки.

2
Учимся читать потешки и прибаутки



9.
Русские народные потешки и прибаутки.
1
Нарисуй потешку


10.
«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»

2
Биографии писателей.
Слушание, чтение и рассматривание книги
Иллюстрирование сюжета произведения


3

Н
Е
Д
Е
Л
Я

11.
«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».


2
Знакомство с творчеством писателей.
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.


12.
Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»
2
Знакомство с творчеством писателей.
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.


13.
Русские народные игры.
Игра «Вася – гусёночек»

2
Разучивание считалок для выбора ведущих ролей.


14.
Русские народные игры.
Игра «Вася – гусёночек»
1
Разучивание игры по всем правилам.


15.
Ш.Перро «Красная шапочка», Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

2
Биография писателя. Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. Иллюстрации к сказкам.


4

Н
Е
Д
Е
Л
Я

16.
«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»
Н. Сладков «Лесные шорохи»
М. Пришвин «Ёж».

2

Знакомство с писателями.
Чтение, рассматривание книги.



17.
«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»
Н. Сладков «Лесные шорохи»
М. Пришвин «Ёж».
1
Рисуем любимых животных.


18.
Сказки о животных
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

2
Чтение и рассматривание книги



19.
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»
2
Инценирование отдельных сюжетов


20.
Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко». Стихи и загадки Е. Серова

2
Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».


5

Н
Е
Д
Е
Л
Я

21.
Стихи и загадки
2
Игра «Нарисуй загадку»


22.
Друзья детства.
К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»

2
Знакомство с биографией писателя.
Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».


23.
Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»
2
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.



24.
Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»
1
Иллюстрирование произведения по выбору.


25.
Ступеньки мастерства. А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»

2
Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».
Игра «Инструменты»


6

Н
Е
Д
Е
Л
Я

26.
О наших сверстниках.
Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка»,

2
Знакомство с писателями.
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.


27.
Е. Благинина «Бабушка-забота»
2
Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.


28.
Стихи о родном крае.
И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».

2
Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.


29.
Стихи о родном крае.

1
Игра «Где лучше?»


30.
О героях.
А.Митяев «Богатыри»

2
О писателе.
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина».
Рисуем сказочных богатырей.


7

Н
Е
Д
Е
Л
Я

31.
О доброте.
В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».

2
Биография писателя.
Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки.


32.
В.Осеева «Добрая хозяюшка»
2
Пересказ сказки от имени девочки, петушка.


33.
«Поговорим о наших мамах»
Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!»,
А. Барто «Разлука» и др.

2
Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть.



34.
«Поговорим о наших мамах»

1
Рисование «Вот какая мама!»


35.
«В стране Вообразилии»
Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».
2
Рассматривание сборника
Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.


8

Н
Е
Д
Е
Л
Я

36.
«В стране Вообразилии»

1
Нарисуй свою страну.


37.
Знакомые незнакомцы.
Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».
2
Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.


38.
Книги о животных.
Е. Чарушин «На нашем дворе»,
Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают».

2
Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный.


39.
В.Бианки «Хвосты».
2
Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.


40.
О любимых игрушках.
Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»

2
Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д. Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.


9

Н
Е
Д
Е
Л
Я

41.
О чем я мечтаю.
В. Катаев « Цветик – семицветик»
2
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки.


42.
В. Катаев « Цветик – семицветик»
1
Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.


43.
Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»

2
Знакомство с писателем.
Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.


44.
Экскурсия в школьную библиотеку.
2
Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг.


45.
Итоговое занятие.
Игра – викторина «Угадай сказку»
2
Обобщение полученных знаний.

ИТОГО:
81


В результате реализации программы 1 четверти учащиеся должны уметь:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
четверть
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.




Тема занятия
Кол - во
часо в
Основное содержание работы






1

Н
Е
Д
Е
Л
Я

1.
Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат»

2
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.


2.
Сказки о животных
В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок»

2
Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.


3.
Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.


2
Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.


4.
Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»

2
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Найти пословицы о дружбе и друзьях


5.
Здравствуй, осень!
М. Пришвин «Листопадничек»
1
Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовка рисунков «Здравствуй, осень, золотая!»


2

Н
Е
Д
Е
Л
Я

6.
Худому делу - худой конец.
Итальянская сказка «Как осёл петь перестал»

2
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.


7.
С. Баруздин «Кляксы»,
В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др.
2
Придумать своё оригинальное продолжение сказки.


8.
Стихи о Родине.
Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.


2
Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»


9.
Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин»
Э. Мошковская «Хитрые старушки»
С.Маршак «Пудель», «Багаж»

2
Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.


10.
«На ярмарке»
Малые фольклорные жанры.
1
Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу.


3

Н
Е
Д
Е
Л
Я

11.
Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»

2
Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинение сказки о неживом предмете
( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)


12.
Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»

2
Отработка связи « писатель - книги – тема». Принести картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц .


