конспект урока на тему Послание далекой возлюбленной
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В СЛУШАНИИ И ИЗУЧЕНИИ КРУПНЫХ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. БЕТХОВЕНА, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ.
«Жизнь – подлинный источник» художественных произведений. Сравнивая музыку и живопись, развивать стремление раскрывать их жизненную внутреннюю связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека.
Углубление знаний в отношении взаимосвязи поэтического, музыкального изобразительного творчества.
Воспитание внутреннего зрения – основу творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Слайды с изображениями: 1). Л. Бетховена
2). К. Зонтаг
3). К. Унгер
4). Дж. Гвиччарди
5). Бельгийской деревни
6). Города Вены, австрийского пейзажа
7). Сестер Бунсвик
8). Памятника Л. Бетховену
Репродукция картины Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ».
Гро «Бонапарт на Аркольском мосту».
Мультимедийное оборудование. DVD диски:
Л. Бетховен – слушание:
1). Финал сонаты №17 в роковой обработке.
2). Симфония №5 (фрагмент).
3). 2-я часть сонаты C – dur для виолончели с фортепиано (фрагмент).
4). Симфония №3. «Пасторальная» (фрагмент финала и 1-я часть)
5). Симфония №6 (фрагмент).
6). Соната №14 «Лунная».
7). Симфония №1 (1-я часть, хоровой эпизод – ода «К радости».
Ход мероприятия.
Мужественный человек умеет
переплавлять свою любовь в
деяния для людей.
Р. Роллан
Ведущие(4человека- 2 девушки и 2 юноши) в продолжение всего урока сидят за столом. На доске экран, желательно из лёгкой просвечивающейся ткани. По бокам экрана можно повесить плотную, тёмных цветов ткань, которая не сдвигается. Два диапроектора находятся в глубине класса, их направлен на экран с его противоположной стороны. Третий диапроектор устанавливается на столе около ведущих. Необходимым источником света является настольная лампа. На ткани тёмных тонов прикреплены изображения свечей, лиры и пера, символически связанные с темой урока. Магнитофон с записями, телевизор, видеомагнитофон тоже на столе рядом с ведущими.
На экране появляются красноватые всполохи, переливающиеся голубые волны. На синтезаторе звучит таинственный аккорд, напоминающий тихий, истаивающий колокольный звон. Этот фон сохраняется, пока говорит первая ведущая.
1-я ведущая. Боль и страдания, радость и мечту – всё уносит с собой смерть. Бессмертно лишь искусство, воспевающее истинного человека, его любовь, его надежду на счастье.
(Всполохи и волны на экране становятся наиболее интенсивными. В роковой обработке звучит тема из Сонаты №17 для ф-но Л.В.Бетховена. Меркнет экран. Постепенно увеличиваясь, появляется слайд с изображением Бетховена. Громко звучит начало его Пятой симфонии.)
2-й в. Это было в Вене 6 марта 1827 года. Около 4 часов дня тяжёлые тучи заволокли небо. Внезапно началась снежная буря с градом. Вдруг из туч блеснула молния и озарила светом комнату, в которой умирал великий композитор.
3-я в. Так судьба стучится в дверь;- мелькнуло в его сознании. Именно эти слова он говорил, создавая свою бессмертную Пятую симфонию. (Звук усилить, через 30 сек. Убавить.)
2-й в. Уже после смерти Бетховена в ящике его старого письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора. (Звучит начало второй части сонаты C-dur для виолончели и ф-но Бетховена).
Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращённые им к своей бессмертной возлюбленной
4-й в. (Почти шёпотом, таинственно). Мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь! Да!! Я плачу при мысли, что ты, вероятно, только в субботу получишь мою первую весточку Как бы ты не любила меня, всё же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная, в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть Его содержание не указывало, кому писал Бетховен. Может быть, это Генриетта Зонтаг? (слайд с изображением Г.Зонтаг)
Или Каролина Унгер? (слайд с изображением К. Унгер). Или Джульетта Гвиччарди, чей портрет тоже лежал в тайнике? (слайд с изображением Д. Гвиччарди).
2-й в. Об этом спорят биографы и почитатели Бетховена до сих пор. А скорее всего этот образ бессмертной возлюбленной, который композитор пронёс через всю жизнь, воспев его в своей музыке, - любовь великого человека, великого музыканта, ставшая художественной мечтой, романтическим идеалом.(Звук усилить, затем свести его на нет.)
3-я в. А что было в начале его жизни? (Слайд с изображением бельгийской деревни). Выходцы из Бельгии, его отец и дед были музыкантами. Приставка в фамилии «Ван» вовсе не означала знатного происхождения, а указывала на место, откуда родом был этот человек. «Ван Бетховен» означало «со свекольного хутора». Да, предки Бетховена были крестьяне, и именно они наделили его гордым, независимым характером.
1-я в. Сознание своего таланта питало его чувство превосходства даже над аристократами. Многие его современники помнили фразу Бетховена
4-й в. «Князей и графов много, а Бетховен один».
2-й в. Это было поразительно в то время, особенно в Австрии и Пруссии, где верноподданнические настроения, почитание монархов, аристократов, казалось, господствовали повсюду. Но уже новый, свежий ветер веял над Европой.(Звучит фрагмент финала Третьей симфонии. Появляется слайд с изображением репродукции с картины Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»).
1-я в. Великая французская революция. Приход к власти Бонапарта. Скромный артиллерийский офицер с острова Корсика п
·роявил незаурядный талант полководца. Он увлёк за собой взбудораженную Францию, многие видели в нём героя революции (слайд с картины Гро «Бонапарт на Аркольском мосту»).
