Конспект урока 7 класс Класс Двустворчатые. Беззубка (или перловица) и мидия. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение
Урок 22 Класс 7 Дата
Класс Двустворчатые. Беззубка (или перловица) и мидия. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков, их значении.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием и их ролью в биоценозах и практическим значением ;
Развивающие: развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение);
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, в частности, к животным. Оборудование: презентация “Класс Двустворчатые моллюски”, видеоматериал «Двустворчатые моллюски», раздаточный материал.
Ход урока
Этап урока Содержание учебного материала Форма работы Задания на развитие функциональной грамотности
Орг. момент Проверить готовность учащихся к уроку. Самоопределение к деятельности.
КоллектАктуализация знаний На прошлом уроке мы изучали тему: «Класс Брюхоногие моллюски». Сейчас мы повторим изученный материал:
Устно
1. На какие классы делятся моллюски?
2. Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, внешнее строение, пищеварительная система.
3. Класс Брюхоногие моллюски: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная системы.
4. Класс Брюхоногие моллюски: органы чувств, развитие, роль в природе и значение для человека. Индивид +
Мотивация (3 мин)
(слайд 2).
Решив биологическую задачу, вы сможете назвать класса типа моллюски, который мы будем изучать сегодня на уроке.
Этого моллюска ещё ели наши доисторические предки. Свидетельства тому – пустые раковины этих моллюсков, которые ученые находят на местах стоянок первобытных людей. Как он называется?
Правильно, это устрицы, которые относятся к классу Двустворчатые моллюски.
Запишите число и тему урока «Класс Двустворчатые моллюски. Роль в биоценозах и практическое значение». Коллект+
Изучение
Нового материала
А). Общая характеристика класса Двустворчатые (слайды 3- 4).
Используя материал на странице 158 параграфа 41 учебника под редакцией К. Кайыма, найдите необходимый материал, обсудите в парах и заполните третью колонку в таблице:
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые1. Количество видов 20 тыс.
2. Среда обитания моря (мидии, устрицы), пресные водоемы (беззубка).
3. Части тела туловище, нога
4. Пищеварительная система рот - пищевод- желудок –кишечник -анальное отверстие
5. Органы выделения почка
6. Органы дыхания жабры
7. Тип кровеносной системы Незамкнутая, сердце (два предсердия и желудочек)
8. Нервная система разбросанно - узлового типа
9. Органы чувств химические органы чувств, органы равновесия,
10. Размножение раздельнополые, личиночная стадия
Б). Характеристика класса Двустворчатые моллюски (слайды 5 - 6) с просмотром видеоматериала..
1. Видовой состав – около 20 тыс. видов.
2. Среда обитания – водная: преимущественно в морях (мидии, устрицы), пресных водоемах (беззубка). 3. Все имеет раковину, которая состоит из двух створок, которые скреплены биссусом.
Биссус – это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск прикрепляется к камням.
4. Тело состоит из туловища и ноги.
5. Голова редуцированна (отсутствует).
6. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы).
7. Двусторонне - симметричные.
8. Двустворчатые моллюски – раздельнополые.
9. Оплодотворение – наружное.
10. Развитие: непрямое.
Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса -- киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц.В). Особенности внутреннего строения двустворчатых моллюсков (слайды 7-10).1) Особенности пищеварительной системы (слайд 6):
У двустворчатых отсутствует голова, поэтому у них исчезают слюнные железы, радула, глотка (у брюхоногих они имеются). Отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие.
Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.
А знаете ли Вы, что двустворчатые моллюски за сутки пропускают десятки литров воды, из которой они извлекают мелкие пищевые частицы и тем самым очищают водоемы от взвешенных в воде органических веществ.
2). Особенности дыхательной системы двустворчатых моллюсков (слайд 8).
Сифоны – это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией (запись в тетради).
В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды.
Дыхательная система: две кожные жабры, снабжённые капиллярами, каждая из которых свешивается сверху с верха мантийной полости по бокам ноги. У беззубки жабра состоит из двух пластинок. Вода, проходящая по мантийной полости, отдает жабрам кислород и забирает газообразные продукты распада органических веществ. Вода входит в одну из коротких трубочек (вводный сифон), образованный на заднем конце тела краями мантии, и выходит через другую (выводной сифон).
3). Особенности кровеносной системы: незамкнутая (слайд 9).
Особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.
4). Д). Особенности выделительной системы:
Органы выделения: парные почки, концы которых открываются в мантийную полость.
5). Д). Особенности нервной системы и органов чувств (слайд 10).
Нервная система: три пары ганглиев (нервных узлов). Органы чувств у двустворчатых по сравнению с другими классами моллюсков развиты слабо.
