Образовательная программа дополнительного образования детей «СЕКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ МАН» подготовки юных корреспондентов основного и высшего уровня преподавания
МБУ ЦДО «Интеллект»
Образовательная программа дополнительного образования детей
«СЕКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ МАН»
подготовки юных корреспондентов
основного и высшего уровня преподавания
Проект издания газеты «Школьные новости» и
открытие учебного канала группы
https://www.youtube.com/channel/UC8vS1-jJ_bijXE6Oy3rqv8w
Возраст обучающихся – учащиеся 5 – 11 классов от 11 до 17 лет
Срок реализации - 3 года
Автор Згодько Людмила Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
школы № 17
Преподаватель дополнительного образования МБУ ЦДО «Интеллект»
Утверждено решением педсовета
МБУ ЦДО «Интеллект»
Протокол № _____ от __________
Феодосия
2014 - 2015 учебный год
2015-2016 учебный год
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа относится к направлению социально-педагогическому, допрофессиональной подготовки. Рабочая программа составлена с учетом переходного периода в соответствии с:
1.Программой общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Л.М. Рыбченковой. – Москва, «Просвещение», 2011.
2.Учебной программы секции журналистики МАН
Программа направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающегося, развитие творческих способностей, создание благоприятных условий для максимальной реализации творческого потенциала начинающих журналистов. Учебная программа поможет решить проблему осознанного профессионального выбора и формирования коммуникативной, языковой компетенции учащихся, расширение возможностей их социализации, реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно -деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Журналистика».
Актуальность учебной программы: общественно-политическое, нравственное воспитание учащихся, творческих способностей в процессе создания журналистского текста и печатной продукции как средства творческой самореализации личности учащегося в процессе учебно-познавательной деятельности.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция личностно - ориентированного учебного процесса, освоения учащимися начальных навыков журналистского дела.
Новизна учебной программы состоит в том, что она опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование; обеспечивает межпредметные связи с литературой (написание материалов для газеты), искусством (дизайн издания, обработка фотографий), информатикой (работа в прикладных программах на ПК); предполагает подготовку и защиту научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН в секциях журналистики, русской и мировой литературы, литературоведения, литературного краеведения, искусствознания, подготовку и защиту проектов.
Цели учебной программы:
- формирование коммуникативной компетенции;
- освоение комплекса умений и навыков работы с информацией, общей информационной культуры;
- формирование мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности;
- реализация творческого потенциала через создание текстов для средств массовой информации, школьных и авторских газет и журналов, написания и защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН.
Задачи учебной программы связаны с познавательной и с практической деятельностью начинающих журналистов:
Образовательными задачами являются:
- изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
- получение допрофессиональной ориентации;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование практических навыков создания печатной продукции;
- воспитание внимания, формирование навыков работы в группе;
- обучение навыкам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать;
- повышение общего уровня уровень эрудиции.
В ходе теоретической и практической подготовки начинающих журналистов происходит реализация следующих воспитательных задач:
- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества и человека;
- формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
- формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки окружающей жизни.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
2) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
способность извлекать информацию из различных источников;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, роли русского языка в процессе самообразования.
Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия (лекции, беседы, психологические, социально-коммуникативные тренинги, деловые, ролевые, интеллектуальные игры, практическая работа по написанию статей и выпуску газет и журналов в творческой лаборатории, творческие мастерские, конкурсы-защиты работ и проектов), пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами.
Планируемые результаты:
В рамках данной программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
1. Знать теоретические сведения по истории журналистики, виды СМИ, их типологию, жанры журналистики.
2. Принципы и структуру печатного издания.
3. Уметь найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий.
4. Уметь спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему.
5. Владеть способами работы с изученными программами (Word, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw).
6. Знать и уметь применять при создании своего проекта основные принципы дизайна.
7. Владеть необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта.
8. Иметь положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий, опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта.
9. Уметь оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность.
Способы оценивания уровня достижений учащихся:
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (журналистские тексты, издания, фотографии, буклеты, презентации и др.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения).
Учащиеся выступают полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых учащимися образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2) взаимооценка учащимися работ друг друга;
3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Также формами подведения итогов могут быть выставки, фестивали, слеты, конференции, защиты мультимедийных проектов, участие в конкурсных программах.
Республиканская конференция «Великий и могучий русский язык».
X Всекрымский творческий конкурса «Язык – душа народа», посвящённый Международному дню родного языка.
Республиканский медиаконкурс детского творчества «Жемчужина Крыма».
Открытый Крымский республиканский конкурс юных журналистов, поэтов и прозаиков «Мой голос».
Крымский конкурс «Космические фантазии».
Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук.
Республиканский патриотический конкурс литературного творчества «Ради жизни на земле!..»
Литературно-поэтический конкурс «Пока сердца стучатся – помните!», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Литературный конкурс для школьников «Моя Родина – Русский язык!»
Всероссийский открытый конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина».
Всероссийский литературный конкурс для детей и юношества «Юморист же я!»
X всероссийский конкурс «Юные журналисты России».
Крымский республиканский конкурс исследовательских работ и проектов учащихся среднего школьного возраста «Шаг в науку».
Программа секции МАН «Журналистика» не ставит целью вырастить непременно журналистов или писателей. Вся работа секции способствует развитию организаторских и творческих способностей детей, созданию условий для развития их воображения и внимания к слову, совершенствованию умений писать на тему и раскрывать основную мысль, собирать и систематизировать журналистский материал, строить текст в определенной композиционной форме, править написанное, помогает в выборе профессии.
Педагог, исходя из интересов учащихся, уровня их подготовки и конкретных задач на данном этапе, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий.