Урок по истории Греко-персидские войны 5 класс
Урок истории в 5 классе по теме «Греко – персидские войны».
Учитель: Селезнева Людмила Александровна
Высокоселищанская ООШ Суражского района Брянской области
Цели урока:
1. Проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме.
2. Продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами.
3. Воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, отваги и чести.
Оборудование урока:
Карта “Древняя Греция”. Схемы-карты сражений. Схема “Что объединяло греков?”. Энциклопедический словарь. Рисунки учебника. Карточки к игре “Галерея”. Видеофрагмент фильма “300 спартанцев” (сцена завершения битвы). Учебник История древнего мира./ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая.- М.: Просвещение, 1998.
Основные понятия: война, триера, стратег, фаланга.
Основные даты: 490 г. до н. э.; 480 г. до н.э.
Ход урока
Организационно- мотивационный момент.
1. – Явас приветствую на уроке. Погода сегодня хорошая. Тема урока интересная. Ребята вы тоже замечательные.
И сегодня мы продолжим изучать историю Древней Греции.
I. Повторение пройденного материала:
1. Работа с настенной картой “Древняя Греция”:
- Назовите и покажите территорию, на которой расположена Греция.
- Назовите и покажите моря, которыми омывается побережье Греции.
- Назовите и покажите область, где расположен город Афины.
- Назовите и покажите область, где расположен город Спарта.
2. Работа со схемой “Что объединяло греков?”.
Вопрос классу: Что объединяло греков, как они называли себя и свою страну?
В процессе обсуждения составляется схема.
Учитель: Хотя греки расселились на огромной территории и даже жили в чужих странах, нередко враждовали между собой, все они считали себя единым народом.
А сейчас мы поиграем в игру «Галерея».
Вам нужно составить из частей изображение афинского воина. Но сначало вам необходимо дать определение понятию, которое написано с обратной стороны и прикрепить часть рисунка на магнитную доску.
- Что за изображение получилось?
- опишите вооружение греческого воина. (меч, щит, шлем, панцирь, копье, лук).
II. Изучение нового материала
1. Сообщение темы урока.
- Войны, война.… Попытайтесь дать определение этому понятию.
- А теперь обратимся к БЭС, посмотрим, что обозначает это слово “война”. (Война – это вооружённая борьба между государствами и народами.)
- Какие войны вам известны из истории?
Но в 5 в. До н.э. над Грецией нависла угроза быть порабощенными могущественной Персидской державой.
- Тема нашего урока “Греко – персидские войны”. (Записать)
- и сегодня учебная проблема формируется следующим образом: 1. Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе?
- Что нужно сделать, узнать, чтобы решить проблему?
• Причины войны. • Когда началась? • Кто победил? Почему? • Как вооружены соперники? • Каков состав армий? • Характер войны. • Герои войны. • Итоги и результат.
2. Работа с картой учебника
-Откройте учебники на стр.159, рассмотрите карту.
- Какие государства воюют между собой?
- Из–за чего они могут воевать?
- Каким цветом на карте обозначена территория персидского царства?
• Где находится территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива) • Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет)
- Каким цветом на карте обозначена территория греческих государств?
- Территория какого государства больше?
- Каким знаком на карте обозначены направления движения персидских войск и флота в Грецию?
- Каким знаком на карте обозначены военные сражения?
3. Лекция с элементами беседы
Персидский царь Дарий I, несмотря на огромную территорию своего царства, стремился к новым захватам. В начале V в. до н.э. он завоевал часть островов в Эгейском море, его восточное и северное побережье (показ по карте). Разорил города. Во всех городах Греции появились персидские послы, они говорили: “Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды”.
- Что обозначает это требование?
Когда персидские послы прибыли в Афины, афиняне в гневе убили и сбросили со скалы в море. А спартанцы сбросили послов в глубокий колодец со словами “Там вы найдёте много и земли и воды”.
Дприй объявил войну Греции.
Марафонская битва
В 490 г. до н.э. войско персов высадилось в Аттике на Марафонской равнине в 42 км от Афин (показ по карте). Быстро собралось войско афинян. В нём было 10 тысяч человек, из них 1 тысячу прислал маленький городок Платеи. Ни один полис больше не оказал помощи Афинам.
Афинским войском командовал опытный стратег МильтиадВо главе со стратегами (стратег – это военноначальник) войско выступило к Марафонской равнине. (Рассматривается карта – схема сражения на доске или в учебнике на стр.160). Здесь они с холмов увидели лагерь персов и их корабли. Их войско было многочисленнее афинского. Заняв позиции на холме, греки преградили путь в Афины. Мужество и силу придавала грекам мысль, что они сражаются за Родину, за жизнь, за свободу матерей, жён, детей.
