Рабочая программа факультатива по истории на тему: «Холокост на территории СССР и Европы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОРИСОГЛЕБСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рабочая программа факультатива по истории
на тему:
«Холокост на территории СССР и Европы»
Разработал(а):
преподаватель
истории и обществознания
Ломакина Надежда Александровна
Борисоглебск 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Холокост – на территории СССР и Европы» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы по истории в соответствии с ФГОС.
Важность данного факультатива состоит в извлечении уроков из нацистской политики Холокоста. Если они будут усвоены сегодня, то в будущем это поможет избежать искушения использовать методы человекоубийства для решения различных сложных проблем, избежать роста этнической и религиозной нетерпимости, признаки которой отчетливо видны в современном мире.
Цель курса: знакомство учащихся/студентов с оккупационной политикой нацистской Германии в годы Второй мировой войны на территории Европы и СССР.
Задачи курса:
проанализировать идеологические истоки Холокоста и их реализацию в оккупационной политике национал-социализма;
выявить основные методы осуществления Холокоста на временно оккупированной территории Европы и Советского Союза;
исследовать особенности осуществления Холокоста на оккупированной территории СССР;
проанализировать масштабы осуществления Холокоста нацистской Германией на оккупированной территории Европы.
В результате изучения курса учащиеся/студенты должны:
знать фактический материал по истории возникновения Холокоста XX в.;
иметь представление об основах специфики осуществления политики Холокоста на территории СССР, формах и методах уничтожения отдельных категорий жертв Холокоста, использованных карательными органами третьего рейха;
давать самостоятельную оценку характеру геноцида XX в., опираясь на имеющиеся документальные источники и литературу;
уметь аргументировать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения по рассматриваемым в курсе проблемы геноцида;
осуществлять поиск дополнительной информации по изучаемым темам, в том числе в сети Интернет;
уметь давать сравнительный анализ осуществлению Холокоста на Юге Росси и на ранее оккупированных территориях Центральной и Северо-Западной частях СССР;
создать собственные проекты (рефераты, исследовательские работы, доклады) по результатам восприятия, истолкования и оценки нацистского геноцида и Холокоста.
Структурное содержание курса:
1 раздел: Идеологическая подготовка Холокоста в Германии.
2 раздел: Массовое истребление гражданского населения во время Второй мировой войны.
3 раздел: Крах гитлеровской политики Холокоста и борьба за устранение его последствий
Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно исследовательские работы, рефераты или доклады по конкретной теме.
Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся/студенты реализуют свои познавательные интересы, и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.
Курс рассчитан на 34 часа.Разработан на основе собственной программы с опорой на обширный учебно – методический комплекс. Рассчитан на учащихся 9-11 классов, а также студентов профессиональных организаций, увлекающихся историей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФАКУЛЬТАТИВА
№
п/п Тема занятия Количество часов
Раздел 1. Идеологическая подготовка Холокоста в Германии. 12 часов
1.1 Вводное занятие
История возникновения понятия «Холокост» 2 часа
1.2 Теоретическая разработка «еврейского вопроса» в Германии. 3 часа
1.3 Холокост в оккупационных планах Германии (Генеральный план «Ост») 2 часа
1.4 Практическая реализация политики Холокоста в начале Второй мировой войны в Польше. 2 часа
1.5 Создание «фабрик смерти» для окончательного решения расового вопроса. 3 часа
Раздел 2. Массовое истребление гражданского населения во время Второй мировой войны. 7 часов
2.1 Перенесение практики Холокоста на территорию Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. 2 часа
2.2 Мероприятия по массовому уничтожению населения на территории СССР и стран Восточной Европы, захваченных фашистской Германией. 3 часа
2.3 Сопротивление гитлеровской политике Холокоста в СССР и других странах Европы. 2 часа
Раздел 3. Крах гитлеровской политики Холокоста и борьба за устранение его последствий. 9 часов
3.1 Освобождение Советской Армией территорий СССР и стран Восточной Европы, оккупированных немецко-фашистскими захватчиками и уничтожение системы Холокоста. 3 часа
3.2 Ликвидация «человеконенавистнической» структуры гитлеровского рейха и привлечение к ответственности высших должностных лиц фашисткой Германии. 3 часа
3.3 Идеологические последствия Холокоста и борьба за их устранение в послевоенное время. 3 часа
Работа над проектами 2 часа
Защита проектов 4 часа
ИТОГО 34 часа
Содержание программы
Раздел 1.Идеологическая подготовка Холокоста в Германии.
