Тема: Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.


КОНСПЕКТ УРОКА ОБЖ
5 класс
Тема: Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
Продолжение учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: урок - игра
Цели и задачи учебного занятия:
Обучающая: Узнать происхождение курения, алкоголя, наркомании, токсикомании и выявить причины чрезмерного их употребления.
Развивающая: Показать учащимся пагубность для здоровья употребление вредных привычек и опасность привыкания к ним.
Воспитывающая: Сформировать у учащихся убеждение, что курение, употребление алкоголя, наркотиков и токсичных веществ – это не привычка, а болезненное пристрастие, фактически неизлечимая зависимость.
Оборудование: кабинет ОБЖ и мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.
Дидактические материалы: тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2012.
Ход учебного занятия
I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной деятельности, раскрытие темы
Цель
Задачи Длительность
Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала
Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся для беседы, раскрыть тему урока 1 минуты
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Слово учителя:
Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рад приветствовать вас на нашем уроке «Основы безопасности жизнедеятельности. В начале урока мы с вами разделимся на четыре экспертные группы, которые определять опасность вредных привычек.
Обратить внимание учащихся на то, что человек- великое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надёжности, которые обусловлены избыточностью элементов всех систем, их взаимодействием, способностью к адаптации в любых условиях.
Природа создала человека для долгой и продолжительной жизни.
Однако ряд привычек которые человек приобретает ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течении всей жизни, серьёзно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному старению и приобретению устойчивых заболеваний.
Часто ли люди задумываются о том, какую разрушительную силу несут в себе курение, алкоголь, наркомания и токсикомания? И представляют ли они те изменения, которые могли бы произойти в нашей жизни, если бы много умные талантливые люди не ушли из жизни из-за злоупотребления вредными привычками?
Наступит ли время, когда человек,
Сможет тому удивиться,
Что укорачивал он свой век,
Что сигаретой когда-то травился,
Что люди сознательно яд горький пили,
Здоровью огромный тем вред наносили,
И ум свой теряли, валялись в грязи?
Когда по-иному все будет? Скажи! Здороваются с учителем, садятся.
Начинают слушать учителя
II этап учебного занятия: постановка цели задач урока
Цель Задачи
Длительность
В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока
Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока 1 минута
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Как Вы уже догадались, речь сегодня на уроке пойдет о «безумии», выбранном человеком добровольно, и которое ведет к гибели, прежде всего того, кто на это решился.
Сегодня мы узнаем о происхождении алкоголя и причинах его чрезмерного употребления. Узнаем о пагубности алкоголя для здоровья человека и опасность привыкания к нему. Как всегда вас ждет презентация, из которой вы узнаете о опасностях подстерегаемых в жизни и сделаете, я надеюсь, правильные выводы для себя..
Итак, тема сегодняшнего урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека».
Дети слушают учителя
III этап учебного занятия: изучение нового материала
Цель Задачи
Длительность
Ознакомить учащихся с основной темой урока Узнать сведения о вреде алкоголя, его разрушительном действии, развить творческие способности учащихся 30 минут
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Слово учителя (3-8 слайды): Национальное бедствие, коллективное самоубийство наций, путь к катастрофе человечества - так оценивают ученые и общественность стремительно растущее злоупотребление табачными изделиями и спиртными напитками.
Речь идет о генетической трагедии человечества. За последние сто лет выявлен неуклонный рост употребления табачных изделий и спиртных напитков, обгоняющий прирост населения. Основное действие на организм при курении оказывает никотин. Его смертельная доза для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т.е. около 70 мг для подростка. Смерть может наступить, если ребенок выкурит полпачки сигарет. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всём мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. чел.
Необходимо также отметить, что вдыхание табачного воздуха, вызывает ряд болезней, которыми страдают курильщики. В России принят закон запрещающий курение в общественных местах.
Слово нашим экспертам 1 группы: Дети слушают рассказ учителя.
Дети дают оценку курению. Объясняют опасность данной вредной привычки.
Слово учителя (9-16 слайды): Показать пагубность алкоголя на здоровье человека в любых дозах.
Алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом. Он действует прежде всего на клетки мозга, парализуя их и разрушает печень. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека. По данным ВОЗ , алкоголизм ежегодно уносит около 6 мил. людей на планете.
Россия и ее соседи. Турция – потребление алкоголя 1,5 литра в год, прирост населения 900 тысяч в год.
Государства средней Азии - потребление алкоголя 2,6 литра в год, прирост населения 585 тысяч в год.
Китай - потребление алкоголя 5 литров в год, прирост населения 6 миллионов ежегодно.
Россия - потребление алкоголя на душу населения 15-18 литров в год. По данным федеральной службы государственной статистики с 1992 года средняя убыль населения в год составляет 774 649 человек.
Слово нашим экспертам 2 группы: Дети дают оценку пагубности алкоголя. Объясняют опасность данной вредной привычки.
Дети слушают рассказ учителя
Известно, что первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году; перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство, не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570–632) — запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — Коран (7 век), но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.Дети дают оценку пагубности алкоголя. Объясняют опасность данной вредной привычки.
Слово учителя (17-22 слайды):
Дать определение наркотикам как психоактивным веществам, раскрыть понятие. Отметить, что наркомания характеризуется неопределенным влечением к приёму наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых дох, формированию психологической и физической зависимости от наркотиков.
Наркомания – это заболевание, которое приводит к деформации личности человека, искажению его социального поведения, выражающегося в отклонении от нравственных и правовых норм, принятых обществом. Наркотическая зависимость- это непреодолимая потребность человека в приёме наркотиков, поэтому он становится рабом наркотика, а значит, и торговца наркотиков.
При приёме наркотиков организм, чтобы исключить излишнее количество наркотических веществ, снижает синтез «собственных наркотиков», и теперь человек, чтобы сохранить нормальное состояние, вынужден принимать наркотик. Так формируется физическая зависимость. С появлением зависимости к наркотику начинают меняться поведение и его жизненные интересы. Главной его заботой становится получение наркотика любым путём.
В этом состоянии изменяется поведение человека, возникает несдержанность, озлобление, подозрение и обида. У него нарастает равнодушие к судьбе близких и к собственной судьбе.
Постепенно организм наркомана слабеет, дряхлеет и это приводит к развитию различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Резко, сокращается продолжительность жизни до 20-30 лет, если это можно назвать жизнью.
Слово нашим экспертам 3 группы: Дети слушают рассказ учителя
Дети дают оценку пагубной привычке наркомании.
Слово учителя (23-25 слайды): Серьёзную опасность для детей и молодёжи представляет токсикомания, она широко распространена среди детей из неблагополучных семей. Определить причины токсикомании сложно, но главной является доступность психоактивных веществ бензина, клея и ацетона. Жестокая правда такова: если начал дышать парами бензина или клея то обратной дороги уже нет. У человека разрушается мозг и он медленно погибает.
Слово нашим экспертам 4 группы: Дети слушают рассказ учителя
Дети дают оценку пагубной привычке токсикомании.
IV этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов
Цель Задачи Длительность
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места. Поставить задачи на следующий урок.
Дать домашнее задание. 2 минут
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Слово учителя: Задумывались ли вы раньше о том, какой вред могут принести вредные привычки вам, вашей семье, вашим друзьям? Какие выводы мы с вами может сделать по пройденному уроку?
Выводы:
Курение и алкоголизм считаются разновидностью наркомании, а токсикомания и наркомания формируют у людей наркозависимость.
Дети отвечают на поставленные вопросы и делают выводы, записывая их в тетрадь
Слово учителя: (26 слайд): Нарисуйте плакаты символизирующие ваш протест вредным привычкам. Учащиеся рисуют картинки выражая свой протест вредным привычкам.
8 минут
Рефлексия: Каждый учащийся определяет красной или синей карточкой понравился ему урок или нет. На этом наш урок окончен. Берегите себя! Школьники записывают домашнее задание дорисовать свои рисунки дома и принести их на следующий урок. Учащиеся прощаются с учителем. 3 минуты
Преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «Разуменской СОШ №3»
В.И. Белявский