НОД в разновозрастной дошкольной группе кратковременного пребывания
Занятие 26. СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ ДО 7.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: закрепить навык счета предметов до 7; закрепить умение сравнивать числа.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о составе числа 7 и геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; работает коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
Материалы и оборудование: изображения почтальона Печкина и кота Матроскина, счетный материал (силуэты мышек с номерами), картинка «Путаница».
Содержаниеорганизованной деятельности детей
1. Организационный момент.
– Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие за знаниями. Почтальон Печкин принёс разрешение директора отправиться в морской круиз. В плавание с нами просится кот Матроскин. Из мультфильма мы помним, что ещё его бабушка плавала на корабле «Иван Крузенштерн», а он всё живёт с дядей Фёдором в Простоквашино и моря так ещё и не видел. Возьмём его?
А для того чтобы наше путешествие было удачным, нужно выполнять следующие условия: быть очень внимательными; правильно выполнять задания; не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение. Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:
Плыви, плыви, кораблик, на запад, на восток.
Канаты – паутинки, а парус – лепесток.
2. Рассматривание корабля.
Воспитатель показывает изображение корабля.
– Вот наш корабль покинул бухту и дрейфует в открытое море. Давайте вспомним, из каких геометрических фигур состоит наше судно.
– Сколько в нём треугольников? Сколько четырёхугольников?
3. Счет.
– Раньше на нашем корабле жили мыши. А с появлением кота Матроскина они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и попрятались. Мне кажется, что они где-то у вас. Поищите у себя на столах.
Дети находят конверты с силуэтами мышек с номерами.
– Сосчитайте их. Сколько всего мышек? (6.) У каждой мышки есть свой номер. Расставьте их по порядку. Какое число стоит после числа «3»? Какое перед «5»? Назовите соседей числа «4».
4. Динамическая пауза «Мышки вышли как-то раз»
5. Математическая разминка.
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал окуней.
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (7.)
Саша с колей рыб удили
И шесть рыбок наловили.
Кот к рыбкам подобрался,
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей,
Сколько рыб осталось у друзей. (5.)
6. На доске вывешиваются числа «7» и «5», предлагается сравнить числа.
– Рыбаки наловили рыбы, пора бы подумать и об обеде. Морской повар, кок, решил с котом Матроскиным сварить уху. Сколько надо взять рыбок, чтобы каждой мышке досталось по одной? (На доске вывешиваются изображения рыбок.) (6.) Да ещё коту?
– Пока варится уха, сделаем салат. (Индивидуальная работа со счётным материалом.) Возьмите 6 огурчиков. Что нужно сделать, чтобы их стало 7?
– Разложите огурцы в две тарелки по-разному.
– SOS! Пришла радиограмма с острова «Весёлых друзей». Был сильный ураган, и ветер унёс число, которое показывает, сколько членов в каждой семье. Они так расстроились, что стали делать всё наоборот:
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать!»
– Давайте поможем котятам сосчитать, сколько их. (4.)
А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!»
– Сосчитайте утят. (2.)
– Свинки замяукали: «Мяу! Мяу!» Каким числом мы обозначим свинок? (3.)
– Цыплята закрякали: «Кря, кря, кря». Сколько их? (6.)
– Воробышки прилетели, очень весело запели: «Му-у-у». Сколько их? (7.)
– А вот заиньки были паиньки: не мяукали и не хрюкали.
– Наш корабль встречали и весело танцевали. Сколько их? (5.)
– Назовите числа в порядке возрастания, а затем в порядке убывания.
7. Рефлексия.
Проговаривание стихотворных строк:
Плыви, плыви, кораблик, на запад, на восток.
Канаты – паутинки, а парус – лепесток.
Самоанализ НОД в разновозрастной дошкольной группе кратковременного пребывания воспитателя МОУ ООШ в.Крутец Ребровой Н.Г.
Тема: Счет предметов до 7
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: закрепить навык счета предметов до 7; закрепить умение сравнивать числа; развивать умение выполнять работу из природного материала.
Форма проведения: игра-путешествие
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о составе числа 7 и геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; работает коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
Материалы и оборудование: изображения почтальона Печкина и кота Матроскина, счетный материал (силуэты мышек с номерами), картинка «Путаница»
Краткая характеристика группы: 10 детей, из них 4 девочки и 6 мальчиков. 1 ребенок 3-х лет, 2 ребенка 4-х лет, 5 детей 5-и лет, 2 ребенка 6-и лет.
Материал для НОД был подобран н доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята заучивали небольшое стихотворение. Вспоминали содержание мультфильма, название геометрических фигур. Дети 3 и 4 лет закрепили счет т в пределах 5. Дети 5 и 6 лет, работая в паре с младшими, помогали последним в усвоении счета в пределах 7 и ассоциации числа с цифрой.
Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты рефлексии.
Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и прелагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: дополнять, расширять и применять в сходной ситуации полученные ранее знания детей.
Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.
На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.
Методы:
Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
Наглядно-демонстрационный (кораблик, картинка «Путаница», Мыши,рыбки. Изображение кота Матроскина, почтальона Печкина);
Практический (работа с раздаточным материалом: цифровые мышки, огурцы, тарелочки)
Игровой (путешествие на корабле);
Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности);
Проблемно-поисковый метод (варим уху, отгадывание загадок, наведение порядка после сильного ветра).
На непосредственно образовательной деятельности создавала условия для формирования предпосылок для универсальных учебных действий:
Личностные УУД (во время организационного момента и всего занятия воспитывалось уважительное отношение к окружающим).
Регулятивные УУД В течении НОД постоянно ставились проблемные вопросы, тем самым создавались условия для формирования предпосылок регулятивных УУД.
Познавательные УУД осуществлялись предпосылки навыков анализа, синтеза во время актуализации знаний детей о содержании мультфильма и жизни на корабле, на основе опоры на жизненный опыт, знания детей.
Коммуникативные УУД соблюдение правил общения, осуществлялись в совместной деятельности, построение небольших монологических высказываний, инициативное сотрудничество в поиске необходимой информации.
В процессе НОД применялись следующие технологии:
-игровая деятельность;
-деятельностный подход;
-обучение в диалоге со взрослым;
-технология развивающего обучения;
-здоровьесберегающие технологии.
НОД проведено в условиях разновозрастной группы. Детей объединило содержание деятельности, и они проявляли свои знания каждый на своём возрастном уровне. Всё это строилось с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
Я считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки УУД (учебной универсальной деятельности), которые послужат в дальнейшем основой для формирования УУД(учебной универсальной деятельности) в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.
Рисунок 115