Тема 1.1. Вводное занятие. История возникновения понятия «Холокост»
Этимология понятия. Общеизвестная история о Холокосте. Отличительные черты Холокоста.Эволюция официальной версии.
Тема 1.2. Теоретическая разработка «еврейского вопроса» в Германии. Адольф Гитлер. Идейные истоки нацизма. Идеология национал-социализма. Миф о сверхчеловеке. «Арийцы». «Майн кампф». Расовая теория и ее существенные компоненты. Одержимость расовыми проблемами. Речь А. Гитлера в Нюрнберге 21 июля 1927 года. Идея завоевания «жизненного пространства».
Тема 1.3. Холокост в оккупационных планах Германии (Генеральный план «Ост»). Разработка планов об осуществлении политики восточной колонизации. Планы «агрессии» против Советского Союза. Йозеф Геббельс. Генрих Гиммлер. Генеральный план «Ост» 1940 года. Директива А. Гитлера министру по делам восточных территорий А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост». Доклад Р. Гейдриха 20 января 1942 г. на конференции в Ванзее. План по созданию «коричневой империи».
Тема 1.4. Практическая реализация политики Холокоста в началеВторой мировой войны в Польше. Понятие «сегрегация». Окончательное решение еврейского вопроса. Изоляция евреев к концу 1940 г. в гетто на территории Польши. Поляки и евреи. Еврейское руководство в гетто: юденрат. Мордехай Анелевич. Восстание в Варшавском гетто. Гетто в Белостоке. Краковское гетто. Лагерь смерти в Треблинке. Лагерь смерти «Собибор». Концентрационный лагерь «Освенцим», «Штуттхоф». Участие поляков в геноциде.
Тема 1.5. Создание «фабрик смерти» для окончательного решения расового вопроса. Перечень лагерей, признанных Правительством ФРГ концентрационными (1939-1945 гг.): 1. Арбайтсдорф (ФРГ); 2. Аушвиц/Освенцим-Биркенау (Польша); 3. Берген-Бельзен (ФРГ); 4. Бухенвальд (ФРГ); 5. Варшава (Польша); 6. Герцогенбуш (Нидерланды); 7. Гросс-Розен (ФРГ); 8. Дахау (ФРГ); 9. Кауен/Каунас (Литва); 10. Краков-Плащов (Польша); 11. Заксенхаузен (ГДР/ФРГ); 12. Люблин/Майданек (Польша); 13. Маутхаузен (Австрия); 14. Миттельбау-Дора (ФРГ); 15. Натцвайлер (Франция); 16. Нейенгамме (ФРГ); 17. Нидерхаген Вевельсбург (ФРГ); 18. Равенсбрюк (ФРГ); 19. Рига-Кайзервальд (Латвия); 20. Файфара/Вайвара (Эстония); 21. Флоссенбург (ФРГ); 22. Штуттхоф (Польша). Лагеря военно-строительной организации Тодт. Теодор Айке. Охранное соединение «Мертвая голова».
Раздел 2. Массовое истребление гражданского населения вовремя Второй мировой войны.
Тема 2.1. Перенесение практики Холокоста на территорию Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.Предпосылки начала Холокоста и его этапы. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — январь 1942 (Ванзейская конференция). Начало уничтожения еврейского населения СССР: первый этап, второй этап, третий этап.
Тема 2.2. Мероприятия по массовому уничтожению населения на территории СССР и стран Восточной Европы, захваченных фашистской Германией. План «ОСТ» (Восток). Мартин Борман. Создание «сундуков смерти» на территории СССР и в странах Восточной Европы. Понятие «коллаборационизм». Мероприятия в Западной Украине. Украинские националисты С. Бандера и А. Мельников. Создание в Польше двух украинских батальонов «Нахтигаль» и «Роланд». Бабий Яр. План «Эдельвейс» по захвату Кавказа. Уничтожение еврейского населения на территории Ростовской области, Кубани, Ставропольского края, Крыма. «Душегубка». Создание Еврейского комитета.
Тема 2.3. Сопротивление гитлеровской политике Холокоста в СССР и других странах Европы. Антинацистское сопротивление во Франции, Югославии, Нидерландах, Бельгии. Еврейские партизаны. Советские солдаты – евреи.
