Разработка урока по русскому языку 11 класс Тема: «Синтаксис и культура речи»
Разработка урока по русскому языку 11 класс
Тема: «Синтаксис и культура речи»
Цель:
совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой
грамотности;
повторение основных видов словосочетаний и предложений;
формирование навыков культуры речи;
умение использовать теоретические знания по синтаксису для
грамотного письма.
Ход урока.
Чем большим количеством слов я обладаю,
тем большее значение я имею для других,
тем обширнее объем моих воздействий,
моего влияния.
Л.Фейербах
Мысль меняется в зависимости от слов,
которые ее выражают.
Б. Паскаль
І. Оргмомент.
ІІ. Слово учителя.
Сегодня мы начнём урок с обсуждения эпиграфов, которые вы видите на доске
-Как вы понимаете эти высказывания? (ответы учащихся)
Нужно уметь правильно говорить, выражать свои мысли, а для этого нужно работать над своей речью, развивать и обогащать её, чтоб ваши слова, мысли были понятны окружающим. СЛОВО – единица нашего языка.
На уроке мы будем работать со словом, как главной единицей языка, вспомним виды связи слов в словосочетаниях; поговорим о трудностях связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Что такое слово?
(Слово-единица нашего языка. Слово нужно уметь произносить точно и правильно, для этого нужно знать орфоэпические нормы)
-Проведём орфоэпическую разминку. Проверим, насколько правильно вы можете расставлять ударения.
Карточка № 1
Расставьте ударения.
арахис баловать банты
вероисповедание бармен гофрированный
договор донельзя еретик
завидно закупорить звонит
иконопись камбала каталог
квартал красивее кухонный
мельком новорождённый обеспечение
отрочество пиццерия премировать
путепровод созыв танцовщица
торты украинский феномен
форзац ходатайство цепочка
шарфы щавель эксперт
работы проверяются при помощи взаимопроверки, ошибки обсуждаются.
Что изучает синтаксис?
(Синтаксис – наука о языке, которая изучает словосочетания и предложения, их строение)
Что называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны? Приведите примеры
- Согласование (новорождённый младенец, новый каталог, талантливая танцовщица)
Управление (премировать участника, цепочка из золота, выписать из каталога)
Примыкание (увидеть мельком, говорить наобум, шла пританцовывая)
-Напомнить учащимся, что притяжательные местоимения не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением. (их альбом- прим.; вызвал их- упр.)
Карточка № 2
-Определите вид связи словосочетаний
лесное озеро светит ярко
ткань в клетку уехал лечиться
его книга вызвал их
привела к беседке сильный ветер
сидел нахмурившись чёрный от загара
её ресницы серебристый голос
чувство ненависти его ответ
окликнул её молодая берёзка
Чем отличается предложение от словосочетания?
( Предложение – основная синтаксическая единица. Предложение имеет грамматическую основу, служит для сообщения, вопроса, побуждения, а словосочетание состоит из главного и зависимого слова; в отличие от словосочетания характеризуется смысловой и интонационной законченностью, может быть восклицательным)
-Наша тема связана одновременно с синтаксисом и культурой речи, поэтому мы обратим внимание на те задания, которые касаются выбора грамматически правильного согласования слов внутри предложения. Будем разбирать эти вопросы на примере конкретных примеров.
- Напоминаю вам нормы управления, которые имеют важное значение для построения предложений и словосочетаний.
Рассмотрим примеры и попытаемся исправить ошибки в словосочетаниях.
Взгляд на событие, жажда к деятельности (правильно – жажда деятельности), объявление о собрании, сомневался в успехе, приступаем за работу (правильно – приступаем к работе), пришёл со школы, наблюдение за процессом, оплатить проезд, вера в победу, обрадовался встрече, обрадован приездом сына, удивляюсь твоим выбором ( правильно- удивляюсь твоему выбору), удостоен награды, управляющий банком, объяснить происшедшее, показывать о недостатках (правильно – указывать на недостатках).
- В следующем задании нужно исправить грамматические ошибки, объяснить их.
Карточка № 3.
Найдите предложения с грамматической ошибкой, исправьте недочёты.
Никто из тех, кто его слышали, не мог забыть этого сильного звучного голоса. (Никто из тех, кто его слышал, не мог забыть этого сильного звучного голоса.)
Блок хотел, чтобы всё его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.
Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева. (Благодаря этому влиянию(Д.п), Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева).
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. (Все, кто рано начинал учить иностранный язык, овладевали им в совершенстве.)
В городе принята специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.
Все, кто читал роман Булгакова «Мастер и Маргарита», были потрясены этой книгой.
Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи « Деловой Москвы». (Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи « Деловая Москва»_- название относится к нарицательному существительному, поэтому не изменяется.
Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
По приезде (П.п.) в город мы первым делом отправились в гостиницу.
По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. (По завершении (П.п) эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.)
Постоянное увлечение Андрея, поглощающее всё его свободное время,- это спортом. (увлечение – это спорт).
Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры. (Вам нужно немедленно оплатить (что?) телефонные переговоры.)
Музей-квартира М.А. Булгакова приобрёл личные вещи писателя. (Музей - гл.слово - приобрёл.)
В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола. (В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отражён (показан) один из сюжетов истории раскола.)
Во 2 и 4 предложениях после местоимений кто, никто глагол ставится в ед. числе прошедшего времени в форме мужского рода.
-Следующее задание связано с особенностями употребления деепричастных оборотов. Напоминаю, что деепричастие обозначает добавочное действие подлежащего. Н-р: Голуби, наполняя воздух шумом крыльев, вздымаются вверх (наполняя воздух шумом крыльев – указывает на добавочное действие)
Сравни: Голуби вздымаются вверх и наполняют воздух шумом крыльев (вздымаются и наполняют являются однородными сказуемыми, относятся к слову голуби)
Задание № 4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Возражая против отдельных положений доклада,
началась дискуссия.
большую роль играет культура спора.
присутствующие в целом согласились с докладчиком.
Выступление в целом произвело впечатление.
Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,
мы отвлекаемся от несущественных деталей.
несущественные детали не принимаются во внимание.
происходит обобщение признаков.
учитываются самые существенные признаки.
Храня память о прошлом,
учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.
монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.
изучение истории имеет большое значение.
это помогает лучше понять настоящее.
Взобравшись на крышу сарая,
у меня закружилась голова.
крыша едва не провалилась подо мной.
мне хорошо был виден лес за рекой.
я втащил за собой деревянную лестницу.
Последнее задание, которое связано с культурой речи, это задание А6. В этом задании нужно заменить придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Такая замена называется синтаксическая синонимия.
Задание № 5
І. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.
Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.
Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.
ІІ. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Юпитер – это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 массы всей нашей планетной системы.
Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.
У картины есть одна особенность, которая отличает её от других шедевров этого ряда.
Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называются экосистемой.
- Итак, мы выяснили, какие задания ЕГЭ требуют знания культуры речи и синтаксических норм управления.
Хочется закончить урок словами К.Г.Паустовского:
Языку мы учимся и должны учиться
непрерывно до последних дней жизни.
Всё, что мы сегодня повторили, встретится на экзамене. Помните, что от вас самих, от знаний, которые вы получили, зависит ваш результат.
Ключи
арАхис баловАть бАнты
вероисповЕдание бАрмен гофрирОванный
договОр донЕльзя еретИк
завИдно закУпорить звонИт
Иконопись кАмбала каталОг
квартАл красИвее кУхонный
мЕльком новорождЁнный обеспЕчение
Отрочество пиццерИя премИровать
путепровОд созЫв танцОвщица
тОрты украИнский фенОмен
форзАц ходАтайство цепОчка
шАрфы щавЕль экспЕрт
лесное озеро (согл) светит ярко(прим)
ткань в клетку (упр) уехал лечиться (прим)
его книга (прим) вызвал их (упр)
привела к беседке (упр) сильный ветер(согл)
сидел нахмурившись (прим) чёрный от загара (упр)
её ресницы (прим) серебристый голос (согл)
чувство ненависти (упр) его ответ (прим)
окликнул её (упр) молодая берёзка (согл)