Cоциализация личности студента колледжа при изучении иностранных языков


Cоциализация личности студента колледжа при изучении иностранных языков.Основной целью обучения ИЯ в среднем специальном учебном заведении (ссуз) является развитие личности студента в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствуя желанию участвовать в межкультурном коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности.Одна из функций языка заключается в том, чтобы аккумулировать и сохранять культуру нации, передавать ее другим поколениям. Преподаватель также должен помнить о том, что существует и обратная связь между культурой и языком: язык не только хранит культуру нации, но и активно влияет на его пользователя, формируя ее, называя ему свое уникальное, присущее данному языку видение мира и культуры человеческих отношений, отраженных и сохраненных данным языком. Преподаватель должен научить студента видеть в языке не только списки слов и правила их соединения в речи, но и носителя культуры.
В связи с изменением образовательной парадигмы, когда во всем мире имеет место перенос акцентов в системе обучения с обогащения информации обучаемого на развитие его личности, основной целью обучения любому предмету становится развитие личности обучаемого. Речь идет о двух больших группах качеств, определяющих его положение в обществе, а именно: как профессионала труженика и как носителя духовности, что позволяет видеть его не только специалистом узкого профиля, но личностью значительной, лидером современного производства.
Теоретическим обоснованием нашего исследования является одновременное применение трех педагогических технологий (синтез на их основе новой технологии): педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк) в общепедагогическом (теоретическим) аспекте, концепции иноязычного образования (Е.И. Пассов) и теории лингвострановедения (Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров) в аспекте иностранного языка (теоретика прикладной аспект).Несмотря на то, что они работают в разных сферах педагогической науки, взглядом О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк и Е.И. Пассова совпадают в конечном результате - это развитие индивидуальности.
Предметом педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк) является исследованием сущности развития и формирования индивидуальности человека и определения на этой основе процесса его социализации как специального организованного педагогического процесса. И индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, и экзистенциальной. Во все перечисленные сферы студенты обязательно вовлекаются в процессе изучения ими иностранных языков. В научной литературе достаточно много внимания уделяется интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практическим сферам, поэтому особое внимание следует уделять экзистенциональной схеме.
Экзистенциальная сфера, согласно О.С. Гребенюку, Т.Б. Гребенюк, характеризуется гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим. Одним из главных средств формирования экзистенциальной сферы является применение дилемм Кольберга. На основе иноязычного материала преподаватель может сам разрабатывать подобные дилеммы. В жизни любого народа есть ситуации аналогичные тем, которые приводит Кольберг. И очень важной для преподавателя подобрать и составить список необходимых вопросов для проведения дискуссии.
Е.И. Пассов считает, что содержание иноязычного образования является иноязычная культура, а целью образования может считаться только homo moralis-человек моральный, духовный. Homo moralis - это «человек с совестью, который различает добро и зло, сам формирует для себя нравственные предписания, требует от себя их выполнения. По его мнению, это и есть самоопределение индивидуальности.
Составные части иноязычного образования и педагогики индивидуальности во многом совпадают. И в процессе иноязычного образования и в процессе социализации педагогики индивидуальности происходит развитие и воспитании студентов. Согласно педагогике индивидуальности происходят также обучение и формирование (индивидуальных и личностных средств). Согласно же иноязычному образованию - познании и учении. Не трудно заметить, что обучение с формированием и с познание с учением являются родственными понятиями.
Лингвострановедение (Е.М. Верещагин и В. Г. Костомаров) также является основой социализации личности при изучении иностранных языков. Согласно Е.И. Пассову иноязычная культура-это содержание иноязычного образования. А многие исследователи в частности Р.К. Миньяр-Белоручев и О.Г. Оберемко считают, что термин «лингвострановедение» можно было бы заменить на «иноязычную культуру», так как он не полностью передает все составляющие лингвострановедческого аспекта преподавания иностранных языков. Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров, выделив следующие основные функции лингвострановедения-коммуникативную, кумулятивную (накопительную) и директивную (направляющую, воздействующую, формирующую личность), заложили основы лингвострановедения как средство формирования личности студента, изучающего иностранный язык.
Социализация личности происходит поэтапно (первичная и вторичная, дотрудовая, трудовая и послетрудовая, что очень важно в контексте профессионального образования). Процесс овладения культуры в общем плане и иноязычной культуры в частности также имеет много этапов. В процессе нашего исследования было выявлено, что эти этапы (этапы социализации и этапы иноязычного образования) взаимосвязаны. Раннему этапу социализации (начальная стадия обучения) соответствует вводный этап восприятия иноязычной культуры (этно-центризм). Дотрудовому этапу социализации (средняя стадия обучения) соответствует этапу восстановления (адаптации иноязычной культуры, формирования социокультуры компетенции). И, наконец, начальной стадии трудового этапа социализации (конечная стадия обучения) соответствует прогностический этап иноязычного образования (личность диалога культур, мультикультурный человек в идеале). Происходит становление студента как личности и как субъекта деятельности.
На основе всего вышесказанного мы сформулировали определение социализации личности студента при изучении иностранного языка в профессиональном образовании:
Социализация-это развитие человека на протяжении его иноязычного образования, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей социально значимых фоновых занятий о странах изучаемого языка и сравнения с их аналогичными в родном языке и культуре. При этом происходит становление его индивидуальности на основе познания, развития, воспитания и учения. Этот процесс продолжается и после окончания учебного заведения в ходе трудовой деятельности.
И в заключении следует сделать следующие выводы:
В процессе преподавания иностранного языка заложены большие потенциальные возможности воздействия на личность студента, иногда даже больше чем в преподавании других предметов. Это происходит за счёт меньшего количества студентов и большего количества часов, а также большого числа внеаудиторных мероприятий.
В практике исследований ИЯ всё больше прослеживается тенденция обучать не только языковым структурам, но и решать задачи экстралингвистического культурологического характера: расширения образовательного кругозора, обогащение социокультурного мировоззрения, совершенствование культуры межличностного общения, развитие гуманистического потенциала личности.
Для успешной работы в современных условиях преподавателю иностранного языка ссуз необходима специальная лингвострановедческая подготовка в системе повышения квалификации кадров.
Эта подготовка должна включать в себя обучение профессионально-коммуникативным навыкам и умениям для достижения всех видов компетенции-коммуникативной, лингвострановедческой и социокультурной.Лингвострановедческая подготовка преподавателя иностранного языка обязательно должна учитывать специфику ссуз (приоритет принципа профессионально направленного обучения как средства целевой подготовки будущего специалиста к выполнению им производственных функций, а принцип, предусматривающий также формирование мировоззрения, нравственных и других ценностных качеств его личности обычно сводится к минимуму) и в связи с этим из выше перечисленных навыков и умений наиболее важным мы считаем умения для реализации воспитательных задач и задач для формирования личности студента с помощью средств иностранного языка.
Литература
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие/Калинингр. гос. ун-т.- Калиниград, 2000. - 572 с.
2. Миньяр-Белоручев Р.К., Оберемко О.Г. Лингвострановедение или иноязычного культура?// Иностранные языки в школе. 1993. №6.
3. Никитенко 3. М., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения англ. языка в начальной школе. // ИЯМ. - 1993. - №3.
4. Пассов Е.И. Развитие индивидуальности как цель иноязычного образования // Мир русского слова. – 2001. – №1. – с.15.