Раздел 3. Крах гитлеровской политики Холокоста и борьба за устранение его последствий.
Тема 3.1. Освобождение Советской Армией территорий СССР и стран Восточной Европы, оккупированных немецко-фашистскими захватчиками и уничтожение системы Холокоста.Антигитлеровская коалиция. Сопротивление нацизму. Разгром немецких армий «Юг», «Север» и «А».
Тема 3.2. Ликвидация «человеконенавистнической» структуры гитлеровского рейха и привлечение к ответственности высших должностных лиц фашисткой Германии.Военное поражение Третьего рейха. Нюрнбергский процесс. «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». Ход процесса. Международный военный трибунал. Рассмотрение Катынского дела в Нюрнберге.Значение и уроки Нюрнберга.
Тема 3.3. Идеологические последствия Холокоста и борьба за их устранение в послевоенное время.Ревизионизм холокоста. Реакция на критику сторонников теории Холокоста. Значение и последствия Холокоста. Холокост как религия. «Холокостомания». Памятники жертвам Холокоста.
Темы рефератов, докладов, исследовательских работ.
Холокост – помнить или забыть?
Холокост – память поколений.
Тема Холокоста в мировом кинематографе – «омаскультуривание» трагедии или воспитание толерантности?
Власть и тема Холокоста в СССР.
Концентрационные лагеря Третьего рейха.
«Освенцим» - фабрика смерти.
Варшавское гетто. Холокост.
Концлагерь фашистов - Собибор.
Рассекреченная история. Палачи Хатыни.
10.Еврейский коллаборационизм.
11. Холокост как религия.
12. Памятники жертвам Холокоста в России.
13. Холокост: различные взгляды на проблему.
14. Историческая хроника Холокоста.
15. Холокост в годы Второй мировой войны.
16. Холокост и церковь.
17. Нюрнбергский процесс. Формула обвинения.
18. Геноцид евреев во время Второй мировой войны в Германии.
19. Холокост на юге России в период Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.)
20. Оккупационный режим в Украине.
Учебно – методическое обеспечение
Литература
Абрамович А. В. Участие и роль евреев в СССР в войне против нацизма.
СПб.: ДЕАИ, 1999. - 382 с.
Агрессия фашистской Германии в Европе (1933 - 1939 гг.) - М., 1963. -
640 с.
Альтман И.А. Отрицания Холокоста, Москва.,2001,
Анатомия агрессии: Новые документы о военных целях фашистского империализма во второй мировой войне. - М.: Наука, 1975.
Беркнер С. С. Жизнь и борьба Белостокского гетто: (Записки участника Сопротивления) - М.: Фонд «Холокост», 2001.
Бикташев В.М. Мы старше своей смерти. Записки узника Дахау. - Уфа,
1966.
Бухенвальд. Документы и сообщения. / Под ред. А. Карева - М., 1962. -
689с
Война Германии против Советского Союза 1941 - 1945гг. // Документальная экспозиция города Берлина. К 50-летию со дня нападения Германии на Советский Союз. - Берлин, 1991.
Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Пособие для учителя. Москва, 1995.
Клокова Т.В., Прохорова И.А. Тыл. Оккупация. Сопротивление. (1941 -1945гг): Документы. - М., 1993.
Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945: Рассекреченные документы. Хроника событий: в 3-х кн. Кн. 1: Хроника событий 1941 - 1942 гг. - Краснодар: Сов. Кубань, 2000. - 816 с.
Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: Сборник материалов в семи томах. - М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1959.
Электронные ресурсы
Мовшович Е.В. Холокост: уничтожение евреев на Нижнем Дону и в Восточном Приазовье <http://www.jewish.aaanet.ru/808563 /cstpage>
Мухин Ю.И. Афера холокоста. http://www.lebed.com/art.235.htmНужды рейха и процесс уничтожения евреев. <http://school.ort.spb.ru/ library/torah/lessons10/10-81.htm>
Рольф-Дитер Мюллер «Народное сообщество»: продовольственная проблема, эксплуатация и уничтожение <http://history.tuad.nsk.ru/Hist _Woor/war2/index.html>
Эвакуация узников концлагерей перед освобождением. <http://school.ort.spb.ru/library/torah/lessons10/10-84.htm>