В помощь педагогам проводящим лабораторно — практическик занятия


Свердловский строительный колледж
Утверждаю:
Директор Свердловскогостроительного колледжа
_______ Е.П.Матюшенкова



Положение
о лабораторно – практических занятиях
2017
ЛПЗ являются важной частью теоретической и профессиональной практической подготовкой в соответствии с  государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования ЛНР по профессии.
            В процессе ЛПЗ учащиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
            В процессе  ЛПЗ внимание учащихся направлено на:
обобщение  и систематизацию,
закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам,
формирование умений применять полученные знания на практике,
развитие общих компетенций, включающих аналитическую, проектировочную, конструктивную деятельность;
а также
формирование профессиональных компетенций, направленных на выработку таких профессионально значимых качеств как самостоятельность,
ответственность, точность, творческая инициатива.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регулирует процесс планирования, контроля, организации и проведения лабораторных и практических занятий в ГБОУ СПО «Свердловский строительный колледж»
1.2. К основным видам учебных занятий наряду с уроком, консультацией самостоятельной работой, практикой отнесены лабораторные и практические занятия (далее – ЛПЗ), направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки учащихся.
1.3. Положение разработано в соответствие с нормативными документами: типовым положением по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования ЛНР (далее – ГОС СПОЛНР) по профессиям и специальностям, реализуемых в колледже. ; 1.4. Выполнение учащимся ЛПЗ направлено на:
обобщение,
систематизацию,
углубление,
закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
формирование умений применять полученные знания на практике, развитие общих компетенций, включающих аналитическую, проектировочную, конструктивную деятельность;
формирование профессиональных компетенций, направленных на выработку таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива и многих других.
1.5. Дисциплины, по которым планируются ЛПЗ и их объемы, отводимые на выполнение, в том числе по подгруппам, определяются рабочими учебными планами по профессиям и специальностям, тематическими планами в рабочих программах дисциплин. Объем ЛПЗ, определенный учебными планами и программами дисциплин, должен быть выполнен каждым учащимся. Учащийся, не выполнивший в полном объеме ЛПЗ, не допускается к промежуточной аттестации по дисциплине. ЛПЗ проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает оборудование и всю необходимую учебно- методическую документацию для их проведения и контроля.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Состав и содержание ЛПЗ разрабатывается преподавателем и утверждается заместителем директора по УВР колледжа, самостоятельно в соответствии с требованиями ГОС СПО ЛНР . ЛПЗ должны, тематически следовать за определёнными темами теоретического материала учебной дисциплины. При планировании состава и содержания следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей и закономерностей) и занимают преимущественное место при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального циклов и менее характерны для дисциплин специального цикла. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических, профессиональных умений (умений выполнять определенные действия, операции, предписания, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать задачи по математике, физике, химии, информатике и др.), необходимых при освоении дисциплин.
2.2. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является:
формирование практических умений, необходимых в последующем в профессиональной деятельности;
решение разного рода задач, в том числе, профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых и ролевых играх и т.п.);
выполнение вычислений, расчетов, чертежей;
работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.
2.2.1. При разработке содержания практических занятий учитывается, чтобы в совокупности они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная учебная дисциплина.
2.2.2. На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной практики, производственной практики по профессии и преддипломной практики. Наряду с формированием практических умений в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность их использования на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.3. Количество часов ЛПЗ фиксируется в учебном плане основной профессиональной образовательной программе и далее отражается в рабочих программах дисциплин.
2.4. Состав заданий для ЛПЗ планируется с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены учащимися. Количество часов, отводимых на ЛПЗ, фиксируется в календарно - тематических планах.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
3.1 .ЛПЗ проводится в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (спортивных залах, компьютерных классах, учебных аудиториях и т.п.) Продолжительность - не менее 2-х академических часов
3.2 Структурными элементами ЛПЗ являются:
инструктаж, проводимый преподавателем до начала занятия, с ответствующей записью в специальном журнале по охране труда,
самостоятельная работа учащихся,
анализ и оценка выполненных работ.
3.3. Выполнению ЛПЗ предшествует домашняя подготовка с использованием соответствующей литературы (учебники, лекции, методические пособия и указания и др.) и проверка знаний учащихся, как критерий их теоретической готовности к выполнению задания.
3.4. Учебно-методическая документация по выполнению ЛПЗ должна быть разработана преподавателем в соответствии с требованиями их оформления.

