Творческая работа на тему: «Легко ли молодому учителю в современной школе? Советы студенту педагогического ВУЗа».
Воробьёв Денис Владимирович
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ с. Привольное, Саратовская область
Творческая работа
Тема: «Легко ли молодому учителю в современной школе?
Советы студенту педагогического ВУЗа».
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Л.Н. Толстой
Так получилось, что Вам довелось выбрать именно эту профессию. А что мы о ней знаем, в тот момент, когда получаем долгожданный диплом. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальная практика профессиональной деятельности сложнее практики студенческой. Это происходит из-за того, что Вуз не может вооружить выпускника знаниями и навыками на все случаи жизни. Он дает только теоретический материал, а как конкретно применять это в практике не упоминается. Недаром существует поговорка «Теория без практики – слепа, практика без теории – глупа». Именно эта взаимосвязь теории и практики формирует специалиста, и именно эта взаимосвязь утерена в современной системе подготовки молодых кадров.
В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя — надежда и опора школы. За ними — будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но с чего начинается работа молодого учителя? Приходя в школу, молодой педагог хорошо представляет цели, задачи школы и свое социальное значение в ней, имеет достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Из вышесказанного следует вывод, что слабым звеном в профессиональной подготовке учителя чаще всего становятся практические умения. Как следствие происходит отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности. Может именно по этому, не все выпускники педагогических вузов хотят работать в школе.
Материальная заинтересованность в результатах своего труда присутствует и у молодого педагога. Первое время зарплата начинающего учителя очень маленькая, а объем работы велик. Выпускник, имеющий желание работать в школе, не обращает внимания на этот аспект. Мотивация стать педагогом выходит на первый план, а всё остальное переходит на второй, третий и т.д. Такой взгляд предопределяется призванием человека к профессии. Поэтому существует большое количество людей, которые отдают приоритет комфорту работы и получаемому удовольствию, и ради этого готовы жить на не самую большую зарплату.
Между тем в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения экономических наук, то получается следующая ситуация: имеется «Предложение», но нет «спроса». Вы возразите, что систему образования нельзя сравнивать с системами бизнеса. Но так ли это на самом деле? Условия комфортного труда играют важную роль при выборе рабочего места. И психологический комфорт имеет место выше по сравнению с материальными условиями труда.
Обозначим основные проблемы, с которыми сталкивается молодой учитель на практике:
трудности в общении с подростками среднего и старшего возраста;
трудности в межличностных взаимодействии с учениками класса, с их родителями (родитель, оказавшись по возрасту старше учителя, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению);
трудности с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива);
трудности с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).
Все причины имеют психологический оттенок и являются основными «мотиваторами» в принятии решения покинуть школу. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда.
Молодому специалисту придётся столкнуться с множеством и других проблем, о которых он даже не подозревал, а в ВУЗе не изучались. Поэтому поводу не стоит «вешать нос» и отказываться от профессии. На просторах интернета можно найти множество статей, исследований, научных работ и т.д. где раскрываются сущность всех сложностей данной профессии и, что немаловажно, даны советы профессионалов по решению возникших трудностей. Нет в мире не одной профессии, в которой бы не было своих определенных правил, законов, традиций, стереотипов. Об этом нужно помнить всегда. Как бы ни была трудна работа в школе, все же она имеет свои сильные, положительные моменты и очень важная задача каждого выпускника научиться их выявлять и преодолевать. Только тогда профессия начнёт приносить удовлетворение и радость.
Период адаптации сложен, но если на него смотреть с улыбкой, то в скором времени обнаружится, что ничего страшного нет, и любую проблему легко решить, зная, в чем она заключается.
Легко ли молодому учителю работать в современной школе? Отвечу честно: «Не просто, но и не сложно. Главное, чтобы было желание». Если Вы твёрдо определили для себя профессию, которой хотите посвятить всего себя, то все трудности на Вашем пути, будут только закалять Ваш характер и формировать профессионализм.
Каково бы не было Ваше мнение, после прочтения данной статьи, Вы должны понимать. Что учитель – это призвание. Работа – это образ жизни. Приходя работать в школу, мы продолжаем жить.