Урок, на котором воспитывается человек
Урок, на котором воспитывается человек
Сама книга как эстетическая ценность школой и школьниками в большей или меньшей степени понята и принята, но внутренняя, поэтическая, душевная тяга к ней нередко отсутствует, даже когда книгу читают, шумно спорят о ней, цитируют в сочинениях.
Многие нравственные истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия и разочарования, свои прозрения и неудачи. Этот, часто трудный и мучительный, путь может сделать абстрактную истину своей, личной. И если этот поиск начинается на уроках литературы, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира встают при изучении художественного произведения, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях по теории и истории литературы.
Литература - это особенный предмет для российской школы. Наше школьное образование стоит на двух китах. Это математика, которая традиционно преподавалась в Росси очень сильно и держит весь круг естественных предметов, и литература. Русская литература вообще такова, что с ней очень трудно конкурировать. Мы знаем Пугачева не по учебнику истории, а по «Капитанской дочке», войну 1812 года – по Толстому, а сталинские репрессии – по Солженицыну. Мораль, нравственность, история, культура, философия – все это есть в русской литературе.
Раньше экзамен был в форме сочинения – одновременно проверялись знания и по русскому языку, и по литературе. В этом смысле форма была адекватна смыслу предметов. Да, были свои проблемы. Но это ведь не значит, что сочинение надо отменять. У нас же сочинение убрали. Все видят, что невозможно составить тесты по литературе, смысл предмета противоречит такой форме, но вместо поиска формы экзамена отменили его обязательность. Сейчас в школе пытаются вводить что-то такое специальное, духовно-нравственное. Но, ставя литературу в разряд экзаменов по выбору, мы ставим по выбору мораль, нравственность и эту самую духовность.
Дети тотально перестали читать. Программа по литературе составлена так, что ознакомиться со всем, что положено, физически невозможно. В 9, 10 и 11-х классах надо прочитать около 400 книг, в том числе «Войну и мир», «Героя нашего времени», «Обломова», «Тихий дон» и т.д. Ну как же тут требовать, чтобы дети еще и Замятина открыли или Ивана Шмелева!
На уроках литературы надо воспитывать вкус к чтению, а ведь делается все, чтобы, наоборот, отвадить от этой привычки. Ребенок еще от Шолохова не отошел, а на него уже Булгакова обрушивают. Все методики преподавания основаны на диалоге с учащимися, а какой может быть диалог, если дети текста в глаза не видели?
Есть вещи, о которых можно говорить только на уроках литературы. Проблемы (для молодых людей, замечу, очень важные), которые обсуждаются в разговоре о Наташе Ростовой и князе Андрее, невозможно поднимать в курсе изучения земноводных. Литература универсальна, потому, что говорит о вещах, для всех – филологов, биологов, математиков – в равной степени важных. Это и определяет ее особое место в отечественной педагогической традиции.
Как же сделать так, чтобы в сознании юного гражданина России на месте эстетических, нравственных, духовных парадигм, которые закладываются в душе русской литературой, не образовывалась черная дыра невежества, в которую тут же устремятся мутные потоки агрессивной массовой культуры? Как сформировать интерес к книге? Как сделать урок, на котором воспитывается человек, интересным и захватывающим? Как создать такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызовет у детей желание познать изучаемое?
Задачей учителя-литературоведа является не объяснить все и «закрыть» произведение, отбив у школьников на долгие годы желание возвращаться к «пройденной» классике, не «вколотить в головы учеников схемы, догматы, имеющие целью подменить реальные противоречия жизни нехитрым набором стереотипов», как утверждает Е. Ильин, а помочь учащимся увидеть бездонность и глубину художественного произведения, вовлечь своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, в том числе еще не решенных современным литературоведением и критикой, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Только на этой базе возможно глубокое изучение литературы в школе, действительное сотрудничество сотворчество учителя и ученика.
Итак, позиция учителя-литературоведа – это совместная с учениками исследовательская работа, это постановка и решение самых сложных проблем, это поиски новых концепций литературных произведений. Если атмосфера урока носит творческий характер, то сам процесс общения учителя с учениками, еще не утратившими детскую непосредственность и непредсказуемость, особую чуткость к слову и образу, способствует рождению новых идей.
Чтобы урок был удачным, чтобы он заставил мыслить творчески, ввел учеников в мир прекрасного, стоит придерживаться следующих правил:
Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:
- представьте, что;
- сочините;
- изобретите;
- предложите гипотезу;
- порассуждайте.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Я считаю, что пробудить интерес детей к книге, к творческому чтению, к предмету способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой и детьми. Я разделяю мнение Е.Н. Ильина, который утверждает: «Увлечь книгой – это увлечь собою. К себе, а не к предмету прежде надо вызвать интерес». Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Ведь как гласит народная мудрость, воспитать «крылатого» может только «крылатый», воспитать счастливого может только счастливый, а современного только современный человек.