Кружок Мой дружный класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО Методический совет Директор СОШ № 5
Протокол №-___ от____________2016 г. _________________
от____________2016 г. от ___________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОЙ ДРУЖНЫЙ КЛАСС
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Москвина Елена Николаевна
г. Рыбинск, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1.Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.
2.ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО
3. ООП НОО СОШ №5 г.Рыбинска .Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
5.Методического письма о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2016/2017 уч.г.
Данная программа является модифицированной. В её основе лежат основополагающие идеи Н.Щурковой, А.Толстых, Г.Селевко, Г.Цукерман, М М Безруких.
Общая характеристика
В современном обществе школа становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. В ряду приоритетных форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию детских объединений.
Программа « Мой дружный класс» реализует социальное направление.
Программа рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 7 - 8лет.
Программа помогает сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной дружной жизнью, без конфликтов.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Цель – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Формы и виды контроля.
конференция;
конкурс;
праздник;
родительское собрание с детьми;
психологическое тестирование.
Объективный и систематический контроль деятельности учащихся способствует формированию у них ответственности за качество деятельности, своего поведения, творческого роста. Результаты служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию внеурочной деятельности, а также для поощрения успешной работы учащихся, развитие их творческих способностей, самостоятельности и инициативы.
Ценностные ориентиры
В результате занятий обучающиеся знакомятся с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей, формируется понимание того, что требуется уважать различия между людьми, понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий. Учащиеся приучаются к совместному решению проблем и разделению труда. При выполнении заданий - это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества.
Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивается интерес учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:
1. Терпимость к чужим мнениям.
2. Сотрудничество.
3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
4. Расположенность к другим людям.
5. Снисходительность.
6. Терпение.
7. Чуткость.
8. Доверие.
9. Доброжелательность.
10. Умение владеть собой.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать собеседника.
14. Способность слушать собеседника.
15. Любознательность.
16. Чувство юмора.
Место в учебном плане
Рабочая программа расчитана на 33 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Личностные, метапредметные результаты изучения предмета
Личностными результатами внеурочной деятельности по программе являются:
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств;
культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
Метапредметными результатами внеурочной деятельности по программе являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Принципы реализации программы
принципа ценностной ориентации, предполагающего в процессе взаимодействия с детьми обеспечение акцента на ценностях жизни; деятельностностного подхода. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей; принципа целостности в воспитании, предполагающего, что нужно научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального; эгоцентрированного принципа, означающего отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности; возрастного принципа, который предполагает знание половозрастных особенностей детей;
коллективного сотворчества, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников;
воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности;
принципа природосообразности и развития, предполагающего учет закономерностей природного развития ребенка, опирающегося на психологопедагогические диагностики, обеспечивающего развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы деятельности.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающия технология направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности Степановой О.А., проветривание и генеральные уборки кабинета, введение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и другое.)
2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения к жизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии в отношениях " человек-природа", ориентация обучающихся на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре, фауне.
3. Технология накопительной оценки "Портфолио" дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
4. Проектная технология - одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
5. Технология сотрудничества - совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).
6. Коллективная технология предусматривает взаимосвязанную деятельность классного руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;
дискуссии, круглые столы, встречи с интересными людьми.
Прогнозируемые результаты:
Обучащиеся научатся:
Уважительно относиться к взрослым и сверстникам;
Управлять своими эмоциями, настроением;
Высказывать свое мнение и слушать собеседника;
Оценивать свои поступки, дорожить дружбой; уметь сопереживать, сострадать, помогать в трудные минуты; быть милосердными;
Общаться в группах и выполнять общее дело;
Уважать семейные традиции;
Уметь быть искренними, замечать и ценить положительное в окружающих людях и друзьях.
Уметь уступать друг другу, дорожить дружбой, выходить из конфликта, не унижая других;
Соблюдать правила этикета дома, в школе, в общественных местах;
Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к носителям других духовных и национально-культурных традиций.
Строить диалог с представителями других народов с учётом уровня владения ими русским языком, оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности
Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении ролевых и психологических игр
Излагать правила и условия проведения ролевых и психологических игр
Взаимодействовать в парах и группах при проведении ролевых и психологических игр
Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и игровых задач
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой деятельности
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Содержание предмета:
1раздел (1ч.) Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.) Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3 раздел ( 6ч.) Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.) Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.) В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел . Итоговые занятия. ( 2 ч.)
Что мы узнали и чему научились. Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят.
№ п/п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Я среди людей
6
3
3
3.
Речевой этикет
6
2
4
4.
Культура поведения
12
6
6
5.
В мире сказок.
6
-
6
6.
Заключительное занятие
2
-
2
Итого:
33
12
21
Описание материально – технического обеспечения образовательного
№п /п
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.
Количество
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция )
Романюта В.Н. Ты и твои друзья. – Москва: Аркти,2002.
1
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –Москва: Просвещение, 1982.
1
Рахманинова И.В. Вместе играем, учимся, переживаем.- Москва: «Школьная Пресса», 2005.
