Статья Легко ли молодому учителю в современной школе? Советы студенту педагогического ВУЗа
«Легко ли молодому учителю в современной школе?
Советы студенту педагогического ВУЗа»
В рамках заочного этапа конкурса «Педагогический дебют – 2016»
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».
Сократ
Вот уже два месяца прошло с того момента, как в наших школах прозвенел звонок и начался новый учебный год, а вместе с ним и незримая битва. Битва за знания, за человеческие души, а в конечном счете, за наше будущее.
В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественное возрастное чередование сотрудников. Обновление рабочего коллектива является естественным явлением для успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока кадров не обнаруживается, то отрасль прекращает свое существование.
Это как раз и описывает то, что происходит в настоящее время в школе. Многим кажется, что ответ на вопрос «А почему это происходит?» лежит на поверхности: у педагогов маленькая зарплата. Но это лишь полбеды. Ведь существует большое множество людей, которые ради любимой работы и получаемому от нее удовольствию готовы жить на не самую большую зарплату. Суть проблемы лежит намного глубже. Молодому учителю тяжело адаптироваться к реальным условиям школы. Первые самостоятельные шаги в роли педагога показывают, что реальная практика профессиональной деятельности намного сложнее практики студенческой. Молодой педагог сталкивается с целым комплексом проблем и затруднений. Каких? Давайте разберемся в этом.
Во-первых, молодому педагогу приходится всё начинать с нуля. С первого же дня работы молодой учитель несет ту же нагрузку и имеет те же обязанности, что и опытный педагог, хотя как профессионал он еще довольно слаб. Одним не хватает методики преподавания, другим – знаний по конкретному предмету. Появляются такие конкретные проблемы, как неумение грамотно рассчитать время урока, выстроить логичную последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала.
Во-вторых, молодой учитель не имеет представления о том, с кем ему придется работать. Пусть он и сам окончил школу 4-5 лет назад, и у него еще свежи воспоминания его школьной жизни. Но в реальности все динамично меняется, мировоззрение и ценности его поколения зачастую кардинально отличается от поколения нынешнего. Поэтому груз этих воспоминаний может помешать в объективной оценке своих учеников, что может стать причиной конфликтов «учитель-ученик». Могут возникнуть трудности с коллегами по работе, особенно с учителями пенсионного и предпенсионного возраста, которые имеют своим стереотипы взаимоотношений внутри коллектива. Помимо этого, зачастую учителю бывает трудно сдержать напор родителей, желающих отслеживать каждый миг, который их дети проводят в школе, даже посещать уроки и организовывать дисциплину на них, что является совершенно неверной моделью поведения. И так как молодой специалист не является авторитетной персоной, способной достойно воспитывать и обучать их детей, возникает конфликт «учитель-родители». В целом, эти конфликты могут быть разного рода, но причина одна – учитель МОЛОДОЙ, без опыта.
И третья проблема заключается в том, что молодой педагог не всегда понимает, что его первая работа является системой с определенными правилами, традициями, стереотипами, которая складывалась десятилетиями.
Все эти проблемы приводят к тому, что первые месяцы педагогической деятельности оборачиваются полосой стрессов. Молодые учителя нуждаются в оказании им помощи в сфере учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности. Главным помощником в разрешении проблем станет опытный наставник, которого закрепляют за каждым молодым специалистом. Но молодому педагогу не стоит забывать, что обращаться к нему стоит лишь с серьезными вопросами. А прежде стоит попытаться найти ответ на свой вопрос самостоятельно.
Материальная заинтересованность в результатах своего труда присутствует и у молодого педагога. Первое время зарплата начинающего учителя очень маленькая, а объем работы велик. Выпускник, имеющий желание работать в школе, не обращает внимания на этот аспект. Мотивация стать педагогом выходит на первый план, а всё остальное переходит на второй, третий и т.д. Такой взгляд предопределяется призванием человека к профессии. Поэтому существует большое количество людей, которые отдают приоритет комфорту работы и получаемому удовольствию, и ради этого готовы жить на не самую большую зарплату.
Таким образом, молодому учителю тяжело привыкнуть к режиму школы, внедриться в работу. Но если не терять времени зря, прилагать все усилия и стараться найти общий язык, все обязательно получится. Обработав материалы различных сайтов и книг для молодого учителя, были выбраны советы, которые, на мой взгляд, помогут в профессиональной деятельности молодого специалиста и будут интересны и поучительны для студентов педагогического ВУЗа:
- Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят.
- Не стоит тратить время урока на поиск нужной страницы в журнале. Это можно сделать и на перемене.
- «Поставьте» себя с самой первого взгляда, с самого первого урока, сформируйте себе авторитет. Это означает, Это означает, что уроку вы должны быть подготовлены заранее и чувствовать, что вы – высококлассный специалист, что ваш авторитет непоколебим (а вот для этого совершенствуйтесь всегда: ходите на курсы, проходите дистанционные занятия, участвуйте в семинарах и т.п.).
- Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность и безделье разлагают дисциплину. А дисциплина – главная составляющая успеха.
- Старайтесь увлекать учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, кто отвлекается.
- Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
- Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Рекомендуется заканчивать урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда.
- Прекращайте урок со звонком. Не забывайте напомните об обязанностях дежурному
- При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
- Не принижайте, но и не возвышайте свое достоинство в среди коллег. Проще говоря, нужно немного рассказать о том, что Вы умеете помимо своих рабочих обязанностей, проявить себя в деле.
- Не отказывайте коллегам в помощи, например при замене урока, но и не позволяйте «сесть себе на шею», ибо Вами начнут пользоваться при каждом удобном им случае.
- Просите помощи, совета, т.к. просящий получит, а вот тот, кто всё время будет надеяться только на себя, прослывет в коллективе человеком гордым и высокомерным.
- Сотрудничайте с родителями всегда и везде. Если вы встретите родителя вашего ученика в магазине, поговорите о лучших качествах ученика и как вы вместе смогли бы их развить.
- Не позволяйте родителям разговаривать и вести с вами панибратски и указывать на то, как вам делать свою работу, например, какие ставить оценки.
- Всё время (особенно во время родительских собраний) не только ругайте своих учеников, но и хвалите, ведь именно похвала рождает желание помогать друг другу, работать бок о бок. Замечено, что если в самом начале и в конце родительского собрания похвалить совместную работу родителей и учеников, то и отношение к вам становится намного лучше;
Прежде всего, надо помнить, что хорошим учителем становится тот, кто умеетвладеть самим собой, у кого хорошо развиты воля и самоконтроль. Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период.
Не стоит забывать и о мотивации молодого учителя. Распространена точка зрения, согласно которой профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три группы: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.
Немаловажна и материальная поддержка молодого педагога. В настоящее время в Алтайском крае привлечению и закреплению молодых педагогов в школах уделяется особое внимание: осуществляются выплаты из краевого и муниципального бюджетов, реализуются долгосрочные целевые программы для приобретения жилья, осуществляется выплата ежемесячной надбавки к заработной плате. Молодой педагог, приходя в систему образования, должен понимать, что есть условия для его поддержки, необходимо лишь проявить трудолюбие и желание работать учителем!
И самое главное - не бойтесь признать свои ошибки, обязательно исправляйте их. Любите детей, любите свой предмет и Вам покажется, что школа – это идеальное место для работы, а быть учителем – это самая интересная и значимая профессия на Земле!
15