Урок Древнее Двуречье

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа









Урок истории «Древнее Двуречье»
5 класс














Составила :учитель истории и
обществознания высшая кат.
Конева Н. А.
МОУ Междуреченская СОШ



















Гп. Междуреченскицй, 2014

Урок в 5 классе
Тема: Древнее Двуречье.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с природой Древнего Двуречья, занятиями и достижениями его жителей;
Развивающие:

- содействовать развитию умения критически мыслить, выделять главное, сравнивать, систематизировать, развивать воображение, публично излагать свои мысли;
- содействовать формированию умения работать с историческими фактами, картой;
- содействовать развитию рефлексии деятельности.

Воспитательные:
- содействовать формированию нравственных и коммуникативных качеств;


Оборудование: компьютер, проектор, компьютерные слайды, историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», мячик.

Учебник : Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История древнего мира.- М.: Просвещение, 2008.

План изучения нового материала:
1. Страна 2-х рек.
2. Занятия древних двуреченцев.
3. Верования.
4. Наука и письмена на глиняных табличках.


Ход урока

Здравствуйте, садитесь. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным.

1. Фаза «Вызов»
Сегодня у нас необычный урок, на нем мы продолжим изучение Древнего Востока и познакомимся с еще одной цивилизацией, которая получила несколько названий: Месопотамия, Двуречье, Междуречье.
-Как вы думаете, что объединяет эти три слова?
(ответы учащихся)
- две реки;
- между двух рек;
- и т. д.
Собственно говоря, у этих названий один смысл: это страна, которая, лежит между двумя большими полноводными реками Тигр и Евфрат.
Какие ассоциации у вас возникают при этих словах «Месопотамия», «Двуречье», «Междуречье»?
- Бурные реки
- Жара
- Плавание.
Молодцы, очень интересные ассоциации.
В пятом классе мы изучаем период древнего мира, исходя из этого,
попробуйте сформулировать тему нашего урока. Верно « Древнее Двуречье». Откройте тетради и запишите тему урока: «Древнее Двуречье». (слайд №1)
Цель нашего урока - (на доске) Представив себя в роли путешественников, познакомиться с Древним Двуречьем и достижениями его жителей.
(Слайд №2)
Перед вами черный ящик - в нем хранится то, что было изобретено в Древнем Междуречье и чем активно пользуется современная цивилизация. В конце урока, я надеюсь, мы ответим на этот вопрос. (Слайд №3)
А для того чтобы это узнать, я предлагаю вам совершить путешествие в Древнее Двуречье на машине времени. Во время нашего путешествия мы будем составлять схему, в которую будем заносить всю основную информацию о природе и людях Древнего Двуречья.
Схема эта называется «паучок», т.к. очень на него похожа, в тельце нашего паука мы поместим ключевое слово темы.
Как вы думаете, какое слово мы поместим в тельце паучка?
Верно – Двуречье. У каждой страны есть свои особенности, своя природа. А любую страну населяют жители. От этого слова у нас пойдут 2 стрелочки – это будут ножки паучка, под ними мы поместим слова – природа и люди. Отступите от темы 10 клеточек и посредине листа напишите слово Двуречье, обведите его, поставьте 2 стрелочки. От этих ножек пойдут стрелочки дальше – это будут башмачки нашего паучка. Схема наша будет разрастаться, и увеличиваться, а вы будете записывать в нее новую информацию. Назовите, пожалуйста, ту информацию, которую вы уже знаете о природе Двуречья? о людях?
Для успешного путешествия необходимо взять карту (у меня на доске, а у вас в учебнике стр.67). Итак, ребята, садитесь поудобнее, пристегните ремни, мы отправляемся в путь. (Слайд №4)

2. Фаза «Реализация смысла
Наше путешествие будет проходить по следующему плану:
1.Страна 2-х рек.
2.Занятия древних двуреченцев.
3.Верования.
4.Наука и письмена на глиняных табличках. (Сайд №5)

Посмотрите на экран (карта). (Слайд №6)

Древняя цивилизация, которая получила несколько названий: Месопотамия, Двуречье, Междуречье. Собственно говоря, у этих названий один смысл: это страна, которая лежит между двумя большими полноводными реками Тигр и Евфрат.( Слайд №7)

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как и Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища и загоны для скота. (Слайд №8)
Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы, копали колодцы. Благодаря труду многих поколений, долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающие небывалые урожаи. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более 5 тысяч лет назад.
Давайте занесем новую информацию в схему.
Древние междуреченцы поселились вдоль берегов этих рек. А чем же могли заниматься люди, проживая в таких местах? Эту информацию вы сможете получить, работая в группах по карточкам. (Отрывки из исторических источников авторов Геродота и Срабона). Назовите занятие, о котором идет речь в вашей карточке? (После группы №3 – Слайд №9)

Давайте эту информацию запишем в схему .( Ответы: Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб, строили города и храмы). Такие занятия были у древних двуреченцев. А о том, какие же у них были религиозные верования, вы узнаете из учебника (стр.64 -65, п.3 параграф 13). Но вы будете не только читать, но и на полях учебника делать пометки (простым карандашом): «V»- Я это знал!
«+» - это для меня новое! (Слайд №10)
Каких значков у вас получилось больше? Что вы узнали нового? Давайте запишем эту информацию в нашу схему.
(Слайд №11-Башни)
Как вы думаете, почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами?
(игра в мяч)
Дети Двуречья так, же как и все, любили играть в мяч. Предлагаю вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает.
- Когда образовалось древнее государство Двуречье?(более 5 тыс.лет назад)
- Что рыли для орошения полей и садов?

