Программа по внеурочной деятельности Как хорошо уметь читать 4 класс
Внеурочная деятельность по духовно – нравственному направлению
«Как хорошо уметь читать»
Пояснительная записка
Предполагаемый курс предназначен для занятий в 4 классе.
Программа рассчитана на 70 часов обучения в год по 2 занятия в неделю.
Направленность. Современное общество ставит перед школой цель - создание условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Актуальность. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, раскрыть многие «тайны» литературного слова. В данном случае на помощь приходит внеурочная деятельность «Как хорошо уметь читать!», которая является дополнением к уроку, его логическим продолжением.
Новизна. Программа данного курса состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Отличительные особенности курса. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях направлено на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Усвоение систематического круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала. Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения не изучались на уроках литературного и внеклассного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.
Организация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
- добровольное участие школьников;
- научность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход.
Распределение тематики и акценты программы ограничены возрастными параметрами детей. В программе учтены особенности когнитивных функций, основные этапы анатомо-физиологического и психосоциального развития детей.
В основе построения курса лежит принцип позиционного педоцентризма, т.е. отбор наиболее актуальных для обучающихся данного возраста знаний, установление демократического способа взаимодействия между учеником и учителем.Предполагаемые результаты:
Ученик должен «уметь»:
искать:
- опрашивать окружение;
- консультироваться у учителя;
- получать информацию.
думать:
- устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
- критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
- оценивать произведения искусства и литературы.
сотрудничать:
- уметь работать в группе;
- принимать решения;
- улаживать разногласия и конфликты;
- договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.
приниматься за дело:
- включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
- доказать солидарность; организовать свою работу.
адаптироваться:
- использовать новые технологии информации и коммуникации;
- стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
Инструментарий для оценивания результатов:
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературные встречи,
- литературная гостиная,
- литературный ринг.
Содержание курса
Книги, прочитанные летом. (1ч)
Путешествие в Древнюю Грецию (3ч)
Персей.
Орфей и Эвридика.
Дедал и Икар.
Сказки народов России (2ч)
Осетинская народная сказка «Неразумный сын».
Чувашская народная сказка «Иван батыр»
Сказки народов мира (2ч)
Конкурс чтецов «Золотая осень» (2ч)
Былины (4ч)
Алёша Попович и Тугарин Змей.
Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.
Первый бой Ильи Муромца.
Три поездки Ильи Муромца.
Рассказы о природе (14ч)
Р. Киплинг. Как верблюд получил свой горб.
П. Бажов. Серебряное копытце.
Д.Н. Мамин – Сибиряк. Серая Шейка.
В. Катаев. Цветик – семицветик.
М.М. Пришвин. Лесной хозяин.
В.В. Бианки. Синичкин календарь.
Прошла по земле война (7ч)
Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке.
Л. Кассиль. Рассказ об отсутствующем.
Б. Лавренёв. Большое сердце.
О добре и красоте (13ч)
Стихи И. Бунина, С. Есенина о зиме.
Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Крестьянские дети (отрывок).
Стихи о маме. «Мама – главное слово».
Детские стихи С. Михалкова.
Рассказы Н. Носова (3ч)
Витя Малеев в школе и дома.
Сказки зарубежных писателей (8ч)
Х.К. Андерсен. Огниво. Оле-Лукойе.
Братья Гримм. Три брата. Учёный охотник.
Удивительные приключения (6ч)
Е. Велтистов. Чемодан с четырьмя ручками (из книги «Приключения Электроника»),
Кир Булычёв. Путешествие Алисы.
По страницам любимых книг (5ч).
Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом».
Викторина «По страницам любимых книг».
Тематическое планирование
№
п/пТема Тип
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся Дата
1
Самые интересные книги, прочитанные летом. Дискуссия.
Содержание книги, сюжет.
Расширение знаний об авторах и книгах, прочитанных летом. 2
Путешествие в Древнюю Грецию. Занятие-путешествие. Мифы.
Расширение знаний о мифах Древней Греции. 3-4
В Древней Греции. Комбинированный. Мифы.
Расширение знаний о мифах Древней Греции. 5-6
Сказки разных народов России.
Комбинированный; викторина
по сказкам. Зачин,
концовка,
сюжет. Расширение знаний об особенностях языка и композиции народных сказок. 7-8
Сказки народов мира. Комбинированный, викторина по сказкам. Зачин,
концовка,
сюжет. Расширение знаний об особенностях языка и композиции сказок народов мира. 9-10
Конкурс чтецов «Золотая осень» Соревнование.
Стихи об осени. Выразительное чтение стихотворений
про осень. 11
Русские былины. Русский богатырь Алёша Попович.
Комбинированный.
Былина – жанр устного народного творчества.
Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части. 12
Русские былины. Русский богатырь Добрыня Никитич.
Комбинированный.
Былина – жанр устного народного творчества.
Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части. 13
Русские былины. Русский богатырь Илья Муромец.
Комбинированный.
Былина – жанр устного народного творчества.
Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части. 14
По преданьям старины глубокой.
Занятие-игра.
Былина – жанр устного народного творчества.
Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части. 15
Короткие рассказы Р. Киплинга.
Викторина.
Авторская сказка.
