Влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы проблемы общения подростков……………………………3
1.1. Социальные сети: определение, история развития, характерные особенности………..3
1.2. Особенности виртуального общения подростков………………………………………..5
Глава II. Экспериментальное исследование влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире………………………………………………………….7
2.1. Характеристика базы исследования………………………………………………………..7
2.2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………………………..9
Список литературы……………………………………………………………………………..10
Приложение……………………………………………………………………………………..11
Введение
Актуальность: В настоящее время человек тесно соприкасается с современными технологиями не только на научном, но и на бытовом уровне. Телефон, скайп, сотовый телефон, электронная почта, социальные сети позволяют мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет.
Человечество стремительно шагает в модернизированный мир. Конечно, это большой плюс. Люди, находящиеся  на далеком расстоянии, не лишены общения. В отличие от тех людей, которые непосредственно находятся вблизи и не могут встретиться с человеком, ведь в этом пропадает необходимость. Хорошо ли это?
Все чаще подростки не могут найти правильный тип общения в реальной среде, потому что не могут устно сформулировать то что, они с лёгкостью могли бы перенести в электронный текст. Возможность окрасить текст эмоционально и мимически правильно становится трудно решаемой задачей.
Актуальность исследования обусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.
Цель исследования: изучить влияние общения в социальных сетях на особенность общения подростков в реальном мире.
Задачи исследования:
- Изучить историю возникновения социальных сетей и общения в них;
- Изучить особенности общения подростков
- Определить влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире;
- Провести анкетирование и тестирование школьников с целью выявления факторов влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.
Объект исследования: общение в социальных сетях.
Предмет исследования: влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.
Гипотеза исследования: в основу исследования положено предположение о том, что общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире.
Методы исследования:
Изучение литературных источников, материалов сети Интернет.
Анкетирование
Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. РяховскогоГлава I. Теоретические основы проблемы общения подростков.
1.1. Социальные сети: определение, история развития, характерные особенности.
Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», которая вошла в сборник «Человеческие отношения». Он развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. Однако идею социальной сети как структуры, элементами которой являются действующие лица (индивидуумы или организации), ученые предвосхитили еще в конце восьмидесятых – французский социолог Давид Эмиль Дюркгейм и его немецкий коллегаФердинанд Тённис практически описали природу этого явления в своих теориях и исследованиях социальных групп.
Понимание социальной сети с того времени, безусловно, изменилось, немалую роль в этом сыграло развитие технологий, благодаря которым появились онлайн сети. В данной работе под социальной сетью мы будем понимать платформу (онлайн сервис или веб-сайт) для построения социальных сетей или социальных отношений между людьми, которые, например, имеют общие интересы, опыт, связи из реальной жизни или принадлежат к одной сфере деятельности. Социальная сеть состоит из персональных каналов каждого пользователя (обычно они называются профили), их социальных связей, а также ряда дополнительных сервисов. [4, 56]
Перво-наперво возникла теория социальных сетей. Основоположниками этой теории стали в 1951 году RaySolomonoff и AnatolRapoport. А через восемь лет стали появляться статьи венгерских математиков Поля Эрдоса (PaulErdos) и Альфреда Реньи (AlfredRenyi). Писали они во временном промежутке – 1959-1968 гг. В статьях были изложены принципы формирования социальных сетей как таковых. Сам же термин «социальная сеть» был введен в обиход в 1954 году Джеймсом Барнсом, социологом из «Манчестерской школы».
Одной из самых первых социальных сетей в 1971 году стала технология электронной, которая использовалась военными в сети ARPA Net.
1988 год подарил технологию «IRC», то есть - ретранслируемый интернет-чат, который соединил пользователей и позволим им общаться в реальном времени. Создателем IRC был 20-летний финский студент ЙарккоОйкаринен (JarkkoOikarinen).
В ноябре 1996 года появился интернет-пейджер ICQ. Придуман и создан он был командой старшеклассников из Тель-Авива. Их имена - Арик Варди, ЯирГолдфингер, СефиВигисер и Амнон Амир. [1, 276]
В общем, мир был готов к рождению полноценной социальной сети. Из блога Google: «Основатель сети Эндрю Вейнрейх объяснил это тем, что сервис просто опередил свое время. В 2000 году доступ к интернету имели меньше половины жителей США. Иначе говоря, у зарегистрированных пользователей не было достаточного количества друзей и знакомых с доступом к интернету, чтобы общение на этом сайте было хотя бы интересным».
18 марта 1999 года американским студентом-программистом БрэдомФицпатриком был создан Livejournal (Живой Журнал или, попросту, ЖЖ). В последствии сервис стал массовым хостингом блогов и приобрел громаднейшую популярность в странах СНГ. Именно Livejournal впервые предоставил возможность создавать сообщества и вести в них общение.
