Проект по литературе по творчеству В.С. Высоцкого: создание интерактивной книги Эхо войны
9 класс, литература
Тема урока: поэзия В.В. Высоцкого. (Проект в классно-урочной системе).
Название проекта: « Создание электронной книги «Эхо войны» в поэзии В.С. Высоцкого»
Руководитель проекта: Тимашкова Инна Петровна, учитель русского языка и литературы,координатор проектной деятельности.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: учащиеся 10-11 классов
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: групповой
Форма проекта: конструктивное исследование и практическое создание интерактивной книги.
Оборудование: портрет В.С Высоцкого, выставка сборников песен и книг о нём
(М. Влади «Владимир или прерванный полёт», В.Высоцкий «Четыре четверти пути», В Высоцкий «Нерв»), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, гитара, свечи, цветы.Цель урока-проекта:
Формирование духовной памяти: воспитание уважения к прошлому, жизненных моральных ценностей.
Задачи проекта:
1.Изучить произведения военной темы Высоцкого.
2.Познакомить с особенностями жанра «авторская песня», продолжить формирования умения работать с информацией.
2. Сделать подборку материала для книги.
3.Подобрать иллюстрации, создать необходимый фото- и видеоряд.
4. Отредактировать интерактивную книгу и создать.
Выделение проблем:
1. Исследовательской:
Исследовать творчество военной тематики В.С. Высоцкого.
2. Информационной:
Познакомить с особенностями жанра «авторская песня», продолжить формирования умения работать с информацией.
3. Практической:
Продолжить формирование умения работать с информацией.
Отредактировать интерактивную книгу, сделать компьютерную вёрстку.
Проблемные вопросы, на которые необходимо ответить участникам в ходе выполнения проекта:
1.Почему человек, который не был на войне, не мог не писать о ней?
2. Чем объясняется феноменальная популярность творчества В.С. Высоцкого?
3 .Цель создания электронной книги «Эхо войны» в поэзии В.С. Высоцкого»
Актуальность темы: интерес к бардовской песне, к творчеству В.С. Высоцкого. Книга посвящена 65-летию Победы в ВОВ. Новизна и инновационность проекта: среди 600 песен, которые написал В.С. Высоцкий, не было выделено отдельно песен военной тематики. Инновацией является создание электронной книги.
Предполагаемый продукт проекта: интерактивная книга «Эхо войны» в поэзии В.С. Высоцкого»
Практическая ценность: методический материал при изучении произведений о ВОВ и творчества В.С. Высоцкого.
График работы над проектом: четыре недели
Аппробация проекта: Областной семинар по распространению педагогического опыта Тимашковой Инны Петровны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ «Дневной пансион – 84» , лауреата премии президента РФ 2009 г
Дата завершения работы над проектом и семинара: 24.02.2010 гМесто проведения: медиацентр МОУ СОШ «Дневной пансион-84»
Ход работы.
I. Организационный момент.
Учитель: сегодня мы будем заканчивать работу над проектом « Создание интерактивной книги «Эхо войны» в поэзии В.С. Высоцкого», посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Вы помните, что мы начали работу в день памяти В.С Высоцкого, 25 января. Ему в этот день исполнилось бы 72 года. Всего 72…Его ровесники и сейчас с нами. Они живы, они поют его песни, смотрят фильмы с его участием, читают книги о нём. Они и мы. Целый месяц мы с вами изучали биографию и творчество человека, чей успех оказался феноменальным. Целый месяц мы собирались здесь и читали его стихи. Мы сами отвели себе этот срок. И вот сегодня заключительный этап работы над проектом.
II. Теоретическая часть работы над проектом.
Учитель. Сколько бы лет ни прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, люди всегда будут чтить память погибших, отдавших свои жизни во имя будущих поколений.
В.С. Высоцкий родился в Москве 25 июня 1938 года. Даже на момент окончания войны ему было всего 7 лет. Может ли семилетний мальчик помнить войну? Наверное, только какие-то эпизоды, которые особенно врезались в память.
1-й ученик. Я читал критику. Когда Высоцкого спросили, почему у него так много военных песен? Он ответил: «Во-первых, потому, что об этом нельзя забывать. Война – это великая беда, которая на 4 года покрыла нашу землю. Я - ребёнок военного времени. Не мог воевать. Так вот я таким образом отдаю дань тому времени, «довоёвываю» в песнях. И ещё мне рвёт душу несправедливость и горе людское».
А я думаю, что это песни настоящих мужчин. Сильных, мужественных, усталых и добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь. Такие не подведут.
Учитель. Для какой категории зрителей песни Высоцкого?
