Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Тема. Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Цели урока.
- Совершенствовать навыки устного о и письменного счета в пределах 100; - Развивать логическое мышление, внимание, память;
- Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, товарищества,
дисциплины.
Оборудование. Рисунки кота Матроскина, обезьяны, мышей, кораблей, рыбок, попугая, острова, капелек; геометрический материал. Ход урока
1. Организационный момент
Девиз урока: «Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться»
Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок математики. К нам в гости пришел кот Матроскин и приглашает нас отправиться в морское путешествие. Кто за то, чтобы совершить путешествие вместе с котом Матроскиным?.
2. Постановка темы урока
На протяжении всего урока, мы совершим путешествие, будем закреплять знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100. Свое путешествие мы совершим на корабле «Дружба».
Вы знаете, путешественники ведут дневники наблюдений. Вашим дневником наблюдений будет рабочая тетрадь, в которой вы будете вести все необходимые записи. Запись оформлять четко и аккуратно.
Откроем дневник наблюдений, первая наша запись число и месяц, когда мы отправляемся путешествовать.
3. Устный счет
Кот Матроскин приглашает нас подняться на палубу корабля, но для этого необходимо прочитать следующие числа, записанные на ступеньках корабля. Чтение чисел 82, 30, 73, 45, 62.
Мы выполнили задание, поднялись на палубу корабля, перед нами каюты с номерами: 11, 9, 17, 20 наша задача занять из четырёх три номера, определив лишнее число. Какое число лишнее и почему?
-Число 9 лишнее, так как оно однозначное.
Что можно сказать о данном числе?
-Число 9 самое наибольшее однозначное число.
- Увеличьте лишнее число на 10, 20, 30?
- 19, 29, 39.
А теперь, ребята посмотрите, что же за цифры стоят у вас на партах.(11,20,17)
Как вы думаете, что обозначают эти цифры?
Да, это номера кают.
4. В морское путешествие невозможно отправиться без капитана, для этого необходимо выбрать, кто же будет капитаном нашего корабля «Дружба». Капитан корабля будет мне помощником в течение всего нашего путешествия. Приглашаю 2 учащихся (Записать на доске)
482746747356 – 20 = 73 + 7 =
64 + 3 = 48 – 20 =
(42 + 8) + 10= 59 – (7 + 2) =
0056 – 20 = 73 + 7 =
64 + 3 = 48 – 20 =
(42 + 8) + 10= 59 – (7 + 2) =
- Вокруг данных примеров кораблики, на парусах которых числа, являющиеся ответами к данным выражениям, количество корабликов соответствует количеству примеров. Будущие капитаны должны быстро и правильно подвести кораблики к нужным примерам, не посадив их на мель. Кто это сделает быстро и без ошибок, тот будет капитаном нашего корабля.
После решения примеров выбирается капитан. Выбрали капитана корабля «Дружба», все готовы в путешествию. Ребята, все задания выполняете вместе, дружно в каюте, помогаете товарищам. Ваши знания будут оцениваться вот этими звёздочками. Правильный ответ – красная звёздочка, одна ошибка – синяя, неправильный ответ - зелёная. В конце урока посмотрим, как вы работали, и кто какие получит оценки. Ну, а теперь скажем волшебные слова и отправимся в наше путешествие:
Д. Плыви, плыви кораблик
На запад, на восток.
Канаты -- паутинки,
А парус лепесток.
5. Ребята, раньше на нашем корабле жили мышки, но как только появился кот Матроскин, мышки куда - то исчезли. Видимо испугались Кота. Мне почему-то кажется, что они где-то у вас. Посмотрите внимательно. Нашли! Берите мышек и выходите к доске. (Учитель до начала урока незаметно кладет в тетради нескольких учеников рисунки мышек. У каждой мышки в лапках корзинка с м гпззавкнаше путешествие:аботали и кто какие получит наградырищам.числами 63, 22, 1 7, 74, 97, 39 и задание: назвать соседей одного из чисел). — С помощью мышек мы повторили устную нумерацию чисел в пределах 100. А кот Матроскин больше не будет обижать мышат.
