Родительский лекторий Роль семьи и школы в духовно-нраственном становлении личности
Кабинет практической психологии МБОУ СОШ №8
Родительский лекторий на тему
«Роль семьи и школы в духовно-нравственном становлении личности»
Цель: создание предпосылок к существованию в семье обстановки, благотворно влияющей на духовно-нравственное становление личности ребёнка и способствующей гармоничным детско-родительским отношениям.
Задачи:
- способствовать развитию личности ребёнка, поддерживать позитивные родительские порывы;
- обсудить способы взаимодействия школы и семьи по духовно-нравственному развитию детей;
- психологическое просвещение и формирование родительской компетентности;
- познакомить родителей с понятиями «духовность», « нравственность»;
- дать рекомендации по формированию у детей духовно-нравственных качеств;
- профилактика зависимостей, пропаганда ЗОЖ и психологического комфорта, приумножение семейных
82511903064510 духовных ценностей.
Материалы: презентация «Духовно-нравственное становление личности»
памятки для родителей
место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №8
время проведения – 30 мин.
Подготовлен показ-дефиле ученической формы одежды, обязательной для школы.
Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое местоД.С.Лихачев
этапы содержание лектория примечания
1.
Приветствие
2. Индуктор
(введение в тему)
3. Основная часть
4. Опрос
5. Мониторинг Добрый вечер уважаемые родители!
Приятно осознавать, что здесь присутствуют самые ответственные и заинтересованные в успехе своих детей родители, полноправные участники образовательного процесса. Добро пожаловать на встречу, которая в девятый раз традиционно проводится в ОУ СОШ №8. Я приглашаю вас, мамы и папы, дедушки и бабушки, к диалогу о роли семьи и школы в духовно-нравственном становлении личности. Бесспорно, что данная тема сегодня актуальна и ценна.
А что подразумевается под словами «духовность», «нравственность»?
По определению из словаря Ожегова С.И.: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».Духовность – это свойство души, состояние в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Во все века люди высоко ценили нравственную и духовную воспитанность. Я убеждена, что и сегодня каждый из вас также хочет видеть своего ребёнка и воспитанным, и образованным, и здоровым, и красивым, и способным и успешным человеком. Психологи утверждают, что развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель. Наша цель – воспитать гармоничного и успешного сына или дочь. И здесь цели семьи и школы едины. Сегодня, уважаемые родители, вы сможете прояснить или решить накопившиеся учебные проблемы своих детей, так как есть возможность для общения и с психологами начального и старшего звена, социальным работником, логопедом, классными руководителями, заместителями директора, присутствующими на лектории. Для вас разработаны памятки, содержащие интересную информацию по улучшению детско-родительских отношений.
Глубокие социально–экономические, культурные, исторические, информационные, демографическиепреобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас с тревогой размышлять о будущем не только детей, но и страны, и мира в целом. К сожалению, приходится констатировать о фактах потери нравственных ценностей, бездуховности, агрессивности, цинизма, пассивности и социальной инфантильности молодого поколения, которому искусственно насаждается псевдокультура Запада, признающая ценность денег, потребления, удовольствий и развлечений. Как никогда, мы почувствовали потребность в защите наших идеалов и ценностей от попыток «национального перекодирования» и переписывания истории.Главная наша задача состоит в том, чтобы помочь детям не потерять жизненно важные ориентиры, не сбиться с пути.
Интересные результаты ответов педагогов школы на вопрос «Как, на ваш взгляд, изменилось мировоззрение школьников за последние годы – 5-7 лет?». Исходя из собственного профессионального и жизненного опыта, педагоги обозначили положительные изменения: сегодняшние воспитанники стали более свободны и раскрепощены, самостоятельны, уверенны в себе, прагматичны, информированы и нанотехнологичны, с широким кругом возможностей.
Отрицательными изменениямишкольников являются: низкая учебная мотивация(21%), отсутствие ценностных ориентиров (14%), слабая физическая подготовка (5%), малочитающие (15%), узок круг интересов (11%), жестокость, цинизм, эгоцентризм (11%), материальный конформизм (8%), невоспитанность (7%).
Кто же оказывает наибольшее влияние на духовно – нравственное становление личности ребёнка?
Педагоги считают, что родители(55%), социум (36%), школа (32%), СМИ, ТV (23%), Интернет (14%), книги (9%).
По мнению самих ребят, на их личностное развитие влияют: семья (61%), школа (45%), друзья (25%), Я (10%), книги (9%), интернет (7%), спорт и искусство (5%), деньги (1%).
Мы видим, что духовно-нравственное воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – родители и педагоги. Вспомнились мудрые слова
Р.Рождественского:
"Хотите вы, иль не хотите,Но дело, товарищи, в том,Что, прежде всего, вы родители,А всё остальное потом!"
Во-первых, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо. «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»,- утверждал В. А. Сухомлинский.
Во-вторых, чтобы ребенок мог сам оценивать, ему надо дать образец, с которым он будет все сравнивать.Очень важно, чтобы ребенок духовно питался. По данным психологов, неизменную симпатию вызывают люди сильные, смелые, волевые и успешные. Будьте образцами для детей!