Сюжет,
мораль.
Расширение знаний о творчестве сказочника Р. Киплинга. Определять тему, главную мысль произведения. 16-18
П. Бажов. «Серебряное копытце».
Комбинированный.
Авторская сказка.
Сюжет,
мораль. Расширение знаний о творчестве сказочника П.Бажова. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. 19-21
Рассказы Д.Н.Мамина – Сибиряка о животных.
Комбинированный.
Авторская сказка.
Сюжет,
мораль. Расширение знаний о творчестве сказочника Д.Н.Мамина-Сибиряка. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. 22-24
В. Катаев. «Цветик – семицветик».
Комбинированный.
Авторская сказка.
Сюжет,
мораль. Расширение знаний о творчестве В.Катаева. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. 25-27
Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».
Комбинированный.
Повесть.
Сюжет,
мораль.
Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль. 28-29
Л. Кассиль. «Рассказ об отсутствую
щем».
Комбинированный.
Рассказ.
Сюжет,
мораль.
Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль. 30-31
Б.Лавренёв. «Большое сердце».
Комбинированный.
Рассказ.
Сюжет,
мораль.
Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль. 32-33
Конкурс стихотворений о зиме. Соревнование. Стихи о зиме. Выразительное чтение стихотворений о зиме. 34-35
Стихи
И. Бунина,
С. Аксакова
о зиме.
Комбинированный.
Тема,
события,
последовательность,
описания природы.
Углублять знания о поэтах-классиках 19-начала 20 века для детей. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение. 36-37
Стихотворения С. Есенина.
Комбинированный.
Тема,
события,
последовательность,
описания природы.
Углублять знания о творчестве С. Есенина для детей. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение. 38-41
В гостях у датского сказочника Х.К.Андерсена
Занятие-путешествие. Комбинированный. Авторская сказка.
Сюжет,
мораль.
Расширение знаний о творчестве датского сказочника Х.К. Андерсена. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. 42-45 Сказки братьев Гримм. Комбинированный.
Авторская сказка.
Сюжет,
мораль.
Расширение знаний о творчестве братьев Гримм. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. 46-47
По произведениям Н.А.Некрасова.
Устный журнал.
Стихотворение.
Расширение знаний о творчестве Н.А. Некрасова. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение. 48-50
Рассказы Н. Носова.
Занятие-игра.
Рассказ.
Сюжет,
мораль.
Расширение знаний о творчестве Н.Носова. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. 51-52 Стихи о маме. «Мама – главное слово». Комбинированный.
Тема,
последовательность событий. Углублять знания детей о детских поэтах, писавших стихотворения о маме. 53-55
Е. Велтистов. Чемодан с четырьмя ручками (из книги «Приключения Электроника») Комбинированный.
Отрывок.
Расширение знаний о творчестве Е.Велтистова.
Выделять главную мысль.
56-58
Кир Булычёв. Путешествие Алисы.
Комбинированный.
Отрывок.
Расширение знаний о творчестве К.Булычёва. Использование сравнений для более точной характеристики героев.
59-60
Рассказы М.М. Пришвина о природе.
Комбинированный.
Произведения для детей о животных. Связь названия с темой текста, мысль текста. Расширение знаний о творчестве М.М. Пришвина. Использование сравнений, описания животных для более точной характеристики героев. 61-62
Рассказы В.В. Бианки о природе.
Комбинированный.
Произведения для детей о животных. Связь названия с темой текста, мысль текста. Расширение знаний о творчестве В.В.Бианки. Использование сравнений, описания животных для более точной характеристики героев. 63-65
Детские стихи С. Михалкова.
Комбинированный.
Детские стихи
Расширение знаний о творчестве С.Михалкова. 66-67
Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». Комбинированный.
Стихи, рассказы,
сказки,
баллады. Расширение кругозора. 68-69
Викторина «По страницам любимых книг».
Комбинированный.
Расширение кругозора.
70 Экскурсия в детскую библиотеку. Экскурсия. Расширение кругозора.
В результате реализации программы обучающиеся 4 класса должны:
- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста.
- Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа.
- Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение.
- Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный).
- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования.
- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.
- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать…» у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.Методические рекомендации
В отборе материала для занятий учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по литературному чтению, учитывать необходимость преемственности между начальным и средним звеном. Данные занятия предполагают знакомство с автором и его произведением, работу с толковым и орфографическим словарями, использованием изобразительных средств языка, тестовых заданий, кроссвордов, использование наглядных пособий.
Используемая литература
Для учителя
1. Газета «Педсовет». – 2010г-2012г.
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1 - 4 классах.
М. Просвещение, 1995.
9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
11. Журналы «Начальная школа», 2009-2013г.
12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fmetodisty.ru%2F" metodisty.ru›
Все работы› Презентации и видеоролики, HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fviki.rdf.ru%2F" viki.rdf.ru› HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fviki.rdf.ru%2Fitem%2F373" item/373, HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.lit-studia.ru%2F" lit-studia.ru› HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.lit-studia.ru%2Fmethod%2F46.html" method/46.html
Для учеников: Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс Автор: Лазарева В.А. Издательство: Издательский дом «Федоров» Год: 2009
Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Автор: Свиридова В.Ю. Год издания: 2011.