3.5. ЛПЗ могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении происходит выполнение деятельности по образцу, учащиеся пользуются подробными инструкциями. В инструкции, подготовленные преподавателем (мастером производственного обучения) для организации деятельности учащихся на ЛПЗ, включаются:
цель работы,
пояснение (теория, основные характеристики),
перечень оборудования, - рекомендации, связанные с методикой выполнения ЛПЗ,
описание последовательности ЛПЗ,
необходимые таблицы,
перечень учебной и специальной литературы.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуется:
самостоятельный подбор оборудования,
выбор способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящий поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания по изучаемым дисциплинам, самостоятельно определять цель и порядок выполнения. При планировании ЛПЗ необходимо оптимально сочетать различные виды работ (занятий), для того чтобы обеспечить успешное формирование профессиональных компетенций.
3.6. Формами организации деятельности учащихся на ЛПЗ являются фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одновременно одну и ту же работу (задание).
При групповой форме организации занятий одна и та же работа (задание) выполняется подгруппами по 2-5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый учащийся выполняет индивидуальную работу (задание).
Все формы организации деятельности учащимися на ЛПЗ должны быть обеспечены материально-техническим оснащением, методическим и информационным сопровождением. При проведении ЛПЗ необходимо обеспечить организацию рабочего места, соответствующую требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, санитарных правил.
3.7. Для повышения эффективности проведения ЛПЗ преподавателю необходимо:
разработать сборник задач заданий сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным профессиям;
разработать задания для автоматизированного тестового контроля с целью выявления степени подготовленности учащихсяк выполнению задания;
применить методики проведения ЛПЗ:
использовать в практике проведения ЛПЗ поискового характера, построенных на проблемной основе;
применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого учащегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
проводить ЛПЗ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором учащимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, с самостоятельным отбором оборудования;
подобрать дополнительные задачи и задания для учащихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на ЛПЗ.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
4.1. Структура и содержание ЛПЗ включает в себя следующие элементы:
тема занятия,
цель занятия,
инструктаж по технике безопасности,
оборудование и аппаратура,
материалы и их характеристики,
краткие теоретические основания выполняемого задания,
порядок выполнения задания,
таблицы,
контрольные вопросы,
учебная и специальная литература.
4.2. Лабораторные работы (задания) оформляются:
на листах формата А 4, разборчивым почерком с соблюдением требований к оформлению отчета.
4.3. Практические работы (задания) оформляются в тетрадях разборчивым почерком
5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
5.1. Объем времени, отводимый на выполнение ЛПЗ, в рабочем учебном плане планируется на основе примерного учебного плана по соответствующей профессии и программы учебной дисциплины. Предметные (цикловые) комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей (мастеров производственного обучения) учебных дисциплин и рекомендуют объем времени, отводимый на выполнение ЛПЗ по каждой дисциплине рабочего учебного плана.
5.2. Суммарный объем времени, отведенный рабочим учебным планом на выполнение ЛПЗ, отражается в рабочих программах учебных дисциплин с распределением на ЛПЗ по разделам (темам) дисциплины. Распределение отведенного объема времени осуществляется преподавателем (мастером производственного обучения) соответствующей дисциплины самостоятельно, на основе рекомендуемого примерной программой учебной дисциплины, с учетом специфики изучаемой дисциплины и в соответствии с ведущей дидактической целью содержания ЛПЗ.
5.3. Темы ЛПЗ разрабатываются преподавателем (мастером производственного обучения) соответствующей дисциплины самостоятельно в соответствии с содержанием образования по соответствующему разделу (теме), на основе перечня тем.
5.4 Для проведения ЛПЗ преподавателями (мастерами производственного обучения) колледжа разрабатываются методические указания (рекомендации) по их выполнению, рассматриваются и принимаются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями, рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе колледжа.
5.5. Методические указания (рекомендации) разрабатываются по каждому ЛПЗ, предусмотренными рабочей программой учебной дисциплины: в соответствии с количеством часов, требованиями к знаниям и умениям, темой ЛПЗ, установленными рабочей программой учебной дисциплины по соответствующим разделам (темам).
5.6. Методические указания (рекомендации) по выполнению ЛПЗ включают в себя:
титульный лист (см. приложения 1,2);
пояснительную записку;
наименование раздела (темы);
объем учебного времени, отведенный на ЛПЗ;
наименование темы ЛПЗ;
цель ЛПЗ (в т.ч. требования к знаниям и умениям учащимся, которые должны быть реализованы);
перечень необходимых средств обучения (оборудование, материалы и др.);
требования по теоретической готовности учащихся к выполнению ЛПЗ (требования к знаниям);
содержание заданий;
рекомендации (инструкции) по выполнению заданий;
-требования к результатам работы, в т.ч. к оформлению;
критерии оценки и формы контроля;
список рекомендуемой литературы;
пример оформления ЛПЗ;
приложения.
5.7. Методические рекомендации по выполнению ЛПЗ должны быть доступны учащимся.
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
6.1. Контроль и оценка результатов ЛПЗ направлены на проверку освоения умений, практического опыта, развития общих и формирование профессиональных компетенций, определенных программой учебной дисциплины.
6.2. Результаты выполнение ЛПЗ определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и учитываются как показатели текущей успеваемости учащнгося. Текущий контроль знаний проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение дисциплины, результаты заносятся в журнал успеваемости учащихся, в соответствии с правилами ведения журнала. Преподавателем (мастером производственного обучения) проводится учет выполнения учащимися установленных учебным планом ЛПЗ.
6.3. Показатели и критерии оценки разрабатываются преподавателями, согласуются с предметными (цикловыми) комиссиями и являются частью фонда оценочных средств (ФОС) образовательной программы (ОП).
6.4. Для контроля и оценки уровня развития, общих и формирования профессиональных компетенций у учащихся используются такие формы и методы контроля, как наблюдение за работой учащихся во время ЛПЗ, анализ результатов наблюдения, экспертная оценка отчетов и индивидуальных заданий, самооценка деятельности.
6.5. В соответствии с графиком контроля заместитель директора по учебно- производственной работе, руководитель структурного подразделения, председатель предметной (цикловой) комиссии осуществляет контроль за ходом проведения ЛПЗ и качеством выполнения отчетов.
7. ХРАНЕНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ УЧАЩИМИСЯ РАБОТ
7.1. По окончании изучения дисциплины преподаватель (мастер производственного обучения) должен провести анализ работ с указанием типичных ошибок, допущенных учащимися в ходе выполнения работ.
7.2. Комплексы выполненных работ хранятся в учебных кабинетах и один год с момента выполнения. По истечении указанного срока все отчеты и работы, не представляющие интереса, списываются по акту.
7.3. Лучшие работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях колледжа.
Заместитель директора по УПР _________ Торчун Л.М.
Заместитель директора по УВР_________ Герасина Н.Н.
Старший мастер _________Куприянычева И.В.

Проект документа составила
методист Стародубова Т.И