13.
Забавные стихи. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки»


2
Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь « тема – автор». Выбор отрывка для заучивания наизусть.


14.
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке».

2
. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг.


15.
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
1
Сочинить стихи о своих друзьях Детальный анализ произведения


4

Н
Е
Д
Е
Л
Я

16.
Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное»

2
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт.


17.
Емельянов «Храбрая девочка» и др.
2
Характеристика поступка, героев.


18.
Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».

2
Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.


19.
Сказки о настоящей дружбе.
Африканская сказка «Вот так дружба!»
1
Составить рассказ о своём лучшем друге.


20.
Афганская сказка « Волк – ябедник»

2
Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам.


5

Н
Е
Д
Е
Л
Я

21.
О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова «Трусиха»


2
Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавить тематическую выставку.


22.
С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»
2
Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.


23.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота»,

2
Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.


24.
Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки»
1
Сочинение стихов о маме и для мамы.


25.
Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост»

2
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке.


6

Н
Е
Д
Е
Л
Я

26.
Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»

2
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.


27.
Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

2
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств.


28.
Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи»

2
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке


29.
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный»
Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»

1
Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ.


30.
Сезонные изменения погоды
Стихи русских писателей о зиме

2
Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение картин природы.


7

Н
Е
Д
Е
Л
Я

31.
Знай и люби родную природу!
Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов»
Г. Скребицкий «Колючая семейка»

2
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану.


32.
Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина»

2
Устанавливать связь « автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений.


33.
Сказки народов родного края.

2
Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление.


34.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»

2
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению.


35.
Итоговое занятие.
Игра – викторина
1
Обобщение полученных знаний.

ИТОГО:
63


В результате реализации программы 2 четверти учащиеся должны:
знать/понимать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
четверть
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.




Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы


1

Н
Е
Д
Е
Л
Я

1.
Стихотворные сказки.
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

2
Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть


2
Стихотворные сказки.

2
Чтение по желанию. Иллюстрирование сказки.


3.
Детские энциклопедии.
Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.

2
Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию


4.
Детские энциклопедии.

1
Путешествие по страницам


5.
Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев

2
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн


2

Н
Е
Д
Е
Л
Я

6.
Рассказы современных писателей о детях.
Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «.И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано»

2
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.


7.
Рассказы современных писателей о детях.
Т. Лихоталь «Синяк»
2
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.


8.
Рассказы современных писателей о детях.
2
Сочинить свой рассказ «Что я люблю»


9.
Волшебный мир сказок Бажова.
П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»

2
Выделение особенностей уральских сказаний. Мини-рассказ «Я умею, я могу»


10.
Волшебный мир сказок Бажова
1
Рисуем сказочный мир Бажова.


3

Н
Е
Д
Е
Л
Я

11.
Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,
В. Осеева «Простое дело"

2
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении.


12.
Произведения о тех, кто трудится.
2
Пословицы о труде.
Загадки об орудиях труда.


13.
Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста»
2
Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки.


14.
Книги о природе и человеке.
1
Загадки о животных.


15.
Рассказы о животных.
Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос»

2
Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя.


4

Н
Е
Д
Е
Л
Я

16.
Книги о ребятах и их делах.
А.Гайдар «Тимур и его команда».
2
Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказ отрывка прочитанного произведения.


17.
Книги о ребятах и их делах.

1
Выставка книг на тему.


18.
Произведения о долге и храбрости.
И. Тургенев «Капля жизни»
2
Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выставка книг о долге и храбрости.


19.
Произведения о мамах и детях.
А. Милн «Непослушная мама»
2
Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений о маме.


20.
Сказки о приключениях детей.
И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др.
2
Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов


5

Н
Е
Д
Е
Л
Я

21.
Сказки о приключениях детей
2
Рисование на тему «Нас много, но мы все такие разные»


22.
Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник»
2
Особенности произведений юмористического жанра.


23.
Сказки народов разных стран.
Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников»
2
Особенности арабских сказок. Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации).


24.
Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»
В. Дуров «Наша Жучка» и др.

2
Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека».


25.
Книги о дружбе и взаимопомощи.
1
Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья – кошки, собаки»


6

Н
Е
Д
Е
Л
Я

26.
Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин

2
Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода.


27.
Как рождается герой.
Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки»
2
Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца.


28.
Люби живое.
М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»
2
Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения.


29
По страницам детских журналов.
Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»
2
Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении


30
По страницам детских журналов.

1
Выставка детских журналов


7

Н
Е
Д
Е
Л
Я

31.
Твоя книжная полка.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина»,

2
Детальный анализ произведения.


32.
Н.Носов «Дневник Коли Синицына»
2
КВН « С героями Н.Носова»


33.
Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»


2
Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре «Угадай произведение, зачитай отрывок»


34.
Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»
2
Игра «Угадай произведение, зачитай отрывок»


35.
Страна Фантазия
1
Рисуем страну Д.Родари


8

Н
Е
Д
Е
Л
Я

36.
Стихи о родине поэтов родного края
2
Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к выразительному чтению.