Капитан, все ли в море спокойно? (Капитан смотрит в бинокль)
Капитан. Впереди корабля резвятся рыбки.
Ребята, кот Матроскин приглашает вас взять удочки и порыбачить
Игра «Математическая рыбалка». Учащиеся ловят (снимают) рыбку, называют ответ выражения, который записан на обратной стороне рыбки, если ученик называет ответ выражения правильно, то он рыбку поймал.
17 – 8 = 11 – 6 = 8 + 9 = 12 – 9 = 14 – 7 = 4 + 7 = 8 + 3 = 14 – 6 = 16 – 8 = 7 + 8 =
Каких красивых рыбок мы с вами наловили, пусть останутся вам эти рыбки на память об этом уроке. Пока мы с вами рыбачили, наш корабль сел на мель.
6. Задачу в стихах читает учитель.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
А матросы всю неделю
Карамель на мели ели.
Посчитай, за сколько дней
Матросы съели карамель? (За 7 дней)
Молодцы, ребята! Наш кораблик плывет дальше и впереди у нас острова, дружно живут звери и птицы.
7. Закрепление пройденного материала
Наш кораблик подошел к острову «Обезьян», на этом острове дружно живут забавные обезьянки. Одна из них пожелала угостить нас бананами. А бананы не простые, а волшебные их можно будет съесть только в том случае, если верно выполнить задания (они записаны на бананах)
Физкультминутка
Забавные обезьянки предлагают нам веселую разминку.
Рыбки в озере плескались
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Дети выполняют разминку для рук несколько раз)
8. Закрепление пройденного материала (продолжение)
У. Наш корабль плывет дальше, и мы с вами подплыли к острову «Говорящего попугая».
Нас ожидает интересное задание, которое нам предлагает «Говорящий попугай».
70 + 5 = 78 – 3 = 76 – 1 =
94 – 10 = 66 – 1 = 64 + 5 =
95 – 20 = 74 + 1 = 80 – 5 =
100 – 30 = 70 – 5 = 60 + 5 =
Найти выражения с ответом «75, подчеркнуть этот пример. Кто раньше? С каждой каюты по 1 ученику.
Молодцы, ребята!
Капитан, все ли в море спокойно?
Что это там показалось впереди?
Капитан. Да это же пиратский корабль!
Ребята, пираты хотят напасть на наше судно. И пока мы не выполним их задания, они нас не пропустят. Вашим оружием будут ваши знания и умения. Приготовиться к математическому бою! За каждое правильно выполненное задание пират снимается с корабля.
4 дм * 40 см 50 см * 8 дм 17см* 1 дмКапитан. Объявляю благодарность самым смелым и умным матросам нашего корабля! А что это там, на палубе нашего корабля?
Капитан. Да это же вода! Кто-то из пиратов успел пробить борт корабля. Ищите пробоину. Наша задача — устранить ошибки и спасти корабль.
На доске примеры с ошибками. Каждый неверный ответ в примере — пробоина на корабле.
32 + 2 = 35 24 + 4 = 29 81 + 7 = 90
67 – 7 = 61 65 + 5 = 71 43 – 20 = 21
Дети выполняют задание.
Молодцы! Вы настоящие путешественники, смелые и сообразительные. Мы успешно победили пиратов и подошли к острову «Сокровищ», где спрятан ценный клад. Перед нами карта этого острова. Чтобы узнать, где спрятан клад, необходимо решить задачу.
В море вышло 10 больших яхт, а маленьких на 2 меньше. Сколько всего яхт вышло в море?(Ответ задачи зашифрован числом на карте. Кто первый задачу решит самостоятельно, решает у доски с комментированием) Вот мы и нашли то место, где спрятан ценный клад.
Кот Матроскин доволен вашей работой во время морского путешествия. Все задания, которые встречались у вас на пути, вы выполнили быстро, правильно и аккуратно.
XI. Итог урока
С каким настроением вы уходите с урока?
А теперь давайте улыбнемся, друг другу и поблагодарим кота Матроскина, всех героев нашего путешествия за интересное и увлекательное морское путешествие.
Так как Матроскину понравилась ваша работа на уроке и мне конечно.