“Если мы проиграем сражение, персы захватят наши поля, виноградники, оливковые рощи, разрушат Афины, а жителей угонят в рабство. Лучше смерть, чем такой позор!
Опасаясь подхода спартанцев, Дарий I двинул войска навстречу грекам.
Греки встретили противника градом камней и стрел. А затем Мильтиад приказал перейти в наступление. Удар фаланги был страшен, персы понесли большие потери.
Однако новые воины стали теснить греков и ударили в центр противника. Греки дрогнули и стали отступать.
Вскоре персы разрезали греческую армию на две группы - победа казалась близкой, но...
Края греческого войска стали выдвигаться вперед, охватывая армию противника. Персы не выдержали и побежали к своим кораблям. Пока греческая фаланга перестраивалась, персы погрузились на корабли и покинули аттический берег. Вопрос: Что на ваш взгляд помогло победить афинянам? (Помощь жителей города Платеи. Мужество, храбрость греческих воинов. Талант военного предводителя Мильтиада.
- За что боролись греки?
Греки защищали свою Родину, это давало им силы для борьбы.)Афинянин, желая принести радостную весть о победе Афин, пробежал 42 км. от Марафона до Афин. Вбежав в город, он воскликнул: “Радуйтесь афиняне. Мы победили!” Весть разнеслась по всей Элладе. И если раньше борьба с Персией казалась безнадёжной, то теперь победа воодушевила всю Элладу.
- Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге бегуна – афинянина?
Физминутка. Представьте, что вы участники Марафонской битвы, Как идет строем греческая фаланга? Как бросали камни греческие воины? Как лучники натягивали лук, чтобы пустить стрелу. Упало копье, давайте его поднимем. Как мы отважно сражаемся, мечем, теперь другой рукой. Как мы ликуем, узнав о победе? Представьте, что вы бегун, которому необходимо доставить радостную весть о победе. Теперь, чтобы не пасть замертво нам нужно восстановить дыхание. Поаплодируем победителям.
Фемистокл.
Много сил потратил Фемистокл, убеждая и другие полисы готовиться к предстоящей войне. Благодаря его усилиям Афины и Спарта заключили военный союз, к которому присоединились многие города Греции».
Вопрос: какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла? (создание флота, объединение греческих полисов)
Вторая битва произошла у Фермопил. В 480 г. до н. э. (через 10 лет после Марафонского сражения) сын Дария I, Ксеркс, вновь двинул своё войско в Грецию. Греки знали, что Ксеркс готовится к войне.
Из города Сарды (показ по карте) выступило персидское войско. Около пролива Дарданеллы оно остановилось. К приходу Ксеркса был построен мост (1 км.), но сильная буря разрушила его. Ксеркс приказал казнить строителей моста. А непослушное море высечь кнутами и даже опустить в него железные цепи. Отсюда крылатое выражение “высечь море”, т.е. люди пытаются возместить злобу на неподвластном им.
Новые мастера построили другой мост. Переправа на другой берег длилась 7 дней. Пройдя северное побережье (показ по карте), войско вторглось в Северную Грецию и стало занимать область за областью.
Многие греческие города объединились, чтобы дать отпор персам. Отряды под командованием спартанского царя Леонида заняли узкий Фермопильский проход (показ на карте). Он преградил путь из Северной Греции в Среднюю Грецию. С одной стороны были скалы, с другой – обрыв к морю. (Рассматривается карта – схема сражения на доске или в учебнике на стр.163).
Здесь решено было дать сражение. Ксеркс отправил к грекам послов с требованием сложить оружие. Леонид ответил: “Приди и возьми”. Один из послов, желая напугать греков, сказал: “Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце”. Спартанец ответил: “Ну что же, мы будем сражаться в тени”.
На третий день беспрерывных боёв в узком ущелье нашёлся предатель – местный житель, который явился к персам, упал перед Ксерксом на колени и сказал: “О, великий царь! Я понял, что могущество твоё безгранично: лишь безумцы противятся твоей воле. Я родился и вырос здесь и знаю в горах каждую тропинку. Дай мне сильный отряд, я выведу его в тыл к войскам царя Леонида”.
Ночью Леониду доложили, что враги окружают греков. Леонид понял, что битва проиграна, но, желая спасти армию, пока не поздно, приказал греческим войскам отступать. Сам и 300 спартанцев остались, чтобы задержать наступающие персидские войска. Оставшиеся знали, что никто из них не выживет (просмотр видеофрагмента). Позднее здесь поставят памятник и напишут на нём: “Путник, поведай спартанцам о нашей кончине, верны законам своим, здесь мы костьми полегли”.
Вопрос: фактически греки проиграли битву при Фермопилах. Почему же это сражение считается моральной победой эллинов? В чем вы видите подвиг трехсот спартанцев? Почему они не отступили вместе со всеми?