В декабре 2002 года создается LinkedIn. В мае 2003 она запускается и занимает достойное место среди сетей для профессионалов.
В 2003 году была появилась и новая социальная сеть MySpace. Тогда она покорила многих. Возможность создания персональных профилей, удобные настройки внешнего вида, сообщества по интересам, размещение фотографии, а также видео и ауди известных исполнителей, собственный блог. Всё это дало возможность MySpace в 2006 году стать самой популярной социальной сетью во всем мире. Сеть полюбилась рок-коллективам, да и многие музыканты стали использовать сеть длясамо презентации. А их поклонники - для общения со своими кумирами.
2004 год – один из самых знаковых и урожайных годов.
Появились:
aSmallWorld - частная сеть с доступом только по приглашению
FacebookMixi - первый пользователь создает первую запись
MultiplyВ 2006 году Джек Дорси запустил проект Twitter, который сразу же стал быстро растущим новым социально-сетевым проектом. [5, 154]
Для пространства СНГ 2006 год знаменателен возникновением Одноклассников и ВКонтакте.
Вывод: социальные сети являются незаменимым средством общения в современном обществе.
1.2. Особенности виртуального общения подростков.
Подростковый возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами. Современная Интернет-среда, являясь социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.
Говоря  о гранях социальных сетей, подросток  видит в первую очередь: возможность быть похожим на всех за счёт формы подачи информации (одинаковые для всех окошки аккаунтов «Вконтакте», «Одноклассники» и других социальных сетей); возможность отличаться от всех за счёт содержания (огромный выбор стилей оформления, музыкального и видео наполнения, фотографий, аватарок, размера и цвета букв, текстового наполнения, игр). [9]Особое место при общении в социальных сетях занимает манера общения и использование коротких, но емких выражений и символов. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, выработался свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, со специально искаженными орфографическими и лексическими нормами. Общение становится торопливым и предельно упрощенным. При помощи знаков препинания эмоции выражаются по-разному. С развитием Интернета набор этих значков дополнился.
В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватарки. Смайлики и намеренно искаженные слова получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком.
Таким образом, подросток в социальной сети находится со всеми наравне, но в тоже время, имеет шанс отличаться от своих сверстников. Ещё одна важная вещь, которая привлекает подростков в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта - на сегодняшний день понять, с кем имеешь дело, очень просто — открой его страничку. Симпатии выражаются виртуальными поцелуями, клипами и открытками в несчетном ассортименте. [11]
Общение посредством  интернета, а в частности социальных сетей,  имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей можно отметить следующие:
1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в  сети  может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.
2. Своеобразие  протекания процессов межличностного  восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
3. Добровольность  и  желательность  контактов. Пользователь добровольно завязывает  контакты  или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4. Затрудненность  эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
5. Стремление к нетипичному, ненормативному  поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне  сети  роли, сценарии, ненормативного поведения. [7]
Вывод: мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:
психологические (место развлечения, социальные сети как единственное средство общения для подростков, потребность в общении)
социально-психологические (неудовлетворенность подростка самим собой, создание себе виртуального образа).
Глава II. Экспериментальное исследование влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.
2.1. Характеристика базы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Сосново-Озёрской средней общеобразовательной школы №1» в январе 2016 года в 8 классах. В исследовании приняло участие 40 человек.
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Для изучения мнения подростков о социальных сетях было проведено анкетирование среди учащихся 8-х классов.
В результате анкетирования мы выяснили, что большинство учащихся 8-х классов зарегистрированы в социальных сетях (92% из числа опрошенных), не зарегистрированы всего 2 человека (8%) (Иллюстрация III).
Количество зарегистрированных в социальных сетях распределилось следующим образом:Друг Вокруг – 20 учащихся (83%);
Вконтакте – 11 учащихся (46%);
Одноклассники- 2 учащихся (8%);
Мой мир@Mail – 1 учащийся (4%);
Facebook – 2 учащихся (8%)
Причем многие из опрошенных подростков зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях.
Основной целью посещения подростками, пользователями социальных сетей является общение (так ответили 16 учащихся – 67%). 5 учащихся (21% из числа опрошенных) ищут новые знакомства, 1 учащийся (4%) делает через социальную сеть заказы. 2 человека (8%) ответили, что посещают свою страничку в социальной сети от нечего делать.
Большинство респондентов проводят в социальных сетях более 2 часов в день (34%), однако есть и те, которые общаются в он-лайн более 5 часов в день (8%), полдня (4%), почти весь день, если есть деньги на телефоне (25%) и на сколько хватит сил (4%).
