Памятки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задания 25 — сочинение по тексту)


Памятки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Налимская средняя
общеобразовательная школа»
Кондакова Валентина СофроновнаПамятки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
(задание 25 части 2- сочинение по прочитанному тексту)
Алгоритм работы с текстом
1.Понимание содержания текста
1.1.Вдумчиво прочитать текст.
1.2.Ответить на вопрос: «О чем текст?» (определить тему текста). Необходимо помнить, что определить тему текста помогают заглавие, ключевые слова, 1 предложение текста или 1-й абзац.
1.3.Ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» (определить основную мысль текста, идею, авторскую позицию). Определить идею могут помочь заглавие, последний абзац текста или, наоборот, 1-ый абзац.
1.4. Ответить на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».
1.5. Ответить на вопрос: «Как сказал автор?» (определить стиль, тип текста, языковые особенности текста).
2.Проблематика текста
2.1. Определить проблему (проблемы) текста. Ответить на вопрос: «Какие вопросы поднимает автор, о чем предлагает поразмышлять своему читателю?».
2.2. Вычленить среди них актуальную (актуальные).
2.3.Прокомментировать ее (их).
2.4. Соотнести свой комментарий с текстом.
План работы над сочинением:
1.Напишите вступление, отображающее актуальную проблему прочитанного текста.
2.Прокомментируйте сформулированную вами проблему.
3.Сформулируйте авторскую позицию в тексте (основную мысль текста -идею)
4.Ответьте на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».
5.Выразите свое отношение к сформированной проблеме.
План анализа учащимися своих работ
1.Я определил проблему (проблемы).
2.Я написал комментарий к этой проблеме.
3.Я объяснил авторскую позицию (идею).
4.Я высказал собственное мнение по сформулированной проблеме и привел не менее двух своих примеров.
5.Я не забыл разделить текст на абзацы, следя за логичностью рассуждений.
6.Я следил за точностью выражения моих мыслей.
7.У меня нет орфографических ошибок.
8. У меня нет пунктуационных ошибок.
9. У меня нет грамматических ошибок.
10. У меня нет речевых ошибок.
11.Работа не содержит некорректных высказываний.
12.У меня отсутствуют фактические ошибки.
Опорные слова(речевые формулы-клише) к заданию части 2 (сочинение)
1. Вступление.
Формулировка проблемы исходного текста:
- Предложенный для анализа текст кого-то представляет собой что?..
- Автор данного текста–кто…
- Известный российский писатель задается вопросом: почему…? , размышляет, освещает..
- Проблемные вопросы: Что такое истинный патриотизм? Чем он отличается от национализма? Над этими вопросами размышляет известный российский филолог и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев.
- Позитивное утверждение того, какую проблему он ставит: В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?), ставит вопрос (о чем?) …
- Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему:
- Автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (чего?) ….
- В тексте (кого?) в центре внимания находится проблема (чего?) …
- Затронутая автором проблема, безусловно, актуальна, поскольку…
- Думается, что поднятая автором проблема является актуальной, поскольку…
2.Для комментирования текста:
- Автор полагает, что.
- Он убежден в том, что…
- В тексте подчеркивается, что…
- Кроме того, автор утверждает, что…
- Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что…
- В заключение автор приходит к выводу, что …
3. Для формулировки главной мысли:
- Главная мысль текста состоит в том, что…
- Автор считает (утверждает, высказывает точку зрения)…
- Идея текста заключается в том, что…
- По мысли автора,…
- Автор убеждает читателя в том, что…
- Позиция автора по затронутым вопросам ясна:…
4.Для выражения собственной мысли:
- Я полностью согласна с высказанной автором точкой зрения о…
- Нельзя не согласиться с автором, который утверждает…
- Думается, что автор, безусловно, прав, полагая, что…
- Я согласна с позицией автора, утверждающего, что…
- Трудно не согласиться с мнением в том, что…
- Уважая точку зрения автора, хотелось бы возразить ему. Мне кажется, что…
- Можно привести примеры из жизни и литературы, подтверждающие высказанную точку зрения.
- Вспоминаются знаменитые слова…
- Существует множество примеров, подтверждающих…
5. Вывод:
- Следовательно,.. . Итак,…Таким образом,…
-.Из сказанного следует, что…
- В заключение еще раз подчеркну мысль о том, что…
- Сказанное позволяет утверждать, что…
Список терминов (языковые особенности текста) - задание 24 из 1 части
ЕГЭ по русскому языку.
1. Лексические средства речи (тропы)
- Эпитет- художественное определение: волнистые туманы, солнце красное
- Метафора- перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства:
«Костер рябины красной...», « в дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря»
- Гипербола-преувеличение: заливается пудом слез
- Литота-преуменьшение: мальчик с пальчик
- Сравнение-сопоставление с другим явлением: застыл, как изваяние
- Олицетворение- очеловечивание: лес ожил, шепот листьев, ветер завыл
- Метонимия-перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности: мундиры голубые (жандармы). «Эй, Борода! Как проехать отсюда к Плюшкину?»
- Перифраза- описательный оборот, употребляемый вместо какого-нибудь слова: город на Неве- Санкт-Петербург, царь птиц-орел, страна голубых озер-Карелия.
- Синекдоха- частный случай метонимии: обозначение целого через его часть- Все флаги в гости будут к нам.
2.Стилистические фигуры:
- Анафора - повторение слов в начале словосочетаний, предложений: Жди меня, и я вернусь. Жди, когда снега метут…
Эпифора- фигура, обратная анафоре: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?»
- Антитеза- прием контраста: «У сильного всегда бессильный виноват»
- Градация- постепенное повышение по степени нарастания или ослабевания: « Час, и другой, и третий продолжалась переправа».
- Инверсия-расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики: «Роняет лес багряный свой убор»
- Лексический повтор- повторение одного и того же слова, словосочетания: «Мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина..»- Оксюморон-стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу: горькая радость, живой труп, ужасно хороший.
- Риторический вопрос- вопрос, который ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание: «Знаете ли вы украинскую ночь?»
- Цитирование - приведенные откуда-либо цитаты: «В человеке должно быть все прекрасно…» (А.П.Чехов)
- Параллелизм - однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей: « Там–солнца луч и в зной оливы сень, а здесь - и гром, и молния, и слезы.»- Бессоюзие и многосоюзие - намеренный пропуск или повторение союзов: «Швед, русский- колет, рубит, режет. И смерть, и ад со всех сторон.»3. Лексическая стилистика
- Архаизмы - устаревшие синонимы современных слов: длань- рука, перси – грудь,зело-очень, паче- больше, тать-вор
- Парцелляция - самостоятельные короткие фразы: «Окончательная бумажка…Броня».
- Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой- либо сферы производства, науки, искусства: лингвистика, сюжет, водород.Фразеологизмы - устойчивые словосочетания: ни свет ни заря, много воды потекло.
- Диалектизм ( диалектные слова)- слова, употребляемые только жителями той или иной местности: сбочь - около, шаберка– соседка.
4. Грамматические средства:
- Ряды однородных членов-члены предложения, отвечающие на одни и те же вопросы: играйте, веселитесь, смейтесь.
- Предложение с вводными словами: По-моему, итак, во-первых, действительно и т.д.