Классный час Кариес: береги здоровье смолоду
Классный час по теме "Кариес: береги здоровье смолоду. " Цель урока: формирование знаний и навыков у обучающихся по сохранению здоровья полости рта и зубов человека.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и мерами их профилактики.
Повторить основные правила по уходу за зубами.
Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Развивать умение анализировать, высказываться по данной теме.
Оборудование: схема «Строение зуба», презентация, раздаточный материал.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Учитель. – Девиз сегодняшнего занятия прочитайте на доске: « В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся! Сам себе я помогу и здоровье сберегу!» ( читают хором)
-Посмотрите, как прекрасны ваши улыбки. (слайд)
-Но совсем не хочется улыбаться, когда болят зубы.
-У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки).
-Поэтому на занятии познакомимся с заболеваниями зубов и найдем способы профилактики.
2.Работа по теме урока.
а) Причины болезни зубов.
Стих « Как у нашей Любы»
(С.В Михалков)
Как у нашей Любы Папа Любочку жалеет,
Разболелись зубы: Из бумаги куклу клеит-
Слабые, непрочные- Чем бы доченьку занять.
Детские, молочные… Чтобы боль зубную снять.
Целый день Тут же бабушка хлопочет,
Бедняжка стонет, Дать совет полезный хочет-
Прочь своих подружек гонит: Как лечили в старину.
- Мне сегодня не до вас!
Только дедушка спокоен-
Мама девочку жалеет. Он бывалый, старый воин,
Полосканье в чашке греет, Не одну прошёл войну.
Не спускает с дочки глаз. Заглянул он внучке в рот:
- Всё до свадьбы заживёт!
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
- Почему появилось повреждение? (Нельзя грызть орехи, есть очень холодную и очень горячую пищу, есть много сладкого.)
- А что посоветовали бы вы в этой ситуации? (обращаться к врачу)
- Как называется врач, который лечит зубы? ( стоматолог)
- Для чего человеку нужны зубы? (Зубы помогают переваривать пищу, они способствуют произношению звуков, украшают лицо)
Учитель: Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). (Показ слайдов ) . Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:
Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта.
Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти.
Шейка – часть зубов, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта де- сной.
Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать, остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на каждой челюсти. Впереди находятся 8 резцов. Ими легко перекусывать или откусывать. За ними - 4 крепких клыка (по 2 зуба на каждой челюсти)
Дырка в зубе – это всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…
-Перечислите причины, по которым могут болеть зубы. (слайд)
Редко чистил зубы.
Ел яблоки.
Ел много сладкого.
Грыз орехи.
Ел морковь.
б) Распознавание вредных и полезных продуктов (работа в группах)
-Перед вами лист. (Приложение )Обведите буквы, справа от которых находятся вредные для зубов продукты.
Что обвели? Прочитайте, какое слово получилось? (кариес)
Употребление сладостей может привести к зубной болезни, которая называется кариес.
Посмотрите, как он выглядит. (слайд 3)
-Прочитаем, что такое кариес. (Это образование дырок в твёрдых тканях зуба.)
в ) Работа с текстом «Пища и зубы» (индивидуальная работа)
-Прочитаем, как он образуется. (Приложение)
-Возьмите красный карандаш. Закрасьте ответы на мои вопросы.
Какие микроорганизмы размножаются во рту? (бактерии)
Что помогает их росту? (сахар)
Что выделяют бактерии? (кислоту)
Как называется смесь бактерий, сахара, кислоты? (налётом)
-Составим формулу образования зубного налёта. (б+с+к=зн)
-Бактерии зубного налёта выделяют кислоту. Кислота разъедает эмаль , и что образуется?
(К+Э=КАРИЕС)
Значит, главный враг зубов -это что? (кислота) Выделим красным цветом.
-Что не выбрали? Почему?
-Действительно, фрукты и овощи полезны, а вот сладкое вредно.
Исследовательская лаборатория
- А теперь мы с вами отправляемся в исследовательскую лабораторию и проведём опыт. Он называется «Влияние кислоты на зубную эмаль». Эмаль зуба – самая прочная ткань нашего организма. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но со временем от кислотных воздействий и эмаль может разрушиться!
Для опыта я беру яйцо, т.к. его скорлупа имеет схожее строение с эмалью зубов и содержит главный элемент-кальций.
( учитель показывает яйцо, дети проверяют его на твёрдость, постучав палочкой по скорлупе. Яйцо опускается в стакан с уксусной кислотой на 10-15 минут) Цель нашего опыта – узнать, как кислота влияет на эмаль зубов?
Учитель. – Пока продолжается опыт, давайте посмотрим, что бывает, когда дети плохо ухаживают за своими зубами. (видеоролик «В гостях у доктора стоматолога»)
Игра «Да и нет»
А сейчас спрошу вас, Саши,
Сони, Жени и Наташи,
Томы, Вани и Сережи,
Димы и Алеши тоже,
Признавайтесь, Маши, Любы,
Часто ль чистите вы зубы?
Молодцы, я всем вам верю,
Но ваши знания проверю.
Если дам совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите хором: «Нет!»
