Социально-нравственное воспитание средствами театрального искусства


Социально-нравственное воспитание средствами
театрального искусства
Тема социально - нравственного воспитания очень актуальна сегодня, так как она определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня его развития. В настоящее время мы наблюдаем глубокий кризис духовного и нравственного развития общества. Сегодня бездуховность подрастающего поколения проявляется в таких качествах, как эгоизм, агрессивность, стремление к насилию, а так же в потере таких общечеловеческих ценностей: порядочности, честности, сострадания, доброты, любви к ближнему.
На мой взгляд наиболее благоприятной средой для решения проблемы социально-нравственного воспитания детей, сегодня является система дополнительного образования, в сфере театрального искусства, которая способна отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных социальных ситуациях.

Многовековая история развития театра доказывает, что средства театрального искусства способствуют ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека, формируются навыки взаимного общения, коллективной работы, умение подчинить свои интересы к общему делу.

Подтверждением вышесказанного является высказывание К. С. Станиславского: «Занятия театральным искусством требуют, прежде всего, воспитания в себе социально - нравственных качеств, передового мировоззрения, качеств гражданина, активного участника общественных мероприятий» Элементы социально - нравственного воспитания заложены в образовательном процессе театрального коллектива и обеспечиваются посредством приобщения учащихся к лучшим традициям российской духовности, литературы, лучших образцов театральной культуры…
Мы живем в реальности сегодняшнего дня и именно сегодня, уже сейчас и не только на сцене хочется вместе со своими учениками творить добро. Поэтому, не случайно именно театральная студия стала инициатором и активным участником долгосрочного проекта «ДОБРОТА» Основная цель проекта: организация социально-значимой деятельности силами максимального числа участников образовательного процесса на основе формирования навыков творческой инициативы, ответственного поведения, на основе доброты, милосердия и толерантности.


Задачи:
- создать условия для организации социально-значимой деятельности, инициативы, способствующей вовлечению максимального числа участников образовательного процесса;
- овладеть первичными навыками сценического мастерства, ораторского искусства (на лучших образцах литературы);
- возродить традиции семейных ценностей, уважение к старшему поколению, ответственность за младшее поколение;
- воспитывать и развивать способности сопереживания, сочувствия, милосердия, толерантности;
- научить понимать людей , а также выражать собственные чувства, постигая и осваивая средства театрального искусства.
В рамках проекта были проведены следующие акции:
Акция «Дети детям» в виде благотворительного спектакля для детей – сирот Лопухинского детского дома. Театральная студия детям подарила новогоднюю сказку «Потерялся Дед Мороз». К акции присоединились педагоги и учащиеся ОДОД, они приготовили подарки-талисманы для воспитанников Детского дома. Также нас порадовала очень теплая поддержка со стороны родителей. И что очень ценно к данной акции присоединились жители города Ломоносова и Ломоносовского района. Транспортная компания выделила автобусы для перевозки детей, директор Лопухинского ДК предоставил сцену для показа спектакля.
По мнению общественности, педагогов, родителей учащихся, участие в данной акции дало возможность каждому ребенку почувствовать себя нужным, значимым, талантливым. Дети подарили детям заряд оптимизма, тепла, добра и надежды.

Следующая акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»
На первый взгляд, это может показаться странным, но каждый из нас может провести параллель между ребенком – сиротой и бездомным и животными.
Все они нуждаются в помощи отдельно-взятого человека и общества в целом. Поэтому неслучайно данная акция обращает внимание в том числе и на бездомных животных и роли человека в решении этой проблемы. Акция проходит под девизом «Мы в ответе за тех, кого приручили» и включает в себя следующие мероприятия:
- фотовыставки;
- выставки рисунков;
- конкурс стихов;
-лекции, объединенные одной темой: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Данные лекции проводят учащиеся театральной студии. В основу лекций легли литературные произведения, статьи, рассказы, стихи.
Во время выступления учащихся демонстрируется презентация, способствующая позитивному мышлению ребенка.
Результатом этой акции станет спектакль «Мы в ответе за тех, кого приручили». Сценарий спектакля будут писать дети под руководством педагога.
Мы искренне надеемся, что данная акция сделает наших детей более внимательными и добрыми, способными к состраданию.
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.» Артур Шопенгауэр.


Формирование нравственных качеств сложно оценивать, поскольку это процесс длительный и носит отсрочный характер. И только спустя несколько лет можно увидеть результат, какими стали дети и какова в этом заслуга педагога.
Но, о результатах работы театральной студии можно сказать уже сегодня – это заряд положительных эмоций, удовлетворение от творчества, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театральный коллектив снова и привести с собой друзей. Это выраженное чувство ответственности за свой коллектив, сопереживание и поддержка друзей.

Впереди, безусловно, нас ждет море серьезных, трудных, но интересных дел, которые мы с удовольствием будем реализовывать в рамках проекта. И в заключении мне хочется сказать:
- Все труднее сохранять свою жизненную позицию там, где окружение диктует свои условия существования: «Хочешь жить — двигайся в общем потоке, а дальше будет видно... да и в конце концов, я один из многих, не первый и не последний... А что я один могу сделать против этого мощного потока?»
Мы должны осознать происходящее с нами: мы движемся в потоке жизни, который может привести нас в тупик, но мы — люди,… разумные существа,… и судьба нашего будущего зависит от меня, тебя и всех нас, от силы нашего убеждения, от нашей любви, от нашей порядочности, от нашей духовности.

Мы можем и должны мир сделать лучше! И помогут нам в этом наши дети…