Календарно-тематическое планирование по кубановедению


№ п/пСодержание учебного материала Кол-во часов Дата проведения Использование оборудования Характеристика деятельности учащихся
План Факт Введение 1 1 Мой край на карте России 1 03.09 АРМ Предметные: определять положение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам; называть регионы – соседей Краснодарского края; знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны
Метапредметные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний
Личностные: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия
Береги землю родимую, как мать любимую 11 2 Природные зоны Краснодарского края. Степи, лесостепи, леса, субтропики 1 10.09 АРМ Предметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать природные зоны России и Краснодарского края; выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями
Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
Личностные: проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру
3 Природные зоны Краснодарского края. Субальпийские и альпийские луга. 1 17.09 АРМ Предметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать природные зоны России и Краснодарского края; выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями
Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
Личностные: проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру
4 Заповедные тропы 1 24.09 АРМ Предметные: определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника; рассказывать об охраняемых территориях и их значении для жизни животных; анализировать действия жителей Кубани по сохранению лесных богатств края.
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы;
сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе5 Естественные и искусственные водоёмы Краснодарского края 1 01.10 АРМ Предметные: называть и показывать водоёмы на карте Краснодарского края; анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей); определять пользу водоёмов; характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоёмы; находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов; определять и анализировать степень своего участия в очистке водоёмов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные: структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации
Личностные: чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе6 Использование и охрана водоемов 1 08.10 АРМ Предметные: называть и показывать водоёмы на карте Краснодарского края; анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей); определять пользу водоёмов; характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоёмы; находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов; определять и анализировать степень своего участия в очистке водоёмов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные: структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации
Личностные: чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе7 Типы почв. Защита и охрана почв 1 15.10 АРМ Предметные: характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае; показывать территорию их распространения на карте-схеме; характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека; характеризовать значение почв Краснодарского края для региона и всей страны; анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополосы); составлять письменный рассказ-заметку в газету об охране и защите почв.Метапредметные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
8 Полезные ископаемые Краснодарского края. 1 22.10 АРМ Предметные: перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известна); описывать области применения полезных ископаемых; показывать на карте районы, где обнаружены целебные источники и грязи.
Метапредметные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
9 Использование полезных ископаемых 1 29.10 АРМ Предметные: перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известна); описывать области применения полезных ископаемых; показывать на карте районы, где обнаружены целебные источники и грязи.
Метапредметные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
10 Край, которым я горжусь 1 12.11 АРМ Предметные: характеризовать понятие «природные богатства»; анализировать значение богатств природы для жителей страны; объяснять необходимость бережного отношения человека к ним.
Метапредметные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
11 Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). Сбор информации. 1 19.11 АРМ Предметные: отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями; планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края»; оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края»; анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его
Метапредметные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; отвечать на вопросы; адекватно оценивать собственные достижения
Личностные: адекватно оценивать свои достижения
12 Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). Защита проектов 1 26.11 АРМ Предметные: отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями; планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края»; оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края»; анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его
Метапредметные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; отвечать на вопросы; адекватно оценивать собственные достижения
Личностные: адекватно оценивать свои достижения
Земля отцов – моя земля 13 13 История Кубани в архитектуре 1 03.12 АРМ Предметные: исследовать и характеризовать исторические вещественные источники; анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника; определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека; описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы; сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его истории14 Древние жилища. Современный облик края 1 10.12 АРМ Предметные: описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их; изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена; делать записи в альбоме «Моя родословная»
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы; сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его истории15 Вещи рассказывают о прошлом 1 17.12 АРМ Предметные: различать и характеризовать исторические вещественные источники; сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта; лепить образцы посуды различных времён; представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей
Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы; сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
16 Народные ремёсла на Кубани 1 24.12 АРМ Предметные: сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности; составлять вопросы для интервью с народными умельцами; наблюдать за их работой и описывать её.
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы;
сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
Личностные: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия
17 Одежда жителей Кубани 1 14.01 АРМ Предметные: анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами; анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия; делать записи в альбоме «Моя родословная».
Метапредметные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
18 Письменные исторические источники 1 21.01 АРМ Предметные: исследовать и характеризовать письменные исторические источники; собирать и хранить письменные источники в семейном архиве.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
19 Устная история родного края. Пословицы, поговорки, песни, загадки 1 28.01 АРМ Предметные: исследовать и характеризовать письменные исторические источники; собирать и хранить письменные источники в семейном архиве.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
20 Устная история родного края. Легенды и сказки 1 04.02 АРМ Предметные: исследовать и характеризовать письменные исторические источники; собирать и хранить письменные источники в семейном архиве.
Метапредметные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
21 Обычаи и традиции народов Кубани 1 11.02 АРМ Предметные: планировать и реализовывать проект «Мы дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы;
сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
Личностные: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия
22 Города и районы края 1 18.02 АРМ Предметные: перечислять города и районы Краснодарского края, выделять среди них соседние районы; показывать их на административной карте Краснодарского края; составлять рассказ об одном из районов; анализировать символику различных районов.
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы;
сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
23 Екатеринодар - Краснодар 1 25.02 АРМ Предметные: рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники; характеризовать понятие «административный центр»; объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы;
сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
24 Земля отцов- моя земля (проектная работа). Сбор информации 1 03.03 АРМ Предметные: отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями; планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Метапредметные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; отвечать на вопросы; адекватно оценивать собственные достижения
Личностные: адекватно оценивать свои достижения
25 Земля отцов- моя земля (проектная работа). Защита проектов 1 10.03 АРМ Предметные: отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями; планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Метапредметные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; отвечать на вопросы; адекватно оценивать собственные достижения
Личностные: адекватно оценивать свои достижения
Жизнь дана на добрые дела 9 26 Просветители земли кубанской 1 17.03 АРМ Предметные: фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани; сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки; анализировать причины, изменившие школу
Метапредметные: выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные: формировать положительное отношение к себе и окружающему миру
27 Защитники Отечества. 1 24.03 АРМ Предметные: рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла; планировать и реализовывать проект «Книга славы»; фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от захватчиков.
Метапредметные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
28 Наши земляки в годы Великой Отечественной войны 1 07.04 АРМ Предметные: рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла; планировать и реализовывать проект «Книга славы»; фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от захватчиков.
Метапредметные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
29 Труженики полей 1 14.04 АРМ Предметные: составлять рассказ о людях труда; анализировать качества учёных селекционеров, позволившие им добиться мировой известности; составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.
Метапредметные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
30 Радетели земли кубанской 1 21.04 АРМ Предметные: характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской»; составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать мини-энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы;
сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
31 Наши земляки – гордость страны 1 28.04 АРМ Предметные: характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской»; составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать мини-энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы;
сотрудничество с учителем и учащимися
Личностные: целостно воспринимать окружающий мир
32 Наследники земли отцов 1 05.05 АРМ Предметные: определять и обосновывать цели на будущее; сопоставлять свои цели с общественными; осознавать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы;
сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
Личностные: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия
33 Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). Сбор информации 1 12.05 АРМ Предметные: отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями; планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам»; анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Метапредметные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; отвечать на вопросы; адекватно оценивать собственные достижения
Личностные: адекватно оценивать свои достижения
34 Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). Защита проектов 1 19.05 АРМ Предметные: отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями; планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам»; анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Метапредметные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; отвечать на вопросы; адекватно оценивать собственные достижения
Личностные: адекватно оценивать свои достижения
Итого 34 3 проекта