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший-
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Говорила маме Люба:
-Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Будет ваш каков ответ?
Молодчина Люба?
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.Это правильный совет?
Запомните совет полезный:
Грызть нельзя предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Результаты опыта
- Обратите внимание на яйцо. ( С помощью палочки учитель надавливает на яичную скорлупу. Скорлупа стала мягкой, её разрушила кислота.)- Сделайте вывод. ( кислота точно так же разрушает эмаль зубов; необходимо чистить зубы или полоскать рот после еды)
Практическое занятие
- Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный зубы.
- Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)- А что, ребята, происходит, когда временный зуб выпадает? (На его месте выпадает постоянный)
- Этот постоянный зуб будет служить человеку всю жизнь.
- Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.
Интересные факты
- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.
- Если вы найдёте в классе спрятанные зубки, то узнаете об этих обычаях.
(Дети находят зубки в разных уголках класса, читают народные обычаю, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)
-У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.
-Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: « превратись зуб в Они» (Они – это японское чудовище, у которого крепкие зубы).
- У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит « чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица – символ удачи).
- В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!
- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
Конкурс «Грызуны»
- Ребята, посмотрите, Супер Бобёр передал вам морковки, яблоки, груши, чтобы вы поучаствовали в конкурсе «Грызуны»
( перед уроком все дети помыли руки)
Вы грызёте зубками морковь, яблоко и должны выгрызть фигурку животного или птицы, можно какой-нибудь предмет.
Учитель. – Овощи, фрукты чистят наши зубки и укрепляют их. После еды сладостей нужно кушать жёсткие фрукты или овощи, ведь не всегда есть возможность почистить зубы щёткой.
-А сейчас мы вам споем песенку про зубы, на мотив песни «В траве сидел кузнечик».
(Дети берут в руки зубные щетки.)
Чтоб зубы были белыми,
Чтоб зубы были белыми,
Зубную щетку сделали
И подарили нам.
Припев: Представьте себе (2 раза),
Зубную щетку сделали.
Представьте себе (2 раза),
И подарили нам.
Нам кариес не страшен,
Нам кариес не страшен.
Мы любим зубы наши
И чистим их всегда.
Припев: Представьте себе (2 раза),
Мы любим зубы наши.
Представьте себе (2раза),
И чистим их всегда.
« Правила безопасности для зубов»
- будь осторожен при катании на велосипеде, роликах;
- веди себя спокойно в общественных местах: не толкай соседа по парте, не дерись, не ставь подножки;
- не открывай зубами бутылки, не грызи скорлупу орехов, ручки и карандаши;
- не бери в рот пластиковые и посторонние предметы!
Учитель. – Если зубы вдруг смогли бы говорить,
То они нас тут же принялись учить:
- Как поел – почисти зубки,
Делай так два раза в сутки!
Предпочти конфетам- фрукты,
Очень важные продукты!
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Упражнение «Близнецы»
Представьте, что все вы - братья и сёстры, которых называют близнецами. Такие люди не только одеваются одинаково, любят одинаковую музыку и книги. Они думают и поступают одинаково. Давайте попробуем выполнить движения так, чтобы показалось, что делает их один человек.
( учащиеся строятся друг за другом, кладут руки друг другу на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют команды:
- присесть;
- встать;
- встать на носочки;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- прогнуться вперёд;
- постоять на правой ноге, согнув левую в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
Ресурсы:
fullref.ru/job_ce627bf900500eaedade86284e9c171c.htmlnsportal.ru/2010/07/26/klassnyy-chas-chtoby-zuby-byli-zdorovy45minut.info/load/133-1-0-1030 HYPERLINK "http://text.ru/rd/aHR0cDovL3BlZHNvdmV0LnN1L2xvYWQvMjQzLTEtMC05NTM0" \t "_blank" pedsovet.su/load/243-1-0-9534
HYPERLINK "http://text.ru/rd/aHR0cDovL2ZpbGVzLnZpZGVvdXJva2kubmV0L2ZpbGVjb20ucGhwP2ZpbGVpZD05ODY4MzQ5Mw%3D%3D" \t "_blank" files.videouroki.net/filecom.php?fileid=98683493
Приложение
К конфеты
О яблоки
А вафли
Р торт
П хлеб
И Кока-Кола
У Молоко
Е Чупа-ЧупсС сахарное печенье
«Пища и зубы»Во рту бактерии размножаются очень быстро. Там тепло и влажно, и они могут питаться остатками пищи, которая застревает у вас во рту на зубах. Росту бактерий помогает сахар. Бактерии выделяют кислоту. Твои зубы покрываются смесью сахара, бактерии и кислоты. Это называется налётом. Кислота разъедает эмаль зубов. Образуется дырочка. Бактерии проникают внутрь. Дырочка расширяется - и зуб портится. Это заболевание называется кариесом. Когда кариес достигает нерва, зуб начинает болеть. Зубной врач очищает его от гнили и ставит пломбу.
Средняя школа № 5
Классный час по теме
"Кариес: береги здоровье смолоду "
Провела: Кошетова Г.Ж.
Класс: 5 «А»
г. Шалкар
2014-2015 уч.год