Внеклассное мероприятие по литературе Алтая
МКОУ Зональная средняя общеобразовательная школа
Зональный район, Алтайский край
Урок внеклассного чтения по литературе Алтайского края в 6 классе с использованием ИКТ на тему: « Родина в лирике поэта- земляка М.М.Мокшина»
Урок подготовила :Тибейкина Нелли Николаевна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Цель:
1) Познакомить с личностью и творчеством поэта-земляка Михаила Михайловича Мокшина, приобщить учащихся к духовной культуре родного края;
2)способствовать развитию творческих способностей учащихся;
3)воспитывать интерес к культурному наследию родного края, формировать чувство патриотизма и любви к родному краю.
Оборудование:
1. Портрет М. М. Мокшина.
2. Выставка его поэтических сборников.
3. Презентация по биографии и творчеству М.М.Мокшина.
Ход урока
1. Оргмомент.
Эпиграф:
По - настоящему «Человек чувствует себя счастливым всю жизнь, если у него есть земля, что всегда властно влечет на свои дорогие и светлые берега».
(Слайд № 3)
Как вы понимаете эти строки?
Знаком ли кто-то из вас с творчеством Михаила Михайловича Мокшина?
2. Слово учителя о поэте.
Мокшин М.М. родился 14 октября 1934 года в большой крестьянской семье. В семье их было шестеро. Жили трудно, очень бедно, пережили в полной мере холод, нищету, унижения.
«Избенка наша в три окна
Сутулится устало.
Нам служит комната одна
Столовой, спальней , залом.
Печь глинобитная, скамья.
Кровать из плах без ножек»
Так потом напишет о своем детстве Мокшин, и в этих незатейливых стихах нет фантазии и вымысла.
(Слайд № 4)
Иные дни полны тоски щемящий,Какой не пожелаешь и врагам.В такие дни ты выходи почащеК знакомым рощам, нивам и лугам.Послушай птиц, напев реки и поля,Вдохни в себя земную благодать.Природа, словно доктор, снимет болиИ воскресит все радости, как мать.
Расскажите, что вы представили, слушая стихотворение? (Словесное рисование).
(Слайд №5)
Когда ему исполнилось семь лет, в школу он не пошел, потому что родители не могли его одеть и обуть. Только в сорок третьем году, мальчику исполнилось девять лет, первого сентября он самовольно со своими товарищами пошел в школу. При первом знакомстве со своими учениками учительница Антонина Николаевна открыла способности новичка, который бойко читал, знал наизусть много стихов, умел писать, рисовать, считать. Этому он научился дома у сестры. В 1950 окончена школа – семилетка.
(Слайд № 6)
Мать, Мария Егоровна, была безграмотной,а отец, Михаил Филиппович, самостоятельно научился читать.Он много знал сказок и историй из жизни.Которые долгими зимними вечерами расказывал своим детям.
(Слайд № 7)
Все чувства и мысли, что есть у меня,
Хочу я вложить в стихотворные строки:
К земле и природе в сиянии дня,
К ночам соловьиным и звёздам далёким.
Мне надо за век свой короткий успеть
Сказать, как душа и смеётся, и плачет,
И каждой строкою хочу я пропеть
Свой гимн о любви, что тебе предназначен.
(Слайд № 8)
Посмотрите, как много смысла заключено в одном стихотворении.
Как это удалось поэту?
Кому в любви признаётся поэт? (Родине)
В 1950 году окончена школа-семилетка. И, наверное, горячая любовь к школе, уважительное отношение к учителям, страстное желание учиться сделали свое дело: он вместе с одноклассниками едет и поступает в Бийское педагогическое училище. Учится охотно, самозабвенное, много читает, ухитряется на скудную стипендию жить и приобретать книги для будущей работы. В 1954 году училище окончено, получен диплом учителя начальных классов.
(Слайд № 9)
Мокшин попадает служить в армию в Забайкалье, здесь он оканчивает полковую школу, служит командиром отделения. На протяжении всей службы он секретарь комсомольской организации и бессменный редактор стенной газеты, активный военкор дивизионной газеты, в которой были напечатаны его первые стихи. И в 1956 году он закончил военную службу.
(Слайд № 10)
В течение 13 лет Михаил Михайлович был на партийной работе: сначала секретарем парткома совхоза «Власть труда»и 12 лет секретарем Бийского райкома партии. Много раз избирался депутатом сельского Совета, районного Совета, являлся, пропагандистом, лектором.
(Слайд № 11)
Творчество поэта, его проза близки нашим читателям,
понятны и дороги.
Его рассказы и стихи ждут читатели нашей библиотеки.
И это не удивительно.
Ведь темы для своих произведений автор берёт из жизни.
Они, в основном, о людях села, об их щедрой и красивой душе,
о неповторимой природе края и нашей «малой» Родины.
За это время создано 9 его книг для детей и взрослых.
(Слайд № 12)
Влюбленный в родной район, он пишет о зиме, что такое белые холсты, о солнце, о цветах, о бескрайних полях.
(Слайд № 13)
Иду дорогой зим и лет
К мечте и славе благородной
Твоей любви призывный свет
Горит звездою путеводной
А в небе множество огней
И в звездах можно заблудиться.
Я буду до последних дней
Одной лишь верить и молиться.
Дай, бог, чтоб свет ее в пути
В друг не погас в закате алом
А без него мне не найти
Любви, что стала идеалом.
(Слайд №14)
Душа
Моя душа,как в клетке птица:
И телу грешному в укор
Ей небо солнечное снится,
Полет свободный и простор.
И бесконечная дорога
Без грозовых дождей и вьюг.
Ей десять десять заповедей Бога
Важнее всех земных наук.
И мы берем с душою вместе
Одну молитву вв добрый путь:
В любви, достоинстве и чести
Всей нашей жизни смысл и суть.
(Слайд №15)
3. Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение М.М.Мокшина (по выбору уч-ся).
Нарисовать иллюстрации к стихам.
15