Исследовательская ученическая работа в рамках МАН «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Камыши» с применением теории о звуках.»,7 класс.
Анализ стихотворения К.Бальмонта «Камыши»
Исследовательская работа по литературе с применением теории Бальмонта о символах и буквах алфавита русского языка
Хохлова Дарья, ученица 7б класса МОБУ СОШ с.Дмитриевка
Уфимского района
Научный руководитель: Зубарева Евгения Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
2011
Оглавление.
1. Введение. Цель работы…………………….....с.3.
2. Основная часть…………………………………..с.4-6.
3. Заключение…………………………………………..с.7.
4. Список использованной литературы…..с.8.
Введение.
Тема «Родная природа в стихах русских поэтов» является актуальной, так как человек и природа находятся в тесной связи. Недаром писатели и поэты очень часто своих героев в минуты душевных волнений «рисуют» на лоне природы. Но очень часто и сама природа бывает действующим лицом. Так у А.С.Пушкина буря завывает зверем или плачет, как дитя. При изучении данной темы на уроках литературы, я обратила внимание на то, что некоторые стихотворения имеют необычную звучность, даже мелодичность. Особенно отличаются, на мой взгляд, стихотворения поэтов так называемого серебряного века. Это и стало предметом моей исследовательской работы.
Моя работа основана на анализе стихотворения Константина Бальмонта «Камыши». Казалось бы, всё уже сказано об этом довольно известном стихотворении, но объектом моей работы я выбрала исследование содержания с точки зрения теории К.Бальмонта о символах, буквах и звуках в русском языке. Цель работы – показать, как теория К.Бальмонта одушествляет природу, то есть делает её живым действующим лицом, передаёт тему, идею и настроение стихотворения.
В связи с этим, изучив подробнее творчество этого поэта, я узнала, что он является поэтом серебряного века, представителем символизма. Именно поэтому К.Бальмонт, как и другие поэты этого направления (В.Брюсов, Н.Гумилёв и другие), особенное внимание уделяет не только словам, но и звукам. Каждое стихотворение у поэта звучит по-своему: то что-то свистит и воет (стихотворение «Ветер»), то льётся мелодия какого-то музыкального инструмента (стихотворение «Тоска полей»), то слышится чей-то шёпот и шелест (стихотворения «Шорохи», «Камыши»).
Основная часть.
Для К.Бальмонта природа – это «мозаика цветов», многоцветный и многозвучный мир. Природный мир для него неустойчивый, нестабильный, не застывший неподвижно – ему важно показать беспрерывное изменение окружающего мира, различность и «стозвучность голосов». Миг, внезапно возникший и безвозвратно промелькнувший, мимолётное природное состояние, которое важно уловить, пока оно не исчезло, – вот предмет поэзии Бальмонта. Изучив статьи о поэзии Бальмонта, я узнала, что сквозным образом в его поэзии является дрожание, трепет: у него трепещут «очертания сосен, елей и берёз, дрожат лунные ласки на листах, дрожит «светлопушистая снежинка», колышется океан, шелестят камыши.
Образы-символы Бальмонта тяготеют к стихийности, поэт выделяет основные природные стихии и посвящает свои стихотворения разнообразным их проявлениям: воздух (ветер, буря, гроза, гром), вода (море, океан, водопад), огонь (солнце, пламя, костёр, звезда). Бальмонт стремиться объять весь природный мир и слиться с ним.
Почему же так происходит? Почему стихи этого поэта звучат по-особенному? Таким вопросом я задалась и нашла ответ, прочитав статью Б.М.Эйхенбаума «О литературе: работы разных лет»(1). Из этой статьи я узнала, что Бальмонт был основателем теории о звуках и буквах («Поэзия как волшебство». М., Скорпион,1916г.). По его теории «гласные – это женщины, согласные – это мужчины…хоть властительны согласные, и распоряжаются они, считая себя настоящими хозяевами слова, не на согласный, а на гласный бывает ударение в каждом слове». Главный. По его теории. – гласный А, среди согласных – М.
В своей поэзии Бальмонт пользовался музыкально-звукоподражательными свойствами словесных звучаний. На основании этого была проделана исследовательская работа по известному стихотворению «Камыши», цель работы – показать, как при помощи набора определённых букв, звуков поэт передаёт настроение, тему и идею.
Прежде всего, я перечитала стихотворение и выделила те буквы, исследованием значения которых занималась в связи с теорией Бальмонта. Итак, при подсчёте оказалось:
О – 59 М – 23
И -36 С – 21
Е – 32 Л – 18
А -23 Ш – 16
Я – 15 В – 15
У – 10 Ч – 10
По теории Бальмонта, каждый звук имеет свое соответствие с душевным состоянием. А – русское, национальное, масштабное; Е – светлое благовестие или сдержанное благовестие; И – тонкое, хрупкое, или крик, визг, свист; О – огромное, большое, зовущее; У – шум, ужас, неприязнь; Я – утверждающее, твёрдое, величественное; Л – нежное, ласковое; Ч – мрачное, тайное, таинственное; В – воющее; М – стон сдержанной, «скомканной муки».
В результате исследования, я пришла к выводу, что поэт хотел выразить тревожное, зовущее и безысходное настроение (больше всего звука О). Значит, болото, где растут камыши, большое, зовущее, манящее, но гиблое место (М – 23 встречается). Значит, поэт, благодаря своей теории, смог точно передать тревожное состояние души лирического героя через тоскливое шуршание камышей.
Бальмонта всегда притягивала природа с её вечной изменчивостью, одухотворённостью, возвышением над земной суетой. Всё это в полной мере присуще камышам. Поэт описывает шелест камышей не только как разговор и шум, он показывает и их душевную, человеческую сторону. В стихотворении именно камыши являются символом. Через этот символ Бальмонт передаёт основную тему стихотворения – осознание мимолётности всего на земле и в душе человека. Эта вечная идея мимолётности бытия является отражением литературы серебряного века в творчестве К.Бальмонта.
Заключение.
Итак, на примере анализа стихотворения «Камыши» можно было убедиться, что если в одних стихотворениях поэт использует разнообразные световые, цветовые, музыкальные оттенки природных образов, то в данном – звуковое оформление стихотворения передаёт его настроение, тему, тональность. Бальмонта привлекают не ясные и чистые тона, а «полусвет и полусумрак», «блуждающий свет», мигающие среди камышей огоньки, влажное мерцанье луны. А звучание его теории в стихах является непревзойдённым: природа дышит, говорит, чувствует. Поэт отражает тот миг жизни, который важно уловить и зафиксировать, пока он не исчез. Это и является предметом поэзии Бальмонта. Это он и выражает при помощи символов, букв и звуков. Поэт через символику букв и звуков отражает эмоциональное настроение стихотворения. А при помощи аллитерации, повторяя звук С, Ш, Ч – шуршание и шелест камышей, засасывающие звуки сырого болота. Следовательно, мы не просто услышали и узнали о камышах, а услышали шёпот самих камышей. Услышали и поняли, о чём они шепчутся.
Можно сделать вывод, что не только применение различных тропов, но и звуковое оформление позволяет раскрыть содержание стихотворения.
Использованная литература:
Б.М.Эйхенбаум. О литературе. Работы разных лет. М., 1987, с.324-325.
Поэзия серебряного века в школе. М.:Дрофа,2007 г.
Поэзия серебряного века. Справочное пособие. М.: Дрофа, 1998 г.
Материалы с сайта http://www.coolsoch.ru./