Потребность в общении с себе подобными – одно из важнейших качеств нашей психики. Но степень выраженности этой потребности у разных людей неодинакова. Для определения уровня потребности в общении среди учащихся 8-х классов мы провели тест - методику изучения потребности в общении О.П.Елисеева
Результаты тестирования определились следующим образом:
низкий уровень потребности в общении – 0%;
уровень потребности в общении ниже среднего – 1 человек (4%);
средний уровень потребности в общении- 7 человек (27%);
выше среднего – 5 человек (19%);
высокий уровень – 13 человек (50%) (Иллюстрация V)
Сопоставив результаты тестирования по методике изучения влияния социальных сетей на общении с данными, полученными из анкет учащихся, мы выявили следующее: чем выше показатель уровня потребности в общении у подростка, тем больше время, проводимое им в социальных сетях. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом посещения подростками социальных сетей является потребность в общении, так как они не могут полноценно выразить словесно информацию, которую с легкостью могут озвучить через социальные сети. Можно сделать вывод, общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире.
Заключение
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:   
Гипотеза подтвердилась: у большинства учащихся 8-х классов, участвовавших в исследовании, что общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире. Общение подростков в социальных сетях имеет свои особенности. Общаясь в социальных сетях, подростки присоединяются к различным группам, субкультурам, знакомятся с разными людьми.
Проанализировав источники информации по данной теме, хочется отметить и негативное влияние общения в социальных сетях на подростков. Постоянное пребывание в сети может привести к информационной перегрузке мозга и отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье подростков. Кроме того, часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают трудности в завязывании реальных знакомств. Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Это приводит к снижению и недоразвитию навыков общения, умения подростков понимать и читать невербальные признаки общения, сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее выбрать правильную линию поведения. Фрагментарный характер общения в социальных сетях, легкость прерывания неугодных контактов не дает возможности подростку научиться решать сложные конфликтные ситуации общения. Часто конфликты, возникающие в общении он-лайн (например, из-за негативных комментариев фото, статусов и т.д.) переходят в реальную жизнь.
Можно выделить несколько путей решения данной проблемы: ограничение времени пребывания в сети; поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.); оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям); увеличение времени пребывания в компании друзей. В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности.
Список литературы
Виноградова Т.Ю. «Специфика общения в Интернете» -Казань, 2008
Бурвикова Н.Д. «Ник в Интернете раскроет характер»- СПб., 2006
Левина М.И. «Влияние интернета на изменение языка общения»- СПб., 2008
Силаева В.Л. «Специфика общения в Сети».- М., 2010
Чакрян Н.С. «Эволюция средств общения подростков в информационном пространстве» - «Урал» , 2009
Жичкина А.Е. «Стратегия самопрезентации в Интернете» М., 2007
Ru. Wikipedia.org/wiki/
http://internet. strana.ruwww.psychology.ru
www.potomy.ru/world
www.vkontakte.ruПриложение
Анкета «Социальные сети в моей жизни»
Посещаете ли вы социальные сети?
а) Да
б) Нет
Как часто вы посещаете социальные сети?
а) несколько раз в день
б) ежедневно
в) несколько раз в неделю
г) раз в несколько недель
Что является для вас основными мотивами использования соц. сетей?
а) поиск друзей, одноклассников и общение с ними
б) знакомство и общение с новыми людьми
в) помощь в поиске и организации учебы
г) группы по интересам
д) способ связи
е) Развлечения (игры, музыка, фильмы, фото)
ж) самовыражения (социальная сеть помогает мне заявить о себе, показать свое творчество)
Помогает ли вам социальная сеть в организации личного досуга?
а) Да
б) Нет
5) Если у тебя друзья
а) Да
б) Нет
6) Использование социальной сети как-то повлияло на ваш образ жизни?
а) Помогло в учебе
б) Помогло в личной жизни и общении с друзьями
в) Помогло в организации досуга, в поиске групп по интересам
г) никак не повлияло
д) Повлияло отрицательно на общение
е) Вызвало зависимость
ж) Другое ____________________________________________________
Что для вас является приоритетом при использовании услуг, предоставляемых социальной сетью?
а) наличие способа связи, экономящей средство и время
б) Возможность найти интересующую для меня музыку, фото, фильм
в) Способ поиска и обмена информации
9) Где ты чаще всего общаешься с друзьями?
а) в социальных сетях
б) в школе
в) другое ____________________________
Согласны ли вы с тем, что существует тенденция к появлению зависимости человека от социальных сетей?
а) Да
б) Нет
в) Затруднительный вопрос
Согласны ли вы с тем, что социальные сети негативно влияют на ваше общение в реальном мире?
а) Да
б) Нет