- Главное занятие двуреченцев? (земледелие)
- Назовите реки Двуречья?
- Какой там был климат? (теплый)
- Что выращивали?
Отдохнули? Продолжим наше путешествие.
Какие же еще достижения были у древних двуреченцев?
Наибольшие достижения были сделаны в сфере математики и астрономии – эти знания требовались в подсчете продуктов, в строительстве. Научная деятельность развивалась под воздействием религии. Так, число 60 считалось священным. Жители Двуречья час делили на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Шло развитие астрономии и астрологии, двуреченцы верили, что небесные светила воздействуют на судьбу отдельного человека и целых народов. Предсказывались солнечные и лунные затмения. В Двуречье был выработан лунный календарь, распространившийся по всей Западной Азии. Болезни лечили заклинаниями и молитвами. Однако отваживались производить сложные глазные операции (бронзовым ножом). В случае неудачи – врачу отрубали кисть руки.

Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. (Слайд №12)
Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи.
Клинообразные значки – это особое письмо Двуречья, клинопись.
(Слайд №13)
Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур», и значок «гора» выражал также слог «кур» - как в наших ребусах.
( работа с пластилином) Возьмите заостренные палочки и выдавите на своих табличках клинописный знак. Можете при этом пользоваться рисунком на экране.
В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики – дети богатых родителей, старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей. До нас дошли сотни тысяч клинописных текстов, благодаря этому мы имеем возможность точно и подробно ознакомиться с жизнью, занятиями, бытом, культурой и верованиями народов Междуречья.
Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы».
(Слайд №14)
А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой»- он следил за дисциплиной. Вот такие необычные работники школы были в то время.


3. Фаза «Рефлексия»
На этом наше путешествие заканчивается, пристегните ремни - мы отправляемся в обратный путь. (Слайд№15 )
Вернемся к нашей схеме. Какие новые знания появились у вас о Древнем Двуречье – Назовите их мне? Но на этом паучок еще не завершен, на следующих уроках он может пополниться новой информацией. Обратите внимание, какой большой параграф в учебнике, но с помощью «паучка» мы смогли самую основную информацию представить в этой схеме. Предлагаю вспомнить все то, что мы узнали на уроке. А поможет нам в этом игра «Исторический тир».
Итак, сегодня мы с вами побывали в Древнем Двуречье, многому научились. А теперь давайте вместе откроем черный ящик, ответив на вопрос: чем из достижений древних междуреченцев мы пользуемся до настоящего времени? (кирпич).
Вы активно работали на уроке. Приобрели новые знания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сохранили себе на память ваши «глиняные таблички». Надеюсь, вы всегда будете такими же грамотными и умными, как двуреченские писцы.

(Слайд №16)
Домашнее задание:
Прочитать параграф 13.
Выписать новые понятия.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1. с. 40. Задание №46.
Составить рассказ о своем путешествии на машине времени в Двуречье.
Спасибо за урок (Слайд №17)







Использованная литература:

1. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 2003.

2. Няньковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Академия развития, 1997.

3. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории древнего мира. Владос, 2003.

4. Крюков М.В.Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

5. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. М., 2004.

6. Чркасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. М.,1991.

7. Федосик В.А., Прохоров А.А., Евтухов И.О. Материалы по истории древнего мира и средних веков. Минск.. Книжный дом, 2004.
8. Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории древнего мира. М.,2003.

























Карточка №1
«Дождей выпадает мало, но и этих достаточно для первоначального питания и роста корней злаков. При этом посевы орошаются из реки. Орошение производится вручную. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево» (Геродот)
Вопрос: О каком занятии идет речь в вашем документе?

Ответ: В нашем тексте речь идет о.



Сезам – Масличное растение.




Карточка №2
«Потребности во всем остальном удовлетворяет финиковая пальма, потому что она дает хлеб, вино, уксус, мед, муку; из этого дерева также изготовляют всевозможные плетеные изделия; зерна плодов пальмы кузнецы употребляют вместо углей» (Страбон)

Вопрос: О каком занятии идет речь в вашем документе?

Ответ: В нашем тексте речь идет о.



Карточка №3
«Вымоченные зерна пальмы идут в пищу откармливаемым быкам и овцам. В Двуречье в большом количестве находят асфальт. Здесь образуются большие асфальтовые глыбы, пригодные для постройки домов, сооружаемых из обожженного кирпичаНо топлива было мало и в основном кирпич сушили на солнце, а такой кирпич легко крошится» (Страбон).
Вопрос: О каком занятии идет речь в вашем документе?

Ответ: В нашем тексте речь идет о.






Карточка №4
«Говорят, что плетенные из камыша и обмазанные асфальтом лодки становятся водонепроницаемымиГорода обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на суденышках, сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей» (Страбон)

Вопрос: О каком занятии идет речь в вашем документе?

Ответ: В нашем тексте речь идет о.


Заголовок 215