ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ
Направления взаимодействия ДОО и семьи
Социальное партнерство.
Информирование родителей.
Педагогическое просвещение.
Консультирование родителей и поддержка семьи.
Обучение родителей.
Цель взаимодействия: дать возможность детям дошкольного возраста и родителям вместе, радостно проживать уникальный по своим возможностям период восхождения к МИРУ взрослых, когда малыш особенно нуждается в общении с родителями, чтобы лучше понять друг друга, позитивно оценить семейные традиции.
Для нас важно:
Ориентироваться на общие и индивидуальные особенности развития ребенка-дошкольника в семье и детском саду, оказывать помощь и поддержку воспитывающим взрослым.
Относиться к ребенку и взрослому как к уникальной саморазвивающейся системе, имеющей право на особенность, творчество, успехи и неудачи.
Обеспечивать успешное взаимодействие взрослых и детей.
Причиной формирования определенного отношения к здо-ро-вью являются непосредственно взрослые, как носители определенных физических и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка. Взрослые должны помнить, что малыш не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу или указание. Один из способов воздействия на малыша – игровые действия с любимой игрушкой, которая в игре становится главным действующим лицом. Следуя
правилам игры, ребенок должен помогать игрушке выполнять нужные действия: делать зарядку, умываться, одеваться на прогулку, убирать со стола, ложиться спать и т. д. Подобный прием можно использовать при проведении неприятных процедур: инъекций, прививок, приема таблеток и др.
Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни
здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. В возрасте 3–4 лет малыш должен сам раздеваться
одеваться, класть вещи на свое место. К 7 годам необходимо сформировать привычку мыть руки перед едой и после туалета, чистить зубы утром и
вечером. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание.
Формы работы.
Сочинение – метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме). Данный метод широко используется как в социально-педагогической, так и в социально-психологической диагностике. Например, методика «Родительское сочинение» предоставляет превосходную возможность увидеть детско-родительские отношения глазами родителя. «Она представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, выявить особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком»*.
Консультация. Одна из форм индивидуальной работы с семьей в плане оказания помощи – через консультативную деятельность. Консультации для родителей проводят заведующий детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты. Тематикаи содержание консультаций самые разнообразные.
Родительские собрания. Среди различных форм общения педагогов детского сада с родителями по своей популярности первенство сохраняют групповые родительские собрания.
Известно, что групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Действительно, чтобы успешно воспитывать ребенка, родителям важно знать особенности воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания.
Информационные стенды – наглядная форма взаимодействия и предъявления информации. Для членов семьи воспитанников на стендах целесообразно размещать информацию трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную.
Стратегическая информация – это необходимые для родителей сведения о задачах развития ДОО на перспективу, о реализуемой образовательной программе.
Тактическая информация – сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная информация – сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях и т. д.).
Памятки. Памятка – хорошо структурированный, короткий текст, напоминающий, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству
с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых
детском саду мероприятий для детей и родителей (на родительских собраниях, конференциях, консультациях и т. д.). Если семья по той или иной причине не участвовала во встрече, она может
получить памятку в индивидуальном порядке с соответствующими устными рекомендациями.
Рукописные газеты и журналы. Целью издания в детском саду газет и журналов является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству.
Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников, о жизни ребенка в детском саду (нередко в юмористической форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом
то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.
Устные журналы. Отличие устного журнала от рукописного в непосредственной подаче информации родителям по интересующим их вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и семье. Устные журналы являются постоянной формой информирования и могут чередоваться с рукописными. Отличительными качествами представленного
устном журнале материала должны быть новизна и оригинальность. Достигнуть этого возможно, приглашая в детский сад на встречу с педагогами и родителями ведущих специалистов в области дошкольного образования (психологов, педагогов, социологов), медицинских работников, заслуженных деятелей культуры и др. Конечно, сделать такими все журнальные страницы нелегко, но журнал не получит дальнейшего развития, если в каждом номере не будет хотя бы
несколько материалов, организованных по этому принципу. Как и периодическое печатное издание, устный журнал не терпит повторений в содержании и форме своих материалов.
Анкетирование – метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.
Важным элементом анкеты является обращение к родителям. Возможны различные варианты обращения: «Уважаемые родители», «Уважаемые мамы и папы». Следующий элемент анкеты – преамбула. Недооценивать ее значение нельзя. От того, как вы определите цель опроса, раскроете смысл и ценность его проведения, а также предоставите объяснения по заполнению анкеты, зависит отношение родителей к анкетированию.
День открытых дверей – форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семьи) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения, программой его
развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс, наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержке воспитателей)
в разнообразную совместную деятельность с детьми. В этот день важно познакомить семью со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами) и пригласить к взаимодействию вразличных образовательных направлениях: физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетическом, эколого-краеведческом и др.
Выставка рисунков и литературы – собрание предметов (рисунков,фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.