1
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию – Москва: «ВАКО», 2006.
1
Персидская И.В. Классные часы.- Волгоград: Учитель, 2006.
1
Соколова О.А. Мир общения (этикет для детей). – Санкт-Петербург: КАРО, 2003.
1
2
Печатные пособия
3
Технические средства обучения
Компьютер. Мультимедийный проектор.
Колонки. Принтер
1
4
Экранно – звуковые пособия
Интерактивная доска
1
5
Игры и игрушки
-
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
oopt.info/khanka/index.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
progressprim.ru/news/ecology/2010-05-20-00727.htm
ussur.net/news/17339/
spasskd.ru/index.
www.mojgorod.ru/primor_kraj/spasskdalni/index.html[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тематическое плпнирование
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
Формируемые УУД
Характеристика деятельности обучающихся
1.
Вводное занятие
1
2.
Я среди людей
6
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе.
Осознать свою новую социальную роль; развивать аналитико-синтетическое восприятие; учиться работать в парах; дорожить дружбой; стремиться дружить с окружающими;
уметь сопереживать, помогать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя; учиться быть милосердными; уступать друг другу; выходить из конфликта, не унижая других; понимать, что доброе слово лечит;
выполнять правила поведения не только в школе, но и на улице,
узнавать себя по описанию одноклассников,
знать правила хорошего тона,
читать сказки об этикете,
дискутировать о пользе маленького дела и вреде большого безделья,
общаться и находить друзей в классе, узнавать мудрые высказывания великих людей об этике общения.
Использовать знания правил этикета в отношениях с окружающими,
закреплять полученные правила по правилам поведения на дороге, в транспорте, местах отдыхах, на практических занятиях,
научиться дарить радость другу,
использовать правила этикета в общении с окружающими,
осознавать свою значимость в коллективных мероприятиях,
осознавать значимость мнения коллектива, классифицировать общее и особенное для мальчиков и девочек.
Создавать в игре проблемные ситуации в отношениях с окружающими и находить выход из них, условия для более близкого знакомства в микрогруппе; общаться в игре, выполнять правила игры;
использовать слова – извинения, учиться не реагировать на обидные слова;
развивать наблюдательность, внимание, память, наблюдательность, воображение, пространственную ориентацию, логическое мышление; обогащать словарный запас, стимулировать внутригрупповое общение.
3.
Речевой этикет
6
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.
Научиться этике общения, умению слушать и слышать собеседника;
правильно строить предложения, составлять рассказ;
общаться в игре, выполнять правила игры,
правилам этикета: использовать полученные знания на практике,
выделять поведенческие отличия мальчиков и девочек;
создавать в игре проблемные ситуации в отношениях с окружающими и находить выход из них;
использовать слова – извинения;
дарить радость окружающим добром и вежливыми словами;
управлять своими мимикой и жестами,
различать понятия слов: слушали, услышали, прослушали;
работать, развиваться и отдыхать коллективно,
разговаривать по телефону.
4.
Культура поведения
12
Коммуникативные: приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Личностные результаты:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Закреплять полученные правила по правилам поведения на дороге, в транспорте, местах отдыхах, на практических занятиях;
научиться дарить радость другу;
использовать правила этикета в общении с окружающими;
осознавать свою значимость в коллективных мероприятиях, значимость мнения коллектива.
5.
В мире сказок.
6
Личностными результатами внеурочной деятельности по программе являются:
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств;
культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
Метапредметными результатами внеурочной деятельности по программе являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Стараться делать добро.
Бояться обидеть человека.
Любить и прощать людей.
Поступать по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к небе.
Познавать мир и себя.
Не лениться и не искать оправдания собственным слабостям.
6.
Заключительное занятие
2
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Использовать знания правил этикета в отношениях с окружающими;
пробуждать стремление с любовью относиться к родным, близким, окружающим людям.
Итого:
33
Поурочное планирование
№
п/п
Содержание раздела, темы
Содержание, методические приемы
1 раздел Вводное занятие (1ч)
1
Давайте познакомимся.
Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»
2 раздел (6ч.) Я среди людей.
2
Кто я и как выгляжу.
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
3
Что в нашем имени.
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
4
Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
5
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
6
Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
7
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3 раздел ( 6ч.) Речевой этикет.
8
Что такое этика и этикет
Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
9
О вежливых словах и их применении.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
10
Правила знакомства, представления и обращения
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
11
Правила приветствия и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
12
Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
13
Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
4 раздел ( 12ч.) Культура поведения.
14
Отношение к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
15
Отношение к учителю
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
16
Отношение к малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
17
Как вести себя в школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
18
Правила поведения в столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
19
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
20
Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
21
Как правильно разговаривать по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
22
Правила поведения в общественном транспорте
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
23
Как вести себя в общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
24
Правила поведения в театре и кино
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
25
Поведение в библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
5 раздел (6ч.) В мире сказок.
26-27
Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
28-29
Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
30-31
Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
6 раздел . Итоговые занятия. ( 2 ч.)
32-33
Что мы узнали и чему научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
15