Вечер памяти жертв холокоста Холокост — путь к миру и тореронтности


Сценарий воспитательного мероприятия:
«ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА»
Цель мероприятия: формирование у учащихся мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества, формирование толерантного сознания, развитие сочувствия к жертвам холокоста, профилактика экстремизма и национализма в подростковой среде.
Вступительное слово.
Мероприятие, посвященное памяти жертвам Холокоста – один из циклов мероприятий, посвященной теме ВОВ, которые проводятся в нашей школе. Тема войны по-прежнему актуальна в обществе, с ней связано воспитание у подрастающего поколения толерантности, способности жить в мире и согласии со всеми народами. Мы живем в многонациональном государстве, на многонациональном полуострове Крым, где живут сотни народов - это удивительное многоцветие является драгоценным сокровищем, как горный луг, на котором сотни неповторимых цветов. Сохраняя его, в делах минувших дней мы ищем объяснение дню сегодняшнему и строим прогнозы дней завтрашних.
Память - преодоление времени. В этом ее величайшее, нравственное значение. Помнить – чтобы жить! Одной из главных задач в проведении мероприятия заключено в слогане «Чтобы понять историю, надо ее прочувствовать». Вот это мы с вами и постараемся сегодня сделать.
Зал оформлен в светлых тонах
На экране мультимедийного проектора видеоряд, содержащий набор мирных картинок, легкая музыка
Pвучит набат, в течение 5-10 сек, фонограмма:- Потомки! Вы слышите звуки набата?То памяти нашей голос живой
/Звучит «Реквием». На фоне музыки чтец читает стихотворение/
Чтец 1.
Молитвою начать должны мы этот день,Чтоб память жертв нацистских мы почтили,Пусть души их поднимутся все выше,Чтоб они точно знали — мы их не забыли.Когда мир узнает про Холокост,Немеет сердце, холодеют руки,И просит Господа с рыданием душа,Пусть никогда не повторятся эти муки!
Кто дал им право убивать других людей?Кто дал им власть губить чужие жизни?За что страдал и умирал еврей?Не покидают разум эти мысли.Вершина зла, жестокости и мрака.Тревожит сердце слово «Холокост»,И хочется от грусти просто плакать,Не утирая с глаз горячих слез.
День скорби, памяти, печали,Он носит имя Холокост.Сегодня люди вспоминаютТу боль, ужасную до слез.
Видеоряд, в котором использованы архивные фотографии и документальные кадры концлагерей. Видеоряд сопровождается текстом под произведение Р. Вагнера «Вальпургиева ночь»
Чтец 1:
Сколько жить доведётся на светеБывшим  узникам   концлагерей  -Не забыть им ни фабрики смерти,Ни фашистов, что злее зверей!Чтец 2:
Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,Маутхаузен в том же ряду...Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-Побывал, прямо скажем, в аду.Чтец 3:
Вся Земля содрогалась от горя,Не щадило зверьё и детей!Пасть чудовищная - крематорийЧто ни день, пожирала людей.Чтец 4:
И душа леденела от страха,Ужас гетто вовек не избыть!Сколько брошено жизней на плаху!Разве ж можно такое забыть?!
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья.
Ведущий 2: Не случайно мы начали вечер с такой тревожной ноты
Ведущий 1: 27 января 1945 г. советскими войсками был захвачен
последний из действующих концлагерей
Ведущий 1: А Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным Днём памяти жертв Холокоста
Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат» в исполнении эстрадной группы «Мечта»
Ведущий 1: Стали историей грозные годы 2 мировой войны
Ведущий 2: Годы, когда Земля потеряла огромное количество людей, годы, когда люди с лихвой познали ужас и страх, годы, которые превратили молодых в стариков.
Ведущий 2: Великая Победа Великого Мая 1945г., принесшая мир всей Европе, была Победой многонациональной страны, многонационального народа.
Сегодня, когда мы говорим о будущем России, мы, безусловно, понимаем, оно за нами - молодыми, в единстве наша сила. И неважно, какой мы национальности и неважно, в какой области мы будем трудиться…
Главное есть сильные люди, которые готовы ее защищать.
Ведущий 1: Защищать не только в бою, но и от проникновения в сознание наших людей античеловеческих ценностей.
Ведущий 1: Как в стране, победившей фашизм, принесший мир всей Европе, возникло движение неофашизма, скинхедов, разделивших людей по национальностям? Как могло случиться подобное?
Ведущий 2: Что способствует тому, что на территории нашей страны возрождается неонацизм: на домах появляются свастики, воинствующие молодчики поджигают синагоги и громят еврейские кладбища?
Ведущий 2: А ведь когда-то, в 30-х годах в Германии все начиналось очень похоже. И слышны уже звуки ХолокостыФонограмма (музыка Р. Вагнера)
Ведущий 1: Холокост… Историки говорят об экономическом Холокосте и Холокосте всесожжения. Холокост – катастрофа европейского еврейства
Холоко́ст (от англ holocaust, из др- греч ὁλοκαύστος — «всесожжение»). Холокост — термин, обозначающий истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств в крематориях нацистских концлагерей – лагерей смерти
Ведущий 2: Массовое уничтожение евреев началось по приказу Гитлера с 1933 года.
Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний был захвачен советскими войсками в 1945-м.
Ведущий 1:. Между двумя этими датами – миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами. И погибших от "медицинских опытов". Сколько было этих, последних, точно не знает никто. Сотни тысяч…
Ведущий 2: Число жертв среди еврейского населения на территориях, подконтрольных национал-социалистам достигает от 5 до 6 миллионов человек.
Ведущий 1: Давайте почтим память минутой молчания всех, погибших в лагерях смерти.
(минута молчания)
/Звучит музыка. На фоне музыки чтец читает стихотворение/ Чтец 4.
Скажите, отчего вы так решили?И почему вы не хотите понимать?К чему убийства те, и то насилие?Зачем людские души убивать?О Холокост, жестокое то время!Еврейские народы смогут ли простить?То злостное, тяжелейшее бремя,Им долгие годы пришлось носить!За что, Германия, ты их не полюбила?За что хотела ты их истребить?Зачем народа жизни ты губила?Ведь все хотим мы мирно на планете жить!
(из репертуара гр. «Основной инстинкт» - «Непрошенная война»-сл. В. Аришина, муз. Е. Шанина) в исполнении эстрадного коллектива «Мечта»Хореографическая постановка: выход свеченосцев.
Ведущий 2: Официальные документы трагедии находились более полувека в закрытых фондах,
Ведущий 1: А свидетели Холокоста не хотели бередить старые раны. Им казалось, что трагедию такого масштаба люди никогда не забудут.
Однако постепенно становилось ясно, что это заблуждение.
Ведущий 2: Не случайно сегодня, когда проблема наций стоит так остро, когда мир так хрупок, когда на Земле не затихают национальные войны, так актуален вопрос Памяти, которая возвращает нас в годы 2 мировой войны
Ведущий 1: Всё это было. Война... Фашизм… Концлагеря …Муки… Унижения и Смерть, уносящая великий дар, данный живым - жизнь
Ведущий 1: в 1935 году Правительством Германии были приняты Нюрнбергские законы «О защите германской крови и германской чести» и «Об охране генетического здоровья германского народа». Были ограничены права евреев на собственность, образование, торговлю и участие в политической жизни страны.
Ведущий 2: Так Гитлер провозгласил мировую борьбу против еврейства. И первый акт вандализма получил название «Хрустальная ночь» - еврейский погром в ночь на 9 ноября 1938 года, когда было уничтожено 100 евреев, разрушены все синагоги в Германии, разграблены 7 тысяч еврейских магазинов. Более 30 тысяч евреев были отправлены в концентрационные лагеря.
Ведущий 1: Вдумайтесь, дорогие друзья, какой цинизм: хрупкое название «Хрустальная ночь» и жестокое убийство людей.
Ведущий 2: Гитлер провозглашал, что освобождает своих солдат от химеры, которая называется совестью. Это означало: будь хуже зверя, убивай, грабь, жги, насилуй, глумись над страданием беззащитных женщин, стариков, детей. И фашисты точно следовали выполнению этого указания
Ведущий 1: . Так продолжалось до 1941 года. Адольф Гитлер решил, что все эти меры неэффективны для очистки Германии от евреев.
Ведущий 2 :Было принято решение создать 6 лагерей смерти на территории Польши. Треблинка, Хелмно, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец. Всё еврейское население Европы должно было погибнуть в этих лагерях.
Ведущий 1: Только на территории фашистской Германии было создано 1100 концлагерей и гетто (территория, огороженная проволокой для проживания евреев), которые строились и на оккупированных территориях
Ведущий 2: Для массового уничтожения заключённых лагеря были оснащены газовыми камерами и крематориями, созданием которых занимались крупные промышленные компании Германии.
Ведущий 1: Слабых и истощенных узников, маленьких детей сразу посылали в газовые камеры, где умерщвляли газом, а трупы сжигали.
Ведущий 2: Сильных, направляли на каторжные работы, что тоже
приводило к смерти
Ведущий 1: Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных и уничтожение
Ведущий
Из воспоминаний Шломо Венезия – одного из немногих выживших узников Освенцима: “Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда”.
Ведущий 1: И это лозунги нации, объявившей себя высшей расой?
Разве это человечно? Разве это люди?
Ведущий 2: Это варвары, изгои, фашисты, несущие в мир зло. Разве есть право уничтожать людей, обретая их на физические и моральные унижения?
Чтец 1: только с приходом наших войск закончился весь этот ужас. Вспоминает Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке
Ведущий 1:“Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов.Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. …Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали – всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. …Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное, как бы, не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.
Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…”
1.
С началом Великой Отечественной войны труженики нашего родного села Майского
( тогда оно еще называлось Майфельдом) поднялись на защиту Отечества. Большинство мужчин были мобилизованы в Красную Армию. Многие пошли в ополчение. Часть жителей — женщины, дети и старики — эвакуировалась. Суровые испытания выпали на долю тех, кто остался в селе.
2.
Немецко-фашистские захватчики начали здесь бесчинствовать с конца октября 1941 года. 15 января 1942-го они расстреляли на окраине села полторы тысячи женщин, детей, стариков, согнанных из Майфельда и окрестных сёл.

3
А вот сведения из «Книги печали» Гитель Губенко: «1 ноября 1941 года в Колайский район ворвались немцы.
4. В конце декабря 1941 года в район прибыла из Джанкоя команда СД. Из разных деревень района евреев согнали в Майфельд, в помещение средней школы, приказав им взять с собой продукты питания на три дня, ценности и лучшие носильные вещи. При сборе фашисты распустили слухи, один из них — что евреев отправят в Херсон. Продержав их несколько дней в неотапливаемом помещении, немцы в начале января отобрали у них ценности, раздели догола и начали партиями выводить к противотанковому рву в винограднике деревни Майфельд и расстреливать. В первую очередь были расстреляны женщины, старики и дети, взрослых мужчин заставили закапывать трупы, а затем были расстреляны и они. Уничтожено более 1500 евреев из разных сёл Колайского района».
5.Но с этим расстрелом связано несколько загадок. Во-первых, число погибших. В Еврейской энциклопедии приводится цифра 1512 человек, на памятнике у рва — «более 1800 человек», а некоторые местные жители говорят о трёх тысячах. По данным М. Выгона, их 1530 — от детей до глубоких стариков. И лишний раз убеждаешься, глядя на расхождение в цифрах, что никто погибших не считал.
6.
Сегодня на окраине  Майского, в степном неудобье, стоит памятник: три столба, вонзённые в небо. В земле под ними — прах. Тысяча пятьсот тридцать человек сгинули в противотанковом рву. Колхозники-евреи из крепких степных колхозов.
/Звучит инструментальная музыка к фильму «Свой среди чужих». На фоне музыки чтец читает стихотворение/
7.
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯКогда осенняя листва устала падать, И с краю озеро покрылось коркой льда, Спустились с неба лебеди и стали плавать, Расправив гордо свои шеи, как всегда. И старый дед-еврей бросал им хлеба крошки, И тихо плакал, и молитвы им шептал; Он помнил страшные военные бомбёжки, И смерть родных, и одиночество познал. И видел он расстрел отца и старших братьев, И как сестру его забрали для утех, Он плакал и кричал свои слова проклятья, Чтобы не слышать тот фашистский злобный смех. И видел он, как шли толпой евреи в чёрном, И слышал улицы немую тишину, Ему казалось небо серым и огромным, Он проклинал в тот день фашистов и войну. И всякий раз, как лебедей большая стая Спешит подплыть к нему по голубой волне, Он тихо плачет, вслух молитвы им читая, И верит он, то – души павших на войне.
Ведущий 1: Каждому человеку дал Бог бессмертную душу, и даже, когда тело мучеников изранено, то в душе есть воля к жизни
Ведущий 2:
На жертвенном огне сгорим, Но воля к жизни остается.
Эти строчки Зюсмана Сегаловича отражают дух еврейского народа, который он пронес через тысячелетия.
Ведущий 1:
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит..., говорил в своих стихах
Муса ДжалильВедущий 1: Так пусть этот вечер памяти ещё раз заставит нас с вами задуматься об ужасах фашизма и войны, и сделать всё, чтобы такое никогда не повторилось вновь. И каждый пусть задумается, что сделать, чтобы трагедия Холокосты не повторилась вновь
Ведущий 2:Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.
Видеоряд: картинки мира, распускающиеся цветы, многонациональные хороводы, мирный труд под фонограмму текст
Чтец 1:Все мы – дети планеты Земля.Все равны, хоть порой непохожи.Жить нам в ссоре на свете нельзя,Ничего нету жизни дороже.
Чтец 2:
Пусть царят на планете ЗемляТолько добрые чувства и мысли
А иначе нам просто нельзя.Ведь в руках наших – жизни.
Ведущий 1: Каждый человек, каждая нация уникальны, все являются носителями общечеловеческих ценностей, составляющими мировой культуры
Ведущий 2: И не случайно в нашей школе традиционным стал фестиваль «Крымский веночек» - фестиваль народов, проживающих на полуострове Крым, а также Дни Толерантности.
Ведущий 1: Мы выбираем позицию терпимости и доверия, мирное сосуществование, а не конфликты
Ведущий 1: Спасибо, всем, кто готовил это мероприятие. Мы очень надеемся, что каждый из вас задумается, как улучшить нашу жизнь. Потому что от каждого из нас зависит наше настоящее и будущее. И в этом нам помогут уроки истории
Ведущий 2: На этом наш вечер памяти закончен. Мира вам и добра. Заключение:
Факт уничтожения людей по их национальному признаку – это то, что заставляет думать не только о прошлом, но и о настоящем и будущем, всегда актуально для молодежи. Люди должны помнить о таких трагических моментах истории, как Холокост, ведь без прошлого, нет настоящего и будущего. Холокост как величайшее преступление перед человечеством, как незабываемая трагедия народа и как нравственный урок будущим поколениям может быть осмыслен лишь в контексте всех предшествующих событий, которые сделали его возможным и подготовили для него почву