Развитие связной речимладших школьников, как один из компонентов в формировании коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС НОО
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО
И.Г. Фёдорова (г.Уфа)
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. Согласно этому документу первоочередной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.
Коммуникативная направленность процесса обучения одна из основных в гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Одним из базовых компонентов в формировании коммуникативной компетенции детей является развитие связной монологической речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В связи с этим задачей современной школы является достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи, которая начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на всех последующих уроках русского языка и литературного чтения.
При обучении навыкам связной речи в каждом классе даётся представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощанья, просьбы, приглашения и др., другими словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения.
У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложения), затем по созданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного, прочувствованного (сочинения).
Сочинения в школе занимают особое место. Сочинения служат эффективным средством воспитания, которое возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинения - творческая работа. Она требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст.
Приступая к обучению детей младшего школьного возраста написанию сочинений, учителю необходимо помнить, что на начальном этапе у детей преобладает конкретное мышление, т.е. оперирующее простыми, определенными, взятыми из повседневной жизни понятиями и представлениями. А значит и первые пробы пера должны проводиться на основе имеющегося у них, пусть пока и небольшого, но обязательно личного, пережитого опыта.
Ниже приводится конспект урока обучения написанию сочинения «Золотая осень», который был проведён мной во 2 классе МБОУ Лицей №21 Кировского района ГО г.Уфа в октябре 2010 года. На этапе подготовки к данному уроку были проведены уроки литературного чтения «Осенние зарисовки», окружающего мира с экскурсией в парк, просмотрен мультфильм «Дед Мороз и лето» (Союзмультфильм, 1969г.).
Урок во 2 классе. Обучающее сочинение «Золотая осень»
Цель: Познакомить учащихся с понятием «Сочинение».
Задачи: написать сочинение по результатам наблюдений; учить составлять предложения по вопросам; активизировать словарный запас учащихся; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Вступительная беседа.
2.1. На доске 1 кадр из мультфильма «Дед мороз и лето» (где Д.М. на ёлке у детей).
– Из какого мультфильма этот кадр, как он называется? («Дед мороз и лето»)
– Давайте вспомним его сюжет. (Однажды Дед Мороз пришёл на Новогодний праздник к ребятам. И дети его спросили: «Дедушка, а ты летом к нам придёшь?» Дед Мороз огорчённо ответил: «Детки дорогие, объясните мне, что такое лето». Ребята попробовали ему объяснить, но Дед Мороз так ничего и не понял. И вот однажды он появился в городе среди лета. Сначала от жары он чуть было не растаял. Потом дети накормили его мороженым – охладили, посадили в холодильник и повезли в лес – знакомиться с летом.)
– Что же увидел Дед Мороз в лесу, что его удивило? (Просмотр отрывка мультфильма.)
– Итак, что интересного нового для себя впервые увидел Дед Мороз? Что его удивило?
– Какие летние подарки он получил от ребят?
2.2. – А какое время года сейчас у нас на дворе?
– Что изменилось в природе по сравнению с летом с приходом осени?
– Как вы думаете, а знаком ли Дед Мороз с золотой осенью?
– Что можно ему рассказать об осени?
– Как можно это сделать?
– Я предлагаю вам сегодня написать письмо Деду Морозу в Великий Устюг и рассказать об осени.
III. Подготовка к сочинению.
3.1. – Любое письмо всегда начинается с приветствия, когда нужно поздороваться с тем, кому адресовано письмо. Как можно поздороваться с Дедом Морозом? (Здравствуй, добрый день, приветствую тебя и др.)
– Если вы пишете кому-нибудь в первый раз, то необходимо представиться, назвать себя. Как это можно сделать? (Пишет тебе, меня зовут, я живу и др.)
– Дальше мы начнём рассказывать о том, какое время года наступило?
– Что происходит в природе? (Дни становятся короче. Солнышко уже не так жарко греет. Всё чаще идут холодные дожди. На полях, в садах и огородах собрали урожай. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Звери готовятся к зиме.)
– Какими красками можно изобразить осень? (Жёлтыми, красными, оранжевыми)
– С чем можно сравнить краски осени? (С золотом)
– Поэтому как можно назвать осень? (Золотая осень)
Наступила золотая осень.
– Послушайте какими красками описывает осень Иван Бунин в стихотворении «Листопад».
Лес, точно терем расписной, А между кленами синеют
Лиловый, золотой, багряный, То там, то здесь в листве сквозной
Веселой, пестрою стеной Просветы в небо, что оконца.
Стоит над светлою поляной. Лес пахнет дубом и сосной,
Березы желтою резьбой За лето высох он от солнца,
Блестят в лазури голубой, И Осень тихою вдовой
Как вышки, елочки темнеют, Вступает в пестрый терем свой...
– С чем сравнивает автор лес? (С расписным теремочком)
– Почему? (Потому что лес оделся в разные яркие цвета.)
– Выпишем слова, подчёркивающие красоту осеннего леса. (Лиловый, золотой, багряный.)
– Что происходит с листочками осенью, когда подует ветер? (они начинают опадать.)
– Как называется это явление? (листопад)
Начался листопад.
– Какие листья опадают с деревьев? (разноцветные)
С деревьев опадают разноцветные листья.
– Что образуют упавшие на земле листья под ногами? (Пёстрый ковёр.)
– Куда любят ходить дети и взрослые осенью?
Школьники пошли на экскурсию. или (Школьники пошли в парк)
– Что собирают дети и взрослые?
Дети собирали красивые букеты из листьев, а взрослые грибы.
– Рады ли они приходу осени?
Все рады приходу осени.
– В конце письма необходимо попрощаться, сказать «До свидания!» и не забудьте ещё раз подписаться.
IV. Словарная работа.
– При написании письма – сочинения вам могут встретиться трудные слова. Давайте вспомним, как они пишутся.
СЛОВАРЬ: Золотая, разноцветные, листопад, пошли, на экскурсию, собирали.
V. Устная работа.
– Попробуем вместе по плану составить устно текст будущего письма. Вспомните, что называется текстом, какие признаки у него есть? (Предложения связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.)
(Выступления учащихся.)
VI. Самостоятельная работа (с опорой на карточки с планом)
– Начнём писать письмо-сочинение, а дома закончите. Можно придумать оригинальное, интересное оформление вашему письму. А когда придёте в понедельник в класс, мы запечатаем все ваши работы в большой конверт и отправим по почте в Великий Устюг Дедушке Морозу. Кто знает, может быть он прочитает ваши рассказы о золотой осени, заинтересуется и приедет к нам в Уфу погостить будущем году.
Письмо Дедушке Морозу
1. Приветствие. Представление.
2. Какое время года наступило?
3. Какие осенние явления в природе можно наблюдать?
4. Какие листья опадают с деревьев?
5. Куда любят ходить школьники и взрослые?
6. Что они собирают?
7. Рады ли они приходу осени?
8. Прощание. Подпись.
VII. Самопроверка.
VIII. Итог.