Персы заняли Среднюю Грецию (показ по карте). Афиняне покинули город. Мужчины ушли в войско или на военные корабли. Женщин, стариков и детей перевезли на полуостров Пелопонесс и остров Саламин (показ на карте). С острова афиняне видели, как горел их родной город.
Следующая битва – Саламинская битва. Она произошла между Аттикой и островом Саламин (показ на карте). Греческие военные корабли называются триеры (Рассматривается рисунок 2 на доске либо иллюстрация в учебнике на стр.165). На них было 180 гребцов, рулевой и 20 – 30 воинов. Корабли развивали большую по тем временам скорость около 18 км/ч. Триеры были подвижны, способны делать резкие повороты и проходить узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней.
Греческий флот состоял из 370 триер (200 – афинских). У персов было 700 судов. (Рассматривается карта – схема сражения на доске или в учебнике на стр.164).
ЗАЧИТАТЬ С 166.
Ксеркс был уверен в победе. Он приказал персам вступить в бой. Царь, окружённый вельможами, наблюдал за битвой с берега.
С острова смотрели женщины, старики и дети. Афиняне должны были или победить, или умереть: если бы они отступили, их семьи попали бы в рабство.
Древний поэт Эсхил писал:
“Вперёд, сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жён,Детей своих, богов отцовских храмы, Гробницы предков, бой теперь за всё!”
Бой был долгим и жестоким, греческий флот оказался сильнее флота персов. Греки хорошо знали мели, подводные скалы. Искусно маневрируя, они ломали вёсла противника и пробивали борта вражеских кораблей. Остатки флота персов отступили.
- Почему в этом сражении победили греки?
Через год, в 479 г. до н.э. в битве при Платеях греки разбили персов и изгнали их из своей страны. Греко–персидские войны закончилась победой греков, которые отстаивали свободу и независимость своей Родины.
Из «Истории» Геродота Павсаний (спартанский царь, командовавший греками в битве при Платеях), лишь только началась атака персидской конницы, послал всадника к афинянам с приказанием передать вот что: «Афиняне! Теперь нам предстоит решительная борьба за то, быть ли Элладе свободной или порабощенной». Персы, сомкнув свои плетеные щиты, беспрерывно осыпали эллинов градом стрел. Тегейцы первыми поднялись и двинулись на варваров, за ними и лакедемоняне пошли на персов. Персы же перестали пускать стрелы и выступили навстречу. Начался долгий и жаркий бой у самого святилища Деметры, пока дело не дошло до рукопашной. Ибо варвары хватались за длинные копья гоплитов и ломали их. Персы не уступали эллинам в отваге и силе; у них не было только тяжелого вооружения и к тому же еще боевой опытности. Не могли они сравниться с противником также и боевым искусством. Персы устремились на спартанцев по одному или собирались кучей по 10 человек и больше и погибали. Пока Мардоний оставался в живых, персы стойко сражались… Когда же Мардоний пал и был перебит весь отборный отряд его телохранителей, самых отважных воинов, тогда-то остальные персы повернули назад и бежали от лакедемонян. Потерпели же персы поражение главным образом потому, что у них не было тяжелого вооружения, и они должны были сражаться легковооруженными против гоплитов. Вопросы: 1. В чем заключалось преимущество греческих воинов перед персидскими? Подтвердите свою мысль словами из источника. 2. Геродот считал, что главной причиной поражения персов было преимущество греков в вооружении. Как вы думаете, только ли в этом было дело? Обоснуйте свою мысль.
Итоги и значение войны
Объединенные силы греков окончательно разгромили вражеский флот, и Персия была вынуждена заключить мир. Она признала независимость греческих городов в Малой Азии, а ее флоту было запрещено появляться в Эгейском море.
III. Закрепление изученного материала.
- Почему маленькая и раздробленная Греция смогла победить могущественную Персию?
- Что произошло, если бы победили персы?
- Справедливые или несправедливые были войны для греков? Почему?
При наличии времени выполняются задания:
1. Вспомним основные сражения греко – персидских войн. На доске приготовлена таблица, в которой заполнены только даты
Дата Сражение
490 г. до н.э. Марафонское
480 г. до н.э. Фермопильское480 г. до н.э. Саламинское479 г. до н.э. У города ПлатеиУчитель называет дату, дети – название сражения и его итог. Учитель фиксирует ответы в таблицу.
2. Определите век, тысячелетие: 490 г. до н.э.
Какой год был раньше 490 г. до н.э. или 480 г. до н.э. и на сколько?
3.кроссворд
IV. Домашнее задание.
Параграф 34, 35; нарисовать рисунок, посвящённый одному из сражений.
V. Подведение итога урока.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.