В-третьих, на культурное поведениедетей оказывает не только организация жизни семьи, но и её атмосфера, характер семейных отношений. Глубоко прав А. С. Макаренко, говоря, обращаясь к родителям:«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
И наконец, очень важен стиль жизни семьи. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно скажется на детях. Трудно приходится ребёнку, когда родители имеют вредные привычки. Алкоголизм (и еще хуже) употребление наркотиков и психотропных веществ родителями делают ребёнка по сути дела сиротой. Если девочка каждый день видит курящую мать, пока молодую и красивую, она начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить ее сложно. Поэтому, уважаемые родители, всегда внимательно относитесь к своим поступкам, предполагайте их результат, смотрите в будущее.Воспитание — всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда.
Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Но бывает, что оценивание личности по подлинно нравственным критериям, к сожалению, не происходит, особенно, если учесть, что семья оказывает всё более формальное влияние на детей: одеть, накормить, дать денег на развлечения — и всё. В результате: нередко двойной образ жизни: в школе и дома — пай-мальчики и чудо - девочки, вежливые, смирные, а вечером на улице, не знающие, что прилично и неприлично, презирающие истинные человеческие ценности.
Высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».И таким наукам обучаются дети в нашей школе.
Последние годы в МБОУ СОШ №8 ведется мониторинг уровня воспитанности обучающихся 5-11 классов. Его результаты свидетельствуют о том, что наши дети имеют средний уровень воспитанности, что им свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, но слабо выражена общественная и гражданская позиции.
Высокий и выше среднего уровни воспитанности выявлены у 37+108/ 145 человек (48%), что указывает на устойчивую и положительную самостоятельность в деятельности и поведении, проявление активной общественной и гражданской позиции;
средний уровень воспитанности выявлен у 110 чел. (36%), которым свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, но общественная и гражданская позиции выражены слабо;
уровень ниже среднего и низкий обнаружен у 26+23/49 чел. (16%), у которых слабое, неустойчивое положительное поведение, регулирующееся в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны или не сформированы.
Основными направлениями взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного становления личности является:
Повышение уровня психологической культуры родителей и педагогов, формирование знаний об особенностях духовно-нравственного образования детей.
Совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, соревнования, уроки и т.д.
Создание комфортной морально-психологической и здоровьесберегающей обстановки в школе и семье.
Овладение стилем взаимного доверия и уважения родителей, педагогов, обучающихся.
Знание внутреннего мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок.
Только совместными усилиями и сотрудничествомпри доверительных отношениях семьи и школы, мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.
Простые рекомендации для взрослых:
1) для воспитания лучших качеств и чувств у детей чаще обращайтесь к культуре и красоте, создавайте условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и позитивных эмоций.
2) в трудолюбии развиваются нравственные качества личности. Особую пользу приносит тот труд, в котором дети чувствуют необходимость, и результаты которого явно нужны;
3) читайте как можно больше художественной литературы сами и приобщайте детей, чтение активизирует мыслительную деятельность и способствует воспитательному потенциалу.
4) следуйте мудрому изречению: «Рыбак, поймавший рыбу, - накормит сына однажды. Рыбак, научивший сына ловить рыбу, - накормит его на всю жизнь».Будьте мудрыми!
5) Будьте в согласии между собой и с самими собой. Осмысленная, осознанная, а значит и счастливая жизнь является главным воспитательным средством.
Уважаемые родители, вооружившись теоретическими знаниями, ответьте на практические вопросы анкеты, (М.В.Луткина, Е.К.Лютова-Робертс), используя пальцы рук.
Играем вместе
Часто редко
Ссоримся
Часто редко
Понимаем друг друга
Часто редко
Советуемся друг с другом
Часто редко
Помогаем друг другу
Часто редко
Часто редко…
Заполните, пожалуйста, как вы считаете нужным.
Загнутые пальцы на вашей руке как узелки на память о том, что нужно сделать, чтобы отношения в семье были гармоничными.
Думаю, в завершении встречи, уместно будет процитировать слова Д.С. Лихачева, взятые за эпиграф нашей встречи: «Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место».
Уважаемые родители, внешний вид детей – это также духовно-нравственное становление их личностей. Посмотрите показ – напоминание, подготовленный обучающимися 5б и 8 а классов, как должен выглядеть воспитанник МБОУ СОШ №8
Спасибо за работу. Удачи вам!
Литература
Справочник психолога средней школы/О.Н.Истратова,Т.В.Эксакусто.-Изд.4-е.-Ростов/нД:Феникс,2006.-511с.
www.eg-online.ru/news«Школьный психолог» / Плешакова Р. «Счастливое сердце семьи» , №1, январь 2013 г., с.40-46
Педагог-психолог Патик Елена Степановна
слайд 1
слайд 2
слайд 3
слайд 4
слайд 5
слайд 6
слайд 7
слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11
слайд 12
слайд 13
слайд 14
слайд 14
слайд 15