Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №4"
г.Гая оренбургской области
Разработка урока по литературе
в 8 классе по теме
«Береги честь смолоду»
по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
(с применением технологии критического мышления)
Разработала учитель
русского языка и литературы
Яикбаева А.И.
2015-2016 учебный год
Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" .
Задачи:
Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Тип урока: урок-обобщение
Применяемые на уроке технологии:
1) технология критического мышления;
2) технология применения ИКТ.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести "Капитанская дочка", компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
"Береги платье снову,
а честь смолоду".
Пословица
I. Орг. момент. (приветствие)
II. Стадия "вызова".
Учитель обращает внимание на эпиграф к уроку (на экране)
- Откуда взяты эти слова? (из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
- Мы завершаем изучение произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Как, по-вашему, может быть сформулирована тема сегодняшнего урока? (обобщающий урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка", урок-обобщение)
- Итак, запишите в тетрадях тему урока (высвечивает тему урока на экране).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (учащиеся формулируют цели и задачи урока)
Открываем «шторку» на интерактивной доске, читаем цели и задачи урока.
III. Работа по теме урока. Стадия "осмысления".
1. Приём "Верные - неверные утверждения"
Работая над произведением, мы уже много говорили об исторической основе повести, об истории создания повести. Давайте, подытожим наши знания.
У вас у каждого на парте лежит распечатанный листок с утверждениями. Напротив верных утверждений ставьте знак "+", напротив неверных утверждений - знак "-".
1) Время написания повести:
- Повесть "Капитанская дочка" написана сразу после окончания Царскосельского лицея.
- Повесть "Капитанская дочка" написана сразу после окончания Отечественной войны 1812 года.
- Повесть "Капитанская дочка" написана в последние годы жизни писателя.
2) Прототипом Петра Гринёва в повести стал:
- Офицер Шванвич, перешедший на сторону Пугачёва.
- офицер Башарин, побывал в плену у Пугачёва, но бежал из него.
- Офицер, подозреваемый в "сообщениях со злодеями", но по следствию оказался невинным и был освобождён.
3) В повести рассказывается о событиях, произошедших в период правления:
- Екатерины II;
- Пётр III.
2. Приём "Тонкие-толстые вопросы" (работа в парах)
- "Тонкие" и "Толстые" вопросы помогут нам проверить. насколько вы хорошо знаете содержание повести. Работая в парах, попробуйте составить и задать вопросы друг другу (На экране таблица).
Тонкие
вопросы Толстые
вопросы
Кто...?
Что...?
Когда...?
Как звать...?
Было ли...?
Верно ли ...?
Мог ли…? Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Озвучить несколько вопросов для класса.
3. Приём "Кластер" (работа в группах)
Задание:
- Составить "Кластер" к названию произведения. Записать свои ассоциации к словам "Капитанская" и "дочка"
Капитанская дочка
честь долг отчизна служба дом семья любовь
офицер присяга верность уважение

Учащиеся зачитывают свои варианты. Условие - не повторяться.
4. Приём "Синквейн" (работа в группах)
- Как вы думаете, кто является главным героем повести "Капитанская дочка"?
- Да, одним из главных героев является Пётр Гринёв. Охарактеризуйте Петра Гринёва, используя приём "Синквейн".
На экране высветить схему.

Приблизительный ответ учащихся:
Пётр Гринёв
Честный, благородный
Не предаст, не струсит, любит
Пётр Гринёв - человек чести и долга
Честь
5. Приём "Корзина идей" (работа в группах)
- В центре внимания в повести Пётр Гринёв. Почему же автор, А.С.Пушкин, назвал своё произведение "Капитанская дочка"?
Учащиеся совещаются, записывают свои предположения в тетрадях. Затем один человек от группы зачитывает ответ.
IV. Стадия рефлексии.
1. Беседа по вопросам:
- Было ли интересно читать повесть?
- Что для вас осталось не понятым?
- Чему вас учит повесть?
V. Домашнее задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом?
Написать сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».