2-й ученик. Как писал сам В.Высоцкий: « Я не пишу для определённой категории зрителей, я стараюсь затронуть души людей независимо от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю лёгких песен, я не люблю, чтоб на моих концертах отдыхали. Я хочу, чтобы публика думала, творила вместе со мной»
А от себя добавлю, что вот эта манера исполнения песен, которая присуща только Высоцкому, его голос ни с каким другим спутать нельзя,- это почти крик. Пел, как кричал. Хотел, чтобы его услышали. И его песни просто врезались в память.
Учитель. Он символ «шестидесятников». Его любили многие, слушали все. Он один из тех людей, о ком не хочется говорить в прошедшем времени. Я училась в начальной школе, когда люди с упоением слушали Высоцкого. Я не все тексты понимала, но его ритм, который бьёт по нервам, его стиль исполнения, его гитара…завораживали. Кто он был? Певец? Бард? Актёр? Поэт? Его песни неслись с магнитофонной ленты огромных бабинных магнитофонов. Он притягивал людей своей мужской силой, импульсивностью. Он был честным, искренним до безрассудства, своим для многих. Он был, прежде всего, личностью.
- Какая песня будет открывать нашу книгу?
3-й ученик. Сначала мы составили статью, где указали, что более 600 песен написал Высоцкий. Из них около 30 песен о войне. Но чтобы разобраться в них, необходимо «разложить по полочкам», т. е. классифицировать.Начиная разговор об этих песнях, уместно будет проследить, как В. Высоцкий "пришел" в военную тематику. А пришел он естественным и логическим путем, продолжая и развивая спою основополагающую тему блатных песен. Такие песни, как "Нынче все сроки окончены" и "Штрафные батальоны" являются "песенным мостиком" из мира блатной романтики в мир романтики военной. Обе песни промелькнули позже в отрывочках в фильме "Я родом из детства" в устах танкиста с обожженным лицом, но их почти никто не заметил. Перейдя этот "мостик", Высоцкий пишет потрясающую в своей правдивости песню "Звезды", в которой описывает переживания простого солдата во время его последнего боя. Солдат понимает, что смерть его, возможно, бессмысленна, что вот сейчас он умрет, а кто-то получит себе на погоны еще по одной звезде. Ему же, солдату, предназначена иная звезда. И вот: "С неба скатилась шальная звезда 'прямо под сердце". Следующая беспощадная и правдивая песня – "В медсанбате", где солдат с ампутированной ногой терпит издевательства соседей по палате, медсестер. К этим двум песням вплотную примыкает очень грустная "Смерть в треугольном конверте", повествующая о том, как солдату перед атакой приходит письмо от любимой девушки, которая изменила ему с каким-то тыловым офицером. Это письмо ранит солдата как смертельная пуля, которую он получит через пять минут в атаке.
(Звучит песня «Звёзды»)
4-й ученик. Лучшие песни Высоцкого о жизни. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память. Я представляю следующую песню «Сыновья уходят в бой»
В этой песне создан образ воина-патриота: человек падает, грудью хватая свинец, то есть смертельно раненый, но думает напоследок не о себе, а о Родине, о том, кто сменит его. Мне почему-то представляется солдат, много воевавший, с сединой на висках, простой солдат из тысяч. Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него, в строй встанет другой – вон тот, одетый во всё не по росту. Может показаться странным: почему умирающий герой выбирает именно его. Ведь если форма для солдата велика, если ему даже не смогли подобрать её по росту.- значит это совсем ещё юный воин, возможно, даже мальчишка.
(Звучит песня «Сыновья уходят в бой»)
Учитель. Это чувство тревоги пронизывает всё творчество поэта. Не случайно и сборник поэта назван «Нерв». Высоцкого интересуют, прежде всего, такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца.
5-й ученик. Высоцкий пишет великолепную песню о разведчиках "Тот, который не стрелял" – история приговоренного к расстрелу разведчика, которого невзлюбил "особист Суэтин". Приказ приводится в исполнение, но один из "расстрельной команды", очевидно, тот, который должен был метить в самое сердце, выстрелил мимо, и вот – уникальный случай: разведчик жив, второй раз его расстреливать якобы не положено, и он снова отправляется в бой для того, чтобы его, наконец, застрелил немец. Здесь сюжет романтизирован: после расстрелов, конечно, добивали, но неисправимый романтик Высоцкий сознательно идет на это искажение фактов, чтобы иметь возможность показать "нетипичного героя в нетипичных обстоятельствах".
(Звучит песня "Тот, который не стрелял")
6-й ученик. Высоцкий пишет не только о смерти на войне, но и о жизни во время войны. У него есть такая замечательная песня «На нейтральной полосе цветы», в которой говорится о том, что между двумя воюющими сторонами всегда есть полоса земли, отделяющая их друг от друга. И вот на этой полосе растут цветы, по ним никто не стреляет. Полоса мирной жизни. Послушайте эту песню, пожалуйста.
