Опорная схема к уроку по теме А.С.Грибоедов. Горе от ума.

Современная школа страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.
В условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе. Как оживить урок, поддержать интерес к предмету? Эти вопросы волнуют не только меня, но, думаю, и многих моих коллег.
Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить проблемы, разнообразит урок, делает его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.
Роль учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному, активизировать деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.

Возможности схемы-опоры:
- помогают увидеть своеобразие произведения в целом (как со стороны внешней, структурной, так и со стороны содержательной), если используются на первом занятии в системе уроков (дедуктивный метод);
- обобщить уже изученное о произведении – на заключительном уроке;
- организовать повторение или подготовку к экзаменам;
- схемы логического характера:
- устанавливают логические связи между явлениями действительности, компонентами текста и пр., помогая проникнуть в глубь содержательной стороны произведения;
- устанавливают логические связи между отдельными произведениями одного автора, помогая увидеть их связь, место в творчестве писателя и осуществить логический переход от изучения одного произведения к другому.

 К изучению комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» предлагаю опорную схему для рассуждения:

Урок №1– проект с использованием опорной схемы.
: А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

Урок строится на основе опережающего дом. задания: (учитывая, что комедия прочитана предварительно)
1группа. Используя материал учебника «Литература.9 класс», выписать основные моменты биографии писателя.
2 группа. Сопоставить биографию автора и главного героя.
3 группа. Определить систему образов комедии
4 группа. Определить основные черты Молчалина.

На первом уроке каждому учащемуся раздаю опорную схему (матрицу) для заполнения в течение хода урока.

Биография (1794-1829)
Жанр: комедия


«Горе уму»


Система образов (говорящие фамилии)


Главные герои
второстепенные
вне сценические












Грибоедов - Чацкий
Молчалин


Кто?



общие черты
основные черты









Биография (1794-1829)
Жанр: комедия

1794 – быт и нравы дворянской семьи;
1803 – Благородный пансион, иностранные языки, музыка, литература, история;
1806 – Москва, университет, словесное отделение, естественно-математическое, юридическое; увлечение передовыми идеями Радищева, Фонвизина;
1812 – служба в армии;
1817 – коллегия иностранных дел, замысел комедии;
1822 – дипломатическая служба в Персии;
1823 – комедия «Горе от ума»;
1825 – секретарь в штабе Ермолова, семья Чавчавадзе;
1826 – политическая ссылка в Персию;
1829 – «Смерть его постигла посреди смелого неравного боя»(А.С.Пушкин)
«Горе уму»


Система образов (говорящие фамилии)


Главные герои
второстепенные
вне сценические


Чацкий
Фамусов
Софья
Молчалин
Репетилов
Загорецкий
Скалозуб
Кн.Тугоуховские
Горичи
6 княжон
Хлестова
племянник Хлестовой
Максим Петрович
брат Скалозуба


Любовная линия: Чацкий Софья Молчалин Лиза буфетчик Петруша


Грибоедов - Чацкий
Молчалин


Современники, представители поколения «детей» эпохи


общие черты
основные черты



1. Сходство в биографии.
2. Сходство идей, убеждений, идеалов, нравственных качеств.
3. Вольнодумие.
4. Прогрессивность их дела.
5. Трагизм судьбы.

1. Стремление к карьере.
2. Умение подслужить.
3. Немнословность.
4. Лицемерие.
5. Речь:
- почтительная (Фамусову)
- льстивая (Хлестовой)
- скромная (Софье)
- вежливая (Чацкому)
- без стеснения (Лиза)


Опорная схема может использоваться не только на одном уроке, но и в течение всех часов изучения произведения.


15