3-я в. Вот так изобразил Бонапарта французский художник Гро в своей картине «Бонапарт на Аркольском мосту». Раненый, с развевающимся знаменем, он бросился бежать по узкому мосту, соединявшему края пропасти, в самый разгар боя. Французские солдаты последовали его примеру, и бой с австрийцами был выигран(звук убавить и снять).
1-я в. Отголоски этих событий докатились и до Австрии. Симпатии многих прогрессивно настроенный людей были на стороне Бонапарта, Бетховен боготворил его. Он решил посвятить ему Третью симфонию.(Звучит начало Третьей симфонии Бетховена).
2-й в. Но вскоре, Бетховен узнал, что именно Бонапарт руководил разгромом восставших рабочих Франции, которых расстреляли в упор из пушек. То, что Бонапарт, придя к власти, объявил себя императором Наполеоном I, Бетховен воспринял как измену революции. В ярости он разорвал посвящение, а свою Третью симфонию назвал «Героической». (Громко звучит музыка симфонии. Появляется слайд с изображением Бетховена).
1-я в. Слава Бетховена росла, его музыка всё более и более завоёвывала сердца. Он много сочинял, много концертировал как пианист. Но вдруг ощутил у себя признаки ужасного заболевания – глухоты.
Гениальный пианист и композитор стал бояться публичных выступлений. По ночам его мучили острые боли в ушах. (Звучит фрагмент «Пасторальной» симфонии).
2-й в. В конце 1799 года Бетховен познакомился с семейством Брунсвик, обедневшими венгерскими аристократами, приехавшими в Вену. Радушная беззаботная семья, казалось, принёсшая в столицу вольный воздух полей и лесов, очень понравилась музыканту.
3-я в. Две сестры – Тереза и Жозефина – стали его ученицами, а брат Франц – другом. Все вместе они весело проводили время, гуляя по чудесному венскому парку Пратер, посещая театры, танцевальные вечера. (Звучит пьеса «К Элизе»).
1-я в. «Мы были молоды, свежи, по детски наивны,- вспоминала об этом времени старшая сестра Тереза. – Всякий, кто нас видел, любил нас. Тогда-то и была заключена с Бетховеном тесная, сердечная дружба, которая длилась до конца его жизни. Он приехал к нам в Орфен, у нас в парке была круглая площадка, обсаженная великолепными липами; каждое дерево носило имя члена нашего общества и даже во время отсутствия кого-либо из нас мы беседовали с деревом, и оно отвечало нам».
3-я в. В конце 1800 года, в эту семью, приехала из Италии шестнадцатилетняя графиня Джульетта Гвиччарди, родственница Брунсвиков (слайд с портретом). Джульетта любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с лёгкостью воспринимая его указания. В её характере Бетховена привлекла жизнерадостность, общительность, добродушие.
1-я в. Была ли она такой, какой представлял её Бетховен? Вероятно, в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая её красоту лица за красоту души. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди. (Экран начинает розоветь, затем пламенеть. Звучит тема и финала Сонаты №17). Из письма Бетховена его другу, ноябрь 1800 года
2-й в. «Теперь, я чаще бываю в обществе, и поэтому моя жизнь стала веселее. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».
3-й в. Несбыточные мечты продолжались недолго. (Экран меркнет) каждая встреча с Джульеттой приносила новые сомнения. Препятствием к женитьбе являлись и всё развивающаяся глухота Бетховена, и его материальная неустроенность, и аристократическое происхождение Джульетты.
Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на этот раз трагедия была особенно глубокой: Бетховену было всего 30 лет. Глухота обрекла его на полное одиночество. И только творчество, музыка могли вернуть композитору веру в себя.
1-я в. Всю боль души, всю боль израненного сердца Бетховен излил в своей «Лунной сонате», которую посвятил Джульетте Гвиччарди. Это уже после смерти композитора романтически настроенный немецкий поэт Рельштаб дал такое название этой сонате. Но разве только образ лунной ночи навевает эта музыка, которую советский музыковед А. Альшванг назвал «песней мужества и скорби». (Полная темнота. В конце класса загорается огонёк свечи. Её несёт через весь класс девушка, ставит подсвечник на фортепиано. Звучит I часть «Лунной сонаты»).
3-я в. После измены Джульетты, которая предпочла Бетховену бездарного композитора Глленберга, но зато графа, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь, домой. Его нашли в отдалённой чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой. (Звучит Девятая симфония. Вначале чуть слышно, затем всё громче).
2-й в. Прошло 25 лет. Потерявший надежду на счастье, одинокий, глухой, прозябающий, в бедности Бетховен продолжал творить. Девять симфоний, тридцать две фортепианные сонаты, «Торжественная месса» для хора, солистов и оркестра, десятки, сотни других произведений. И венец его творчества - Девятая симфония, в финал которой Бетховен вводит хор. Это было неслыханно дерзко по тем временам. Да, хор, который поёт оду «К радости» немецкого поэта, современника – Фридриха Шиллера. (Звучит хоровой эпизод из финала 9 симфонии).
1-я в. Какая победа может сравниться с этой победой?. Какое сражение Наполеона достигает славы этого сверхчеловеческого труда, этого блестящего успеха, который когда-нибудь одерживал человеческий дух! Страдающий, неимущий, одинокий и больной человек, которому жизнь отказывала в радостях, сам творит радость, чтобы даровать её миру.
2-й в. «Мужественный человек умеет переплавлять свою любовь в деяние для людей» Ромен Роллан. (Экран заливают яркие лучи света. Звучит тема 17 сонаты в роковой обработке).
Заголовок 115