Конспект урока литературы В.П.Астафьев Васюткино озеро

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕМИНАРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МР «СОСНОГОРСК» ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
25.04.2014 Г.
УЧИТЕЛЬ – ПАВЛИЩЕВА ЛАРИСА ГРИГОРЬЕВНА
В.П.АСТАФЬЕВ «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»
5А КЛАСС (республиканская пилотная площадка)
ТИП УРОКА: художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.
ЦЕЛИ УРОКА:
Познавательная : овладение литературными знаниями.
Развивающая: развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, их внимания, памяти, воображения.
Воспитательная: Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе лексической работы (слово участие); подержание процессов социализации в результате создания ситуации заинтересованного, доброжелательного общения; содействие формированию культуры общения, общему речевому развитию учащихся. Воспитание познавательных потребностей, интереса к чтению. Мотивация учащихся к изучению литературы.
Учебная: выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы в сложных ситуациях; формирование и совершенствование навыков составления цитатного плана, лексической работы, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, пересказа от лица участника событий.

Задачи урока: - развивать межпредметные связи;
- уметь читать текст художественного произведения с извлечение необходимой для анализа информации;
- развивать навыки выразительного чтения;
- составлять цитатный план;
- развивать навыки говорения;
- совершенствовать навыков исследовательской работы с текстом;
- развивать навык пересказа от лица участника событий.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:
сообщение учителя и учащихся;
беседа;
работа с иллюстрациями;
исследовательская работа с текстом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2. ПРЕДМЕТНЫЕ:
Понимание ключевых проблем изученного произведения;
Владение литературоведческим термином художественная идея;
Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Становление личности человека, чувство единства природы и человека;
Формирование собственного отношения к произведениями русской литературы, их оценка.
Формирование коммуникативной компетенции;
Установка на здоровый образ жизни в процессе релаксационной зарядки;
Адекватное понимание причин успешнояти/неуспешности учебной деятельности в результате самооценки(взаимооценки) на этапе рефлексии.