37.
Стихи о родине поэтов родного края

2
Конкурс на лучшего чтеца.


38.
Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа.
К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей».
2
История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ.


39.
Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок»
2
Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения..


40.
Зарубежные писатели детям.
1
Иллюстрирование произведений.


9

Н
Е
Д
Е
Л
Я

41.
Зарубежные писатели детям.
Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»
2
Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета


42.
Мифы и легенды древней Греции Рождение героя, Геракл в Фивах,
Немейский лев.
2
Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой.


43.
Мифы и легенды древней Греции
2
Пересказ выбранного мифа или легенды.


44.
Мифы и легенды древней Греции
2
Составление кроссворда «О мифах и легендах».


45.
Мифы и легенды древней Греции
1
Рисование «Герои мифоф»


10

Н
Е
Д
Е
Л
Я

46.
Книги, которые надо читать долго.
А. Волков «Волшебник изумрудного города»

5
Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения.


47.
Книги, которые надо читать долго.
А. Волков «Волшебник изумрудного города»
1
Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города»


48.
А. Волков «Волшебник изумрудного города»
1
Иллюстрации к любимым сюжетам.


49.
КВН « В стране Читалии»
1
Обобщение полученных знаний

ИТОГО:
89


В результате реализации программы 3 четверти учащиеся должны уметь:
Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
Участвовать в драматизациях художественных произведений.
Вхождить в игровые ситуации, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
Коллективно обсуждать творческие работы, доброжелательно относиться к результатам творческих поисков одноклассников.
4 четверть
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.




Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы


1

Н
Е
Д
Е
Л
Я

1
О чём рассказывают журналы?
Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

2
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.


2
«Где, что, как и почему?»
Книги-справочники, энциклопедии

2
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках.


3
«Где, что, как и почему?»

2
Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.


4
«Вчера и сегодня»
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях

2
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.


5
«Вчера и сегодня»

1
Рисование «Машины будущего»


2

Н
Е
Д
Е
Л
Я

6
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.

2
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования.


7
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

2
Оформление аннотаций на прочитанные книги.


8
«Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.


2
Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.


9
«В путь, друзья!»
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

2
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг


10
«В путь, друзья!»

1
Иллюстрация книг о путешествиях.


3

Н
Е
Д
Е
Л
Я

11
«Обыкновенная биография в необыкновенное время»
Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

2
Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».


12
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.

3
Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»


13
Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности,
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.


2
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Оформление выставки книг приключенческого жанра.


14
«Творцы книг»
Рассказы о художниках - иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.
1
Коллективная презентация «Творцы книг».


15
Книжная мастерская
1
Ремонт книг.


4

Н
Е
Д
Е
Л
Я

16
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего»

2
Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.


17
В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»
2
Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.


18
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

2
Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»


19
«От благодарных читателей» М.Твен «Приключения Тома Сойера»



2
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим.


20
Пословицы о путешествиях
1
Анализ пословиц.


5

Н
Е
Д
Е
Л
Я

21
«От благодарных читателей»
Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
2
Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.


22
Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
2
Иллюстрации к произведению


23
«Современные писатели - детям»
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком»

2
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.


24
«Современные писатели - детям»

2
Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»


25
«Современные писатели - детям»

1
Иллюстрация к любимой книге.


6

Н
Е
Д
Е
Л
Я

26
Мир детства в рассказах А. П. Чехова
«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»

2
Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг А. П. Чехова и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока.


27
«С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»»

2

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.


28
Х.К.Андерсен «Русалочка»
2
Чтение с увлечением


29
«С моей книжной полки»
1
Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.


30
Путешествие по сказкам братьев Гримм.
Сказки братьев Гримм


2
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.



7

Н
Е
Д
Е
Л
Я

31
Путешествие по сказкам братьев Гримм.

2
Литературная викторина по сказкам братьев Гримм


32
Сказка ложь, да в ней намек
2
Русские аналоги к зарубежным сказкам.


33
Картины русской природы в произведениях писателей родного края

2
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям.


34
Картины русской природы
1
Оформление выставки книг.


35
Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков
Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник»,

2
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.


8

Н
Е
Д
Е
Л
Я

36
А. Куприн «Белый пудель»,
2
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге.


37
Книги о братьях наших меньших
2
Презентация книг


38
К. Станюкович «Максимка»
2
Оформление аннотаций на прочитанные книги.


39
Старой книге – новую обложку
2
Оформление обложки


40
Викторина «По страницам любимых книг».
1
Обобщение полученных знаний

ИТОГО:
72


В результате реализации программы 4 четверти учащиеся должны:
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
Используемая литература:
1. Газета «Педсовет»
2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.3 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2010.
5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
8. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
11. Журналы «Начальная школа», 2006-2013 гг.
12.Интернет-ресурсы с литературными презентациями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15