Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Одним из наиболее сложных участков деятельности общеобразовательных школ в целом и специалистов физической культуры в частности является работа с ослабленными и больными детьми.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:
Подгруппа «А». Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера и позволяющие надеяться на перевод их подготовительную группу после нескольких лет занятий. Учащимся данной группы разрешаются занятия оздоровительной физической культурой в образовательном учреждении по специальным программам. (Программы для учащихся специальной медицинской группы 2008г. Матвеев А.П.).
Подгруппа «Б». Дети, имеющие органические необратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу «А».
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», занимаются физической культурой или выполняют ограниченные физические упражнения на уроках физической культуры.
Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста проводящего занятия, медицинского работника учреждения.
Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (далее СМГ), осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. Комплектование специальной медицинской группы имеет ряд особенностей. Оно должно проводиться к каждому учебному году на основе возраста, показателя физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса. Списки групп составляются к концу учебного года по данным углубленных медицинских обследований, проведенных в апреле, мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебных учреждений.
Наполняемость групп для занятий в СМГ составляет 10 – 15 человек, периодичность занятий два раза в неделю по 45 мин. Допускается три раза в неделю по 30 мин. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам -1-4 классы, 5-7 классы,8-9 классы, 10-11 классы. Занятия проводятся в спортивном зале, или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4кв.м. на одного занимающегося.
Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья (подгруппа Б) нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) специалистами на базе медицинских учреждений, организованные по месту жительства. Допустимы самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом лечебной физической культуры.
Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться совместно врачом и учителем — при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
•укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
•улучшение показателей физического развития;
•освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
•постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
•закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
•формирование волевых качеств личность и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
•воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
•овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма ученика, с учетом имеющегося у него заболевания;
•обучения правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
•обучения способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
•соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ — дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. Этот принцип можно успешно реализовать на практике, соблюдая следующие условия:
•построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные де¬ти, на левом—менее;
•перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг;
•при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные — одно;
•при проведении игр слабоподготовленные ученики заменяются через каждые 2 мин;
•в первой четверти рекомендуется 5—7 мин основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются врачом в зависимости от диагноза заболевания.
По ходу уроков с участием учащихся специальной медицинской группы учителю необходимо придерживаться следующих организационно-методических рекомендаций:
а) при постановке задач урока можно выделять задачу для ученика СМГ;
б) при беге строем всей группы не следует; отстранять такого ученика, а лишь регулировать темп и продолжительность его бега своевременной подачей команд — «медленней», «перейти на шаг»;
в) при общеразвивающих упражнениях для всех занимающихся ученик спецмедгруппы также их выполняет, по ходу выполнения получает дополнительные команды, например, такие: «Коля, тебе достаточно», «Коля, это упражнение пропусти» и т.д.;
г) при проведении подвижных игр (включая спортивные) ученик спецмедгруппы по усмотрению учителя принимает участие в них в зависимости от интенсивности игры и характера проведения, выполняя роли — игрок, судья, помощник и др.;
д) при домашних заданиях учащимся ученику спецмедгруппы можно давать те упражнения, которые ему не противопоказаны, или с учетом возможной дозировки;
е) при всех заданиях учитель ориентирует ученика спецмедгруппы на необходимость, доверительного к нему обращения в ходе выполнения упражнений, если тот ощущает переутомление или усталость;
ж) при обучении учащихся видам самоконтроля особое внимание акцентировать на эти знания и умения учеников спецмедгруппы (подсчёт частоты пульса, его ритмичности, внимательность к самочувствию и т.п.).
Текущая оценка успеваемости таких учеников основывается на достигаемых ими положительных изменениях по наблюдению учителя и выставляется по пятибалльной системе.
Исключаются следующие виды упражнений: акробатические упражнения, упражнения связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Лазание по канату (шесту), а также упражнения, требующие резкого изменения статичного положения. Упражнения на снарядах: брусьях, коне, перекладине, прохождение полосы препятствий; двухсторонние спортивные игры: футбол, гандбол, баскетбол, проводимые по ходу урока в соревновательном и тренировочном порядке.
Непременным условием привлечения учащихся СМГ к занятиям на уроках физической культуры со всей группой или отдельно является установление прямого контакта учителей физической культуры с медицинским персоналом, прежде всего получение от медперсонала сведений об отклонениях в состоянии здоровья конкретного ученика СМГ и соответствующих рекомендаций по применению доступных для него физических упражнений. Это не исключает, а, наоборот, усиливает необходимость более тесного контакта учителей с медицинскими работниками как соблюдение основного условия процесса физического воспитания по отношению ко всем ученикам.
Школьники иногда остаются равнодушными к такой, например, цели, как овладение техникой движений. Для них не совсем ясен смысл этой длительной, кропотливой работы. В гораздо большей степени их привлекает все, что связано с утверждением личности. Поэтому постановкой цели — улучшить свой результат — можно вызвать у ребят интерес, а, следовательно, и активность. Необходимое же условие для достижения высокого результата — овладение техникой движений. Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, помогает лучше закрепить пройденный материал и ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамичных умений и навыков.
Следуя этим методическим рекомендациям, учитель не должен забывать еще об одной весьма существенной особенности современного урока. Она заключается в комплексном прохождении и освоении материала программы. Иначе говоря, ее компоненты: освоение основ знаний, овладение двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие двигательных качеств — должны составлять единый процесс.
Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых чистота зала, обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и обуви имеют немаловажное значение. Очень многое зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к занимающимся, высокое профессиональное мастерство, умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психическую и физическую перегрузку.