Беседа Береги зубы смолоду


Береги зубы смолоду!
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа
Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Цель: ознакомить детей со строением зубов человека; формировать у детей представление о заботливом отношении к своим зубам; расширить их знания о том, что полезно и что вредно для зубов.
Задачи: познакомить со строением и заболеваниями зубов человека; прививать важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; воспитывать здоровый образ жизни.
Оборудование: изготавливается бумажная модель одного “веселого” зуба и одного “грустного” зуба; карточки с изображением различных предметов (чашка, карандаш, морковь, зубная щетка, мороженное и др.), презентация; зеркала (одно большое, маленькие на парту, зубная щетка в футляре (каждый ребенок приносит свою щетку).Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Форма проведения: беседа.
Отгадайте загадки.
Полон хлевец Белых овец. (Зубы.)
Худая девчонка – Жесткая челка, Днем прохлаждается, А по утрам да вечерам Работать принимается: Голову покроет Да стены помоет. (Зубная щетка.)
Белая река В пещеру затекла, По ручью выходит – Со стен все выводит. (Зубная паста.)
Серебряна труба, Из трубы – вода, Вода бежит и льется В белизну колодца, На трубе – два братца, Сидят да веселятся. Один в кафтане красном, Второй – в голубом, Оба друга - братцаЗаведуют водой. (Умывальник.)
Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо и хлеб – всю добычу мою – Я радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)
Волосистою головкой В рот она влезает ловко И считает зубы нам По утрам и вечерам. (Зубная щетка.)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Для чего человеку нужны зубы? Смог бы он обойтись без них?
- Что помогает переваривать пищу?
Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.
А сейчас посмотрите в зеркало на зубы. Они крепкие, белые, красивые, потому что здоровые. Зубы словно забор, выстроились в два ряда – вверху и внизу. Они крепко держатся на месте, потому что зубы, как дерево, которое крепится в земле корнями, прикрепились своими корнями к десне. Корни зубов, также как корни деревьев, мы не видим их, они находятся внутри десны.
У детей, пока они ходят в детский сад (в школу), зубки непостоянные, они называются молочными. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали , на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Заботиться о зубах надо постоянно и тщательно, потому что при потере коренного зуба новый на его месте не вырастает. А пустота на месте зуба - это некрасиво и неприятно.
Вначале появляются большие коренные, резцы, затем малые коренные, клыки и вторые коренные зубы. Уже позже появляются “зубы мудрости” или третьи большие коренные зубы.
III. Форма проведения: Анализ ситуации.
В небе солнышко светило,На лугах цвели цветы,Веселились дети лихо,Развлекались, как могли.Только Кате не до смеха:У нее во рту “потеха”,Заболел молочный зуб,Рот “подушечкой” припух.Наша Катя не играет,На качели не бежит,Слезы горькие глотает,Рот закрыла и молчит.Ей сочувствуют подруги.Утешают от души:Не грусти, забудь о зубе,Нас попробуй - рассмеши...Только как же тут забыться,Боль мешает ей играть,Молоточком злым стучится,Как помочь ее унять?
- Как вы думаете, почему болел зуб у Кати? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
- Почему появилось повреждение?
- Что вы предпринимаете, когда у вас болит зуб?
IV. Форма проведения: Продолжение беседы.
Снаружи зубы покрыты белой эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если зубами разгрызать орехи или твердые конфеты, а ещё хуже брать в рот всякие предметы, например, карандаши, игрушки, палочки, то на зубах появляются дырочки (кариес). (Можно использовать рисунок – строение зуба).
Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех частей:
Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем, она прикрыта десной.
Дырка в зубе всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам...
Болеют зубки и тогда, когда за ними забывают ухаживать: не чистят после еды, не полощут рот, а еще когда не лечат большие дырочки в зубах. Если повреждение в зубе маленькое, то доктор быстро и без боли залечит. Но когда маленькая дырочка превращается в огромную дырку, вылечить и спасти такой зуб почти невозможно.
V. Форма проведения: Практикум “Нарисуй зубик”.
Детям предлагается нарисовать один из вариантов зубика – “веселый” или “грустный”, объяснить свой выбор темы рисунка; рассказать, кто поможет (помогает) зубику.
VI. Форма проведения: Опрос фронтальный. Зачем человеку зубная щетка?
- Как надо ухаживать за зубами? (После каждой еды, а также утром ивечером полоскать рот или чистить зубы.)
- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами?
(Зубную щетку, пасту.)
Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть. Менять раз в 3 – 4 месяца.
- Как правильно чистить зубы?
VII. Форма проведения: Практикум “Чистка зубов”.
(Выполняют все дети.)
Производят короткие движения, располагая зубную щетку под углом к зубу.
Зубную щетку располагают под углом к зубу, производят выметающие движения от десны к краю зуба.
Зубную щетку располагают горизонтально и производят движения вперед – назад.
Зубную щетку располагают вертикально, направление движения – от десны к режущему краю зуба.
Заканчивают чистку зубов круговыми движениями щетки с захватом зубов и десен при сомкнутых челюстях.
Зубы в стадии прорезывания чистят горизонтальными движениями вперед – назад, располагая зубную щетку, как показано на рисунке.
Не забудьте почистить язык.
VIII. Разучивание стихотворения.
Как поел, почисти зубки.Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты, Очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. И тогда улыбки светСохранишь на много лет!
Вывод.
Вот эти 6 правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми и тогда он будет здоров. Каждый человек должен следить за своими зубами и тогда он будет здоров. Он всегда будет жить в городе “Ослепительной улыбки”. Нельзя забывать, что зубы - это зеркало организма и отношения к своему здоровью.
IX. Итог урока
- Почему за зубами нужно ухаживать?
- Сколько раз в день нужно чистить зубы?
- Расскажите, как надо беречь зубы?
- Что зубами не грызть и почему?
- Какой предмет поможет вам всегда содержать зубы в чистоте?
- Как и где нужно хранить зубную щетку?
Много сладкого есть – опасно для зубов!
Урок закончен. Спасибо.