Однако у них имеются из органов чувств: химические органы чувств, органы равновесия, различные чувствительные выросты.
Г). Значение двустворчатых моллюсков (слайд 11).
Используя материал на странице 158 параграфа 41 учебника под редакцией К.Кайыма, найдите материал, обсудите в группах, составьте кластер на тему «Роль брюхоногих моллюсков в биоценозах и их практическое значение» в тетради и вынесение на доску.
размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов;
служат пищей другим животным (мидии);
промысловые моллюски (гребешки, устрицы, мидии);
натуральный жемчуг (жемчужница: морская, речная);
изготавливают пуговицы (перловица);протачивают ходы в деревянных частях подводных сооружений и разрушают их (корабельный червь - тередо).
4 учащиеся работают над интересными фактами отправляются в магазин в продовольственный, ювелирный, галантерийный и хозяйственный отделы. Работа в парах
КоллектКоллектРабота в группах и коллективно
+
+
+
+
Закрепление А). Самостоятельная работа по вариантам (слайды 13- 14)
Взаимопроверка. Коды ответов: 1 вариант: 1, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16 2 вариант: 2, 4, 7, 8, 9, 12, 14, 16
Шкала оценивания: «1» ошибка – «5» «2» до «4» ошибок – «4» «5» до «7» ошибок – «3» Более «7» ошибок – «2» Индивид +
Подведение
итогов Итак, на этом уроке мы изучили с вами новый класс моллюсков – Класс Двустворчатые моллюски. Рассмотрели среду обитания, изучили системы органов, образ жизни, размножение. Коллект+
Домашнее
задание Параграф 41 стр. 158.
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков»:
Признаки Класс БрюхоногиеКласс ДвустворчатыеСимметрия тела части тела раковина пищеварительная система органы выделения органы чувств кровеносной системы органы дыхания нервная система Размножение Индивид Рефлексия (слайд 16)
Я благодарю вас за урок. И прошу вас взять стикеры на партах и оценить урок, чемодан – вы возьмете себе полученные знания, мясорубка – перемелите полученную информацию, корзина – выбросите.
Индивид Прогулку по магазинам начинаем с продовольственного отдела. Что вы рекомендуете для приготовления вкусного обеда?
мы рекомендуем вам вот эти консервы- плов из мидий, его надо только разогреть, и вы попробуете очень вкусное блюдо.Мы можем предложить вам более 100 блюд из мидий: это и пирожки с мидиями, мидии жаренные, в соусе, тефтели из мидий, и много других вкусных вещей. Многие покупатели спрашивают, что такое мидии?
И мы рассказываем, что мидии — моллюски, похожие на обычных черных или темно-серых речных перловиц. Но живут мидии не в пресной воде, а в море. И что интересно - ежегодно во всем мире добывают свыше 800000 тонн мидии., по калорийности это соответствует более чем 6000 тонн телятины.
Следующий отдел — Мы приглашаем вас в ювелирный отдел. Наверняка вам понравятся эти бусы, они из жемчуга. А жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Жемчужина похожа на капельку ртути или на пузырек воздуха: вся она светится и переливается. Настоящий жемчуг очень дорогой., сейчас в магазинах много искусственного жемчуга.
Не проходите мимо галантерейного отдела. Не забывайте, что вы всегда можете встретить в своей одежде изделия из моллюсков. Вспомнили? Конечно ,это пуговицы. Обычные перламутровые пуговицы. Вон как они переливаются, то зеленым, то розовым цветом. Их делают из створок раковин перловицы, беззубки и других моллюсков. А если бы вы зашли в галантерейные магазины Венеции, то вам бы предложили чулки, перчатки, кружева ,сотканные из шелковистого волокна. Многие не верят, что их получают из моллюсков. Оказывается, некоторые двустворчатые моллюски выделяют особое вещество—биссус, из нитей которых научились делать ткань—виссон.
Вы когда – нибудь слышали, что существуют перламутровые крыши? Посетите хозяйственный отдел магазина. Здесь вам порекомендуют приобрести раковины морских гребешков, величиной с чайное блюдце. Необыкновенные крыши переливаются на солнце нежными розоватыми, голубоватыми фиолетовыми красками. Если крышу дома покрыли ракушками, то можно «застеклить » необыкновенным материалом и окна в своем доме. И в этом вам помогут моллюски ПЛАКАНА, встречающиеся в морях Японии, Китая. Раковина их довольно большая и прозрачная, из нее вырезают пластины и вставляют их в окна домов вместо стекол. Еще на полках нашего магазина выставлены различные краски., как пурпур, его добывают из морской улитки мурекс. Получают желтые, зеленоватые, синие, пурпурные цвета.