Урок чтения Героями не рождаются, героями становятся С. Алексеев Медаль


Анонс урока
Тема урока: «Героями не рождаются, героями становятся».
(По рассказу С. Алексеева «Медаль»)
Класс 6
Тип урока. Открытие нового знания.
Цели урока:
Коррекционно- образовательные:
Познакомить с рассказом С. Алексеева «Медаль», проанализировав поступки и внутреннее состояние героев;
Коррекционно- развивающие:
1.Развивать концентрацию внимания и логическое мышление через прием
«Собери рассказ», «Перевернутые слова»;
2. Развивать умение правильно строить предложение при ответе на вопросы;
3. Развивать умение выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Коррекционно-воспитательные:
1.Вызвать интерес к великому русскому полководцу А.В. Суворову;
2.Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Планируемые результаты: 
Умеют слушать и воспринимать текст;
Умеют выделять главную мысль в прочитанном рассказе;
Умеют работать в паре, прислушиваются к мнениям одноклассников;
Ход урока
1.Организационный момент.
На доске записана тема урока и слова:
А.В.Суворов К. Шапкин
2.Эмоциональный настрой на урок. Пусть этот день действительно будет для вас сегодня добрым. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ НА УРОКЕ:
1. На уроке будь старательным,
    Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
    Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
    Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
    Надо … руку поднимать.
Теперь протяните друг другу руки и, глядя в глаза, улыбнитесь.
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие (3 мин)
- Ребята, мы с вами продолжаем с вами изучать рассказы, посвящённые истории нашей Родины. Перед вами на слайде обложки книг. Что это за книги? (слайд 2)
-Как вы думаете, что их объединяет? (Эти книги о мужестве и славных победах русских солдат, автором является Сергей Петрович Алексеев, (1922-2008) для которого история нашей Родины стало главной темой творчества. Начинаем изучать рассказы С. Алексеева о Суворове.
(слайд 3) Кто такой Суворов? Расскажите, что вы знаете о нем? (информация о Суворове от детей).
Вывод учителя.
Сегодня мы прочитаем еще один рассказ С. Алексеева.- Прочитайте название нового рассказа. (Медаль) Слайд 4 - Как вы думаете, о чем речь пойдет в рассказе?
Кому вручают медали? (героям, кто совершает подвиг)) Медаль – государственная награда за заслуги (слайд 5)
А кто такой герой? А героями рождаются? (Становятся). Тему нашего урока я обозначила так : «Героями не рождаются, героями становятся» (слайд 6)
-Вам знакомо это выражение? Нет. Кто говорил так? Мы должны выяснить, что означает это выражение? Для этого мы изучим рассказ…
4. Работа над темой урока (2 мин)
1) Перед чтением рассказа, давайте узнаем, что обозначают незнакомые вам слова. Гренадёр – военнослужащий. Слайд 7
2) Объясни значение слов и выражений Слайд 8
Окопы - углубление в земле, защищающее солдат и военную технику от поражения различными видами вооружения
Необстрелянный солдат (не побывавший в боевых действиях, тот, кто не привык к стрельбе.)
Сторонится – держится от товарищей в стороне, избегает.
Потупил глаза - опустил вниз.
Изглодала совесть – измучила.
Покоя себе не находит – не может успокоиться, переживает
медаль язык придавила – замолчал, (стыдно).
Изнемог – потерял силы, ослабел.
Помятуй – помни.
3) Чтение рассказа С.П. Алексеева «Медаль» учителем с комментариями. (10 мин)
Прием «Чтение с остановками» смотри учебник.
4) Чтение рассказа учащимися. 7 мин
5) Закрепление. Беседа по содержанию. (6 мин)
-Назовите главных действующих лиц в рассказе. (Кузьма Шапкин, А.В. Суворов)
- Каким человеком изображает автор Суворова? (Мудрым, справедливым, добрым)
- Каким человеком видим в начале рассказа Кузьма Шапкин? (неопытным, трусливым) -Как он себя чувствовал после получения медали? (ему стыдно)
-Почему он вернул медаль?
- Как повел себя Шапкин в следующем бою?
- Каким человеком Кузьма Шапкин показан в конце рассказа? (Смелым, храбрым, он стал героем)
-Стал ли Шапкин героем?
- О чём самом главном хотел сказать автор? («Героем не рождаются, героем становятся»)
- Как вы понимаете слова: «Героем не рождаются, героем становятся»? (героями становятся только тогда, когда человек побеждает в себе страх, неуверенность в своих силах). Так значит героями не рождаются?
- Какое человеческое качество помогло Кузьме Шапкину побороть свой страх, стать храбрым? (Совесть) Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
- Чему учит данный рассказ? (Честности, совестливости, геройству не все сразу бывают смелыми в бою, но важно, чтобы кто-то смог помочь преодолеть слабость, страх) 
- В чем мудрость Суворова? Почему он мудрый? (Н.В. Суворов - великий русский полководец. Верит в русского солдата. Учил солдата честности и геройству)
Вывод. Но Суворов был не только умным полководцем, но и мудрым человеком. Как видели мы в рассказе, он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из труса превращался в храброго и бравого вояку, то есть не родился наш Кузьма героем, он в первом бою оробел, струсил, но мудрый полководец сумел воспитать солдата, помочь ему преодолеть страх и стать героем в следующем бою.
5) Работа в группах (задания подобраны с учетом индивидуальных возможностей учащихся). 10 мин
А) Давайте об этом главном герое составим рассказ. (Разрезной рассказ. Расположить предложения в последовательности. Соберите рассказ.)
Б) Подготовить выразительное чтение отрывка к рисунку
В) Найти и прочитать мудрые слова Суворова 2. Проверка заданий
Рассказ о главном герое
Шапкин – молодой солдат русской армии.
В первом бою он струсил и просидел в кустах.
Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой.
Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и вернул ему награду.
В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость.
Шапкин стал героем.
6) Работа с афоризмами 10 мин (приклеены всюду, их нужно собрать) Я предлагаю вам поработать с ними. Попробуйте собрать афоризмы Суворова, Тяжело в учении, легко в бою.
Мать победы- дисциплина
Ученье свет, а неученье — тьма
Героями не рождаются, героями становятся. Проверка по слайду 10 Какой афоризм самый главный для тебя?
Расшифровать Перевернутые слова
Стойкость, мужество, отвага, героизм, честность, подвиг, смелость, храбрость
Какие черты характера проявил солдат, когда совершил подвиг?
9.Выводы по уроку.
-Чему же научил вас А. В. Суворов в рассказе «Медаль»? (честности и геройству, преодолеть страх)  А как вы бы поступили на месте Кузьмы Шапкина? У вас были случаи, где вы испугались, а потом вы все-таки перебороли себя…?(отвечать на уроке боялся, но ответил)
Прочитав этот рассказ я сделал вывод, что А.В. Суворов хорошо понимал людей и давал им возможность исправить  свою ошибку.
10. Рефлексия Слайд 11
Закончите фразами наш урок.
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу …
Я довольна вашей работой на уроке, Сегодня вы были любознательные, рассуждали, делали выводы, высказывали свое мнение, старались говорить правильно, четко. Я хочу каждого из вас спросить, заслужили ли вы медаль за активность на уроке?
(Награждение медалями за честность, за активность на уроке)
Спасибо вам за урок. (Медали даю)
11.Домашнее задание
Читать по ролям рассказ «Медаль»