Рабочая программа по внеурочной деятельности Географ-следопыт
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа составлена на основе программы курса Аксенова М.Ю.
География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук.
В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Именно география, как мировоззренческий междисциплинарный предмет, должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа факультативного курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.
Программа рассчитана на 34 часа занятий, где учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку.
Цель программы «Географ-следопыт»: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи программы:
- развивать личную ответственность школьника за всё происходящее в окружающем мире;
- развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 1 год (34 часа) Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса « Географ-следопыт» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
- производить простейшую съемку местности;
- понимать принцип действия различных приборов: солнечных часов, гномона, теллурия, флюгера, анемометра и др;
- освоить метод моделирования космических тел: Солнца, Земли, Луны;
- вести простейшие наблюдения элементов погоды.
Регулятивные умения:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные учебные умения:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, сбор информации, ее преобразование.
Коммуникативные учебные умения:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом.
Тематический план
№
п/п Тема Кол-во часов
1 Введение 2
2 Земля - планета Солнечной системы 3
3 Внутреннее строение Земли 6
4 Атмосфера 6
5 Водная оболочка Земли 6
6 Биосфера 10
7 Обобщение 1
Календарно-тематическое планирование (6 а класс)
№ п/п Планируемая дата Фактическая дата Тема Кол-во часов Характеристика учебной деятельности
Введение 2 1 Почувствуем себя древними географами 1 -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-умение управлять своей познавательной деятельностью;
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - оценивать достигнутые результаты; -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
2 Принцип работы гномона 1 Земля-планета Солнечной системы 3 3 Глобус-модель Земли 1 -определение цели обучения; - умение формулировать для себя задачи;
- умение выдвигать версии решения проблем;
- умение создавать обобщения, создавать аналогии;
- определять возможные источники необходимых сведений;
- умение отстаивать свою точку зрения,приводить аргументы и подтверждать их фактами;
- уметь договариваться с людьми иных позиций.
4 Я-фенолог-наблюдатель 1 5 Теллурий: модель «Земля- Луна – Солнце» 1 Внутреннее строение Земли 6 6 Строим свою модель Земли 1 -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты; - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
7 Создаем конструктор литосферных плит 1 8 Коллекция горных пород и минералов 1 9 Почувствуем себя учеными-сейсмологами 1 10 Принцип работы нивелира 1 11 Почувствуем себя топонимистами 1 Атмосфера 6 12 Изготовление простого барометра 1 -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты; - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
13 Изготовление флюгера 1 14 Составление розы ветров 1 15 Изготовление дождемера 1 16 Изготовление термометра 1 17 Почувствуем себя метеорологами-синоптиками 1 Водная оболочка Земли 6 18 Изучение свойств воды 1 -умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- умение определять понятия;
- создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для познавательных задач;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение отстаивать свою точку зрения,приводить аргументы и подтверждать их фактами;
- уметь договариваться с людьми иных позиций.
19 Почувствуем себя мореходами 1 20 Игра «Знатоки морских названий» 1 21 Почувствуем себя гидрологами 1 22 Принцип «работы» родников 1 23 Почувствуем себя фольклористами 1 Биосфера 10 24 Почувствуем себя палеонтологами 1 -умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- умение определять понятия;
- создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для познавательных задач;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение отстаивать свою точку зрения,приводить аргументы и подтверждать их фактами;
- уметь договариваться с людьми иных позиций.
25 Древние животные Земли 1 26 Составление фотоколлажа «Животные и растения тропиков» 1 27 Составление маршрута для туриста 1 28 Создаем географическую игротеку 1 29 Создаем географическую игротеку 1 30 Игра «Узнай растение и животное» 1 31 «Погружение» в глубины Атлантического океана 1 32 Конкурс презентаций «Мир природных зон» 1 33 Почувствуем себя экотуристами 1 Обобщение 1 34 Конкурс проектов. Итоговое занятие 1 - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; - умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;
- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
Методическое обеспечение.
Материалы для учителя:
Учебно-методическое пособие по географии 5-6 класс/ под. ред. Аксенова М.Ю.- Ульяновск, 2013г.
Оборудование:
Глобус, компас, термометр, барометр, нивелир.
Модели форм Земли.
Интерактивная доска, компьютер.
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно- научного содержания.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от «___»_____________2015г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам.директором по УВР
________ Соловьева Т.А.
от «__»______ 2015г.