( Звучит песня «На нейтральной полосе цветы»)
7-й ученик. Следующая большая группа песен о войне, посвященная летчикам, подтверждает это. Сюда входят такие песни, как "Як-истребитель", в которой рассказывается о конфликте между летчиком, ведущим самолет на таран, и самой машиной; "Песня о ведомом", в конце которой двух погибших летчиков – ведомого и ведущего – Бог зачисляет к себе ангелами. В стихотворениях и песнях военного цикла – это мгновение между жизнью и смертью.
Звучит песня «Як-истребитель»
8-й ученик. Есть группа песен, которая написана для различных фильмов, театральных постановок и т. п. В этих песнях, как правило, начисто отсутствует то главное, за что так любят и ценят песни Высоцкого – тот сокровенный смысл, который всегда спрятан за образами и поэтическими символами. Лучшая из таких песен, конечно, "Он вчера не вернулся из боя" – и опять-таки потому, что наиболее близка к "родным" темам. Здесь же "Песня о земле", "А сыновья уходят в бой", "Темнота впереди", "Небо этого дня", "На братских могилах", "Ведь это наши горы".
(Звучит песня «Братские могилы»)
Учитель. Сколько бы раз мы ни слушали эту песню, она бьёт по нервам. За каждым крестом – судьба человека. Высоцкий пропустил всё это через себя.
Помните, когда я стала вашим классным руководителем, я сказала вам, что мы будем жить так, чтобы понятия «честь» и «совесть» не стали для вас чисто литературными. Такие понятия поэт объяснял так:
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем.
Враг есть враг, и война всё равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на неё уповаем…
Учитель. Булат Окуджава сказал, что люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзию Высоцкого не поймут. Равнодушные ко всему, кроме личных проблем,- не оценят.
Каждая песня – отдельный отрезок жизни на войне.
Какие отрывки из фильмов могли бы пополнить нашу книгу?
( Просмотр отрывков из фильмовУчитель. О войне он писал так, что ни у кого не было сомнений – видел. Видел боль, страх, отчаяние, смерть… Творчество Высоцкого стало народным. На концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые становятся задумчивыми и серьёзными.
Сам Высоцкий всегда говорил, что военные песни имеют современную подоплёку. Во все времена будут существовать проблемы долга, преданности, дружбы и надёжности. Только в армии или на войне всё это обостряется. Там особенно важно плечо надёжного друга.
Я предложила мальчикам песню из репертуара Высоцкого на выбор, вот и подумайте: «Почему они выбрали именно эту песню»
А послушаем мы эту песню в исполнении нашего одноклассника Хузиахметова Тимура.
(Звучит песня «Только он не вернулся из боя» под акустическую гитару в исполнении ученика)
Учитель:
-Что вам показалось странным в этом стихотворении?
(Друг погиб, а его оставшийся в живых товарищ предъявляет претензии к нему)
- А если б он пел о друге только хорошее?
(Это был бы образ идеального человека, мы б не поверили такой песне)
- Сравните это стихотворение с тем, что мы читаем о войне. Какие произведения вам вспомнились? )(Эта песня по тематике близка к стихотворению А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», а по настроению и мировосприятию к повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Эти произведения пронизаны чувством трагизма)9-й ученик. Когда начинаешь размышлять над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью. В ней нет никакой фальши.
Знаете, я заметила, что почти все песни и стихи, о о которых мы сегодня говорим, посвящены погибшим героям, погибшим друзьям. Но Высоцкий говорил: «Я не люблю фатального исхода». Он за жизнь даже на войне, где смерть кажется неизбежной.
( Звучит песня «Я не люблю фатального исхода»)
Владимир Высоцкий и жил, как поэт ( кто-то сказал, что поэт – это, прежде всего, судьба), и умер, как поэт, сорвавшись на самой высокой ноте.
(Звучит «Реквием Моцарта». Выключается свет, зажигаются свечи.) 1 чтец
Меня не съели свиньи – бог не выдал –
Я просто взял и вышел в никуда.
Я столько раз играл свою погибель,
Что умер без особого труда.
Меня не одолели яд и шпага,
И прочие орудия убийств.
Я столько раз живой вставал из праха,
Что мне и мёртвому кричали: «Бис!».
И публика на площади гудела,
Толкаясь и досадуя слегка
На то, что задержали вынос тела
Чрезмерно после третьего звонка.
Теперь меня печатают посмертно
Изящными столбцами, как меню,-
Так будто бы звучат аплодисменты
Эффектному финалу моему.
Я пережил и двадцать шесть, и тридцать,
Свой тридцать третий и тридцать седьмой…
Стихи мои! Я вам мешал пробиться,
Наверное, лишь тем, что был живой.
2 чтец
Он не допел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдёт
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И все же он поёт,
И песни не дадут нам жить спокойно.
Учитель:
Соплеменники,
встаньте,
окажите честь,
Зачеркните «был»,
напишите «есть»
(Все встают)