Ход урока

Проверка домашнего задания. Рассказ о В.П. Афанасьеве по плану статьи учебника , посвященной жизни и творчеству В.П. Афанасьева. (задание 1 тетради)
Слово учителя
Проза Афанасьева – это всегда размышление о нашей жизни, о предназначении человека и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живых и деятельных преодолевать обстоятельства , как бы они не были трудны, и выходить из испытаний ,обогащаясь нравственно и сохраняя свой внутренний мир .
Первые книги В.П. Астафьев написал для детей: «Огоньки» (1995) «Васюткино озеро»,(1985)»Дядя Кузя, куры, лиса и кот»,(1957), «теплый дождь», «Зорькина песня»(1960)
Главными героями этих рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений, духовный мир народа.
Выявление первоначальных впечатлений
Определите тему рассказа «Васюткино озеро».
Где происходят события, изображенные в рассказе? Природа Сибири неоднократно привлекала внимание писателей и поэтов, композиторов и художников.
Обращение к репродукциям картин В.И. Сурикова «Вид Енисея»(1900),»Енисей у Красноярска» (1909), акварельные рисунки «Енисей»(1895), «Плоты на Енисее»(1862), «Синий камень на Енисее»(1865),
Сообщение учащегося, слайдовая презентация .
Василий Иванович Суриков (1848-1916), русский живописец , мастер масштабных исторических полотен, посвятил изображению природы Сибири многочисленные этюды , карнадашные наброски и рисунки
Художник стремился воссоздать на своих полотнах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем»– страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем, таинственные тропинки вьется тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор»
Обращение к репродукции картины А.Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора».
Сообщение учащегося
Художник любил этот край с его самобытной суровостью , нетронутой первобытностью, могучей силой. Природа Урала и Сибири увлекла его на годы , позволила выразить большие идеи и гражданские настроения , связанные с назревающим общественным подъемом. Этапным произведением, открывшим эту новую для живописца тему, стала картина 1891 г. «Тайга на Урале. Синяя гора». Сложный мир душевных переживаний , связанных с кругом народных преданий, рождает эта картина. Чем-то былинным, могучим веет от изображенной живописцем природы.
| Выразительноской рекуи.е чтение фрагмента очерка «Из Сибири» А.П. Чехова.
Скоро после Енисея начинается знаменитая тайга.
«Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и в третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища. Взберешься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперед на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, и так без конца; через сутки опять взглянешь с холма вперед и опять та же картина...»
Прочитайте выразительно описания тайги и Енисея в рассказе В.П. Астафьева. Выпишите слова и словосочетания, воссоздающие образ тайги и Енисея в рассказе. (задание 3 тетради) (В ГРУППЕ) Что объединяет произведения художников и писателей?
Лес тихий в своей унылой задумчивости, редкий, полуголый, сплошь хвойный; хилые березки с редкими желтыми листьями.
Тайга молчаливая, равнодушная; темное море. Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. У него даже дух захватило так красива, так широка была его родная река!
Объединяющее начало ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся совсем рядом.
Какова тема нашего сегодняшнего урока? (природа и человек в)
Учебная цель: определить как влияет природа на человека (м. изменяет его?)
Зачем Васютка отправился в лес?
Васютка стремится помогать старшим, ответственно и серьезно относится к своим обязанностям. Как же он повел себя в лесу?
Выразительное чтение от слов «„Кра-кра"! передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой» до слов «Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило».(музыка)
Как относится Васютка к обитателям леса?
У Васютки уже есть опыт охотника. Он охотится, чтобы прокормить семью. В то же время он воспринимает животных как равных, сердится на кедровку, разговаривает с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь лесных обитателей, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
Выразительное чтение от слов «Где-то слышалось жужжание» до слов «Васютка еще не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто» Когда Васютка понял, что заблудился? Что он почувствовал в тот момент ? Что понял Васютка?
Васютка понял, что он так же беспомощен , как муха в сетях у паука, что ко всему в жизни нужно относится серьезно.
Выразительное чтение эпизода от слов «Совсем приуныл Васютка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние» до слов «„Может быть, увидели ее наши?" подумал он, натягивая на лицо телогрейку, и вскоре забылся беспокойным сном».
О чем свидетельствуют размышления Васютки?
Васютка понял, что необходимо ценить каждый момент жизни и стремиться все делать по совести.
Художественный пересказ эпизода от лица героя «Встреча с Енисеем».
Как качества характера героя проявились в этом эпизоде?
Мальчик испытывал страх, плакал от отчаяния, но все-таки взял себя в руки и сделал все так, как подсказывал ему здравый смысл и житейский опыт.
ФИЗМИНУТКА: ЕСЛИ ВЫ УСЛЫШИТЕ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВАСЮТКА ВЗЯЛ С СОБОЙ ИЛИ МОГ БЫ ВЗЯТЬ, ПРИСАЖИВАЕТЕСЬ, В ОБРАТНОМ СЛУЧАЕ ОСТАЕТЕСЬ СТОЯТЬ ( игрушка ХЛЕБ, СОЛЬ, ПЕПСИКОЛА, СПИЧКИ, РУЖЬЕ, КОНФЕТКИ, НОСКИ, ВОДА, нож)

3. Исследовательская работа с текстом. Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге
заполните правую часть таблицы, подобрав цитаты из текста.
Уроки тайги

Готовиться основательно к походу в тайгу
Таков старинный порядок: идешь в лес бери еду, бери спички.
Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу! Что стоило горсточку в карман сыпануть!

Обозначать особыми приметами дорогу
Наверное, всякая таежная дорога начинается с затеей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мохе валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка

Не тратитить попусту порох и дробь
Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду

Знать повадки зверей и птиц
Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка

Бережно относиться к тайге
Он тщательно заплевал цигарку, придавил ее каблуком и пошел

Уметь развести костер, приготовить пищу, устроиться на ночлег
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.
Повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега

Не терять присутствия духа
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» -вспомнились ему слова отца и дедушки. Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону темного предмета

Знать таежные приметы
Почти голая сторона у ели значит, в ту сторону север, а где ветвей больше юг. Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов.
Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах будто бы водится белая рыба, но озера эти должны быть или были когда-то проточными. Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею. Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоеме.


Итоги работы
Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?
Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.
4. Итоги урока.
Какова художественная идея произведения? Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? - Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.
Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)
Знание законов природы помогает человеку выжить
Человек и природа неразрывно связаны между собой.

Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.
стихотворение Вадима Шефнера.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В. Шефнер










































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Сосногорска
ПАВЛИЩЕВА ЛАРИСА